Сказкотерапия


"Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. (Тем более что это взрослый чего-то хочет). Язык сказки их естественно сближает".

(Дмитрий Соколов,
"Сказки и Сказкотерапия"
)


Случалось ли с вами такое? Поссорились с мужем или с подругой, обиделись на соседку или начальство. И вот крутятся, вертятся в голове слова-обвинения, слова-обиды, слова-самооправдания. И уже надоели эти пустые, бесполезные, изматывающие монологи. И хочется подумать о чем-нибудь другом - более приятном. И как было бы хорошо, мечтаете вы, если бы кто-то взял и отвлек.

...Приземляется, допустим, прямо у ваших ног летающая тарелочка, выползают оттуда, допустим, маленькие, скользкие, очень разумные, но безобидные существа, телепатически просят об убежище - необходимо срочно запихнуть их в морозильник. И вы запихиваете. А что делать!? И вот весь мир узнает об этом. Щелкают фотоаппаратами корреспонденты, сияют лучи прожекторов, шныряют туда сюда агенты спецслужб, а в центре сенсации - вы! Ну, и где ваша соседка, стряхивающая половичек прямо над вашим балконом? Где он - хам-начальник? Поверьте, он сидит перед телевизором и недоумевает - почему именно вас избрали пришельцы для контакта, почему не его?!

Или возьмем другой, не менее фантастический пример. Представьте себе, что вы возвращаетесь домой, а там муж. В вазе - миллион алых роз, на столе - свечи, шампанское, на блюде - устрицы во льду... Муж в костюме мушкетера. Или Адама? (Не очень-то у меня получается с прикидом вашего мужа. Попробуйте нарядить его сами).

Признайтесь - вы удивлены! Ошарашены! Ничего, что первая ваша мысль - почем нынче устрицы? Вторая мысль - а чего это он, что случилось-то? "Ничего особенного", - улыбается муж. (Я догадываюсь, что очень трудно представить его улыбающимся, особенно после вчерашней ссоры, но попробуйте поднапрячься, дайте своему воображению разыграться)…. "Ничего особенного", - повторяет муж. - "Просто вспомнил, что через 3 месяца и 12 дней одиннадцатая годовщина нашей свадьбы. Вот, решил отметить. Да ты садись, снимай туфли. Знаешь, я давно мечтал сделать тебе массаж ступни, только стеснялся предложить".

Ну, и где ваша подруга, которая хвастается тем, что ее супруг спит с прищепкой в другой комнате, чтобы не мешать ей своим храпом? Где сослуживица, гордящаяся тем, что ее благоверный никогда не забывает выносить сор из избы? Где сопливые инопланетяне, слепящие прожектора, журналисты-зануды?

А можно пойти еще дальше. Представьте, что все ваши обиды собрались в стаю, в журавлиный косяк. Впереди - главная, во всей красе. За ней - обиды помельче. И вот они улетают, а вы машете им платочком, прощаясь с ними навсегда.

Мечтать - приятно. Сказка - отвлекает. Мечтайте на здоровье, улыбайтесь своим грезам - и, знаете, как это ни странно, что-то изменится в вас. Например, настроение. А потом и отношение - к себе, к своим обидам, к противнику, кем бы он ни был.

Сказкотерапевтом для себя может быть каждый. А писатели, особенно пишущие для детей, актеры, клоуны, музыканты, психологи, учителя, художники, социологи, то есть все, кто работает с людьми, просто не могут хоть немножечко не быть сказкотерапевтами и для других.

А как важно научиться основам сказкотерапии мамам и папам, бабушкам и дедушкам! Ведь это так облегчает воспитание, так улучшает отношения, так украшает и родительскую, и детскую жизнь.

Мудры народные пословицы. Вот одна из них: "Каким родился, таким и сгодился". Почему один ребенок спокоен и непритязателен, а второй - в той же семье, с теми же папой и мамой - упрям и своенравен? Значит, так ему положено, так ему больше по душе. Со вторым ребенком труднее, но переделывать его не стоит. Можно перегнуть палку - и из сильного, стремящегося к самостоятельности существа воспитать зажатую и озлобленную личность. Лучше всего помочь ему справляться со своими же вспышками упрямства самостоятельно. Пусть у него будут палочки-выручалочки. Их он найдет в сказках, в которые будет вовлечен взрослыми.


"Аська и Асенька"

Мама готовила ужин, когда услышала дикий рев в подъезде. Ведут ее ненаглядную дочь, ведет старший сын свою сестренку из детского садика, а она, понятное дело, не хочет домой, ей не нагулялось. А то, что брату нужно уроки делать, и у мамы по дому дел невпроворот, ее не волнует. Так и будет теперь весь вечер реветь, и ведь никак не успокоить, не отвлечь. Малышке уже самой осточертеет нудеть, но из какого-то непонятного принципа не остановится, что за характер!

Рев слышался уже у самой квартиры, когда мама открыла дверь.

- А где наша Асенька? - встревожено спросила она у сына, не обращая внимания на дочку.

- Так вот же она, - не понял сын.

Мама пригляделась к дочке, покачала головой:

- С чего ты решил, что она Асенька?

- Белые бантики, розовое платье… - начал перечислять приметы мальчишка, чувствуя, что мама затевает какую-то непонятную игру.

Рев затихал, девочка была заинтригована.

- Да разве все девочки, у которых белые банты и розовые платья - Асеньки? Да ты что? Кого ты привел? И где моя дочка? - мама заломила руки. - У нашей Асеньки носик аккуратный, а у этой красный. У нашей Асеньки - глазки веселые, а у этой злые. Наверное, это Аська. Что же делать? Что же делать? Куда звонить? Где ее искать? Девочка, ты не видела нашу Асеньку? Она такая, знаешь, красивая. Улыбается, кушает хорошо. Не видела?

Девочка молча покачала головой.

- Боже мой, боже мой, - продолжала причитать мама. И обратилась к сыну: - Представляешь, тут еще ученые заметили, что над городом гуси-лебеди вьются. Сто лет их не было, и вот объявились…

- Если ты думаешь, что они нашу Асеньку утащили, - подключился к игре умница-сын, - то можешь не беспокоится. Асенька убежит. Ты что ли не знаешь, какая она умная и как быстро бегает.

- Будем надеяться, - вздохнула мама. - А что нам еще остается делать? И склонилась к дочери. - Ты, Аська, иди домой, тебя, наверное, мамка с папкой ждут, не дождутся. А если встретишь по дороге Асеньку, скажи, что мы очень волнуемся и ждем ее.

Сын вошел в квартиру, и мама закрыла перед носом дочки дверь. Не прошло и трех секунд, как в дверь постучали.

- А вот и Асенька! - радостно улыбалась дочка. - Меня гуси-лебеди хотели украсть, а я убежала.

Ну, тут, естественно, начались объятья, поцелуи, расспросы. Замечательный оказался вечер. Впоследствии эта игра в " Аську и Асеньку" не раз помогала девочке выйти из ступора упрямства и капризов. Поревет немного в своей комнате, надоест, и выходит, улыбающаяся, к родителям: "А вот и Асенька"! И расскажет еще, какие с ней приключения случились, пока ее, веселой, не было с ними.


"Выплюнь плохого человечка"

Приезжает та же самая мама на дачу из города. Наблюдает такую картину. Все семейство обедает на веранде, с аппетитом поедает салат и щавелевый суп. Одна дочь есть не хочет, сидит, надутая, на краю стула, отталкивает тарелку, бросается хлебом. Вот-вот начнет реветь. Почему? Не с той ноги встала, вероятно.

Мама моет руки, садится за стол, наливает супчика, и все это время рассказывает:

- В электричке все об этом и говорят. Будто нет других тем. Все волнуются, приглядываются друг к другу с подозрением.

- О чем, об этом-то? - интересуется муж.

- А что - в газетах еще не написали? В общем, одна из версий - такая. Будто бы шел по лесу дед Мороз с мешком зимних неприятностей: с гололедом, с простудами, со стужей и вьюгой, ну и так далее. Хотел он эти неприятности зарыть в лесу до следующей зимы, да споткнулся об корягу, упал. Мешок прохудился и…

- Что ли теперь, среди весны, опять снег пойдет, морозы начнутся? - удивленно спросил сын.

- Да нет, дырочка в мешке - маленькая, все не успело выскочить. Один только микроб выкарабкался.

- Что за микроб? Вирус А? - со знанием дела полюбопытствовал сын.

- Если бы… Ученые считают, что когда в мешке все неприятности перемешались, то получился новый вирус. Вот он-то теперь и гуляет на свободе. К кому он в рот заскочит, тот становится раздражительным, плаксивым, теряет аппетит, и на всех без особых причин злится.

- Антивирус еще не изобрели? - спросил сын, взглянув подозрительно на сестренку.

- Есть один домашний способ. Микроба, если он глубоко в организм не попал, можно прогнать. Медики прозвали его "плохим человечком". Так вот, если все окружающие станут кричать зараженному члену семьи: "Выплюнь плохого человечка! Выплюнь плохого человечка!", то микроб испугается и выпрыгнет из организма человека.

И тут на мамином лице появляется гримаса отвращения, и она раздраженно произносит:

- Что это за гадость? Вы что, меня отравить решили?

- Щавелевый суп… - растерянно отвечает муж, - тебе же всегда он нравился.

- Как сидишь вообще? - бросается женщина на сына. - Ну-ка выпрямись! - и добавляет совсем уж несусветное. - Руку к пустой голове не прикладывают!

- Выплюнь плохого человечка! - вспоминает мальчик.

И вся семья, включая оживившуюся дочку, начинает скандировать целебное заклинание. Мама послушно, как бы, сплевывает в ладонь и с силой стряхивает с нее невидимое, злобное существо. Растерянно улыбаясь, оглядывается по сторонам:

- Ой, что это было со мной? Как будто я была не я…

- В Снежной королеве описывается аналогичный случай, - вспоминает сын. - Правда, там похуже, там осколок зеркала попадает Каю в глаз.

И тут начинает безобразничать папа:

- Какая Снежная королева? Что ты несешь? Осколков нам только не хватало!

И его семья дружно спасает.

Всех доставал плохой человечек. И всех пришлось спасать. А как только спасли Асеньку, она, совсем, как мама, вздохнула, как бы опомнившись: " Что это со мной было"? Улыбнулась и с аппетитом поела суп.

Время от времени этот человечек появлялся, но с ним легко справлялись. А потом он исчез. Дети выросли.


"Сказка про ботиночки"

Дети выросли. И у той же мамы сын женился, и появился внук Данила.

- Не хочет снимать ботинки, - сообщил подросший сын о своем трехлетнем малыше, привезя его на выходные бабушке. - Вынуждены его укладывать прямо в них. Среди ночи хотим снять, просыпается и орет.

- Дело не в ботинках, - ответила бабушка, - дело в том, что Данилка так самоутверждается, Возраст такой, когда не хочется подчиняться взрослым, все через это проходят. Как с этим бороться? Не подчинять, а дать возможность выбора. Например, спросив, ты сам снимешь ботинки или тебе помочь? Но сначала необходимо ослабить бдительность. Чтобы ребенок не решил, что с ним хитрят таким образом.

Когда пришло время сна, бабушка взяла Данилку на руки и спросила:

- Что ты хочешь? Чтобы я прочитала тебе книжку или рассказала сказку сама?

- Сама, - ответил малыш. Бабушка и не сомневалась в этом. Малыш очень любил бабушкины сказки. А если бабушка хотела ему почитать, то обычно спрашивала, какую книжку взять с полки, про колобок или про кота в сапогах, чтобы и здесь был его выбор.

- Жил-был один мальчик. - Начала импровизировать бабушка. - Он так любил свои новые сапожки, что не хотел с ними расставаться даже на ночь. Сапожки тоже любили мальчика, и даже гордились тем, что мальчик никогда их не снимает. Но вот однажды мальчик лежал в своих сапожках и уже почти засыпал, как вдруг услышал:

- Не любит нас мальчик.

И второй голос ответил первому, тяжело вздохнув:

- Да, не любит. Мы сегодня так старались, бегали изо всех сил, крутили педали велосипеда, пинали мяч, мы так устали, а он нас держит в ботинках, как в темнице.

И мальчик понял, что это разговаривали его ножки.

- Хе, хе, хе, - заскрипели, засмеялись сапожки, - зато он НАС очень любит, не хочет с нами расставаться.

- Сапожки-то в любом магазине можно купить, а мы у мальчика одни. - Грустно ответила правая ножка.

А левая добавила:

- Мальчик растет, когда спит, а из-за вас нам тяжело расти, вы нам мешаете, со всех сторон зажимаете.

- Вот красота, - засмеялся один сапожок, - Мальчик большой, а ножки маленькие...

- Ничего красивого! - ответил ему второй. - И нам, кстати, не мешает иногда отдохнуть, подышать хоть немножко свежим воздухом! Эти ножки такие... так пахнут невкусно...

- Так из-за вас! Из-за вас же мы и пахнем! - Закричали наперебой ножки.

- Эй, хватит ссориться, вы мне спать мешаете, - встрял в разговор мальчик. И позвал свою маму, чтобы помогла ему снять сапожки и помыть ножки в теплой воде. Ведь он был хозяин и своим ножкам, и своим сапожкам. И хотел, чтобы всем было хорошо.

- Ну, что, - спросила бабушка, рассказав сказку, - пойдем в кроватку? Ты сам снимешь ботиночки. Или хочешь, чтобы я помогла тебе?

- Помоги, - ответил малыш.


"Как тебя зовут"?

Данила очень любил машины. Уже в три года мог безошибочно определить с первого взгляда, какой марки автомобиль. И самые любимые игрушки - машинки, и самые любимые книжки про машины.

С автомобилями он дружил, а вот детей на площадке чурался. Сидит в сторонке, в песочнице в окружении четырехколесых друзей, а на ровесников, носящихся за мячом, поглядывает недоверчиво, с опаской…

Подсел к нему как-то такой же - одинокий, стеснительный. Молчит, не знает что сказать. Данила тоже молчит, только крепче в самосвал и экскаватор вцепился. Ну и незнакомец вцепился в те же машины, надо же с чего-то начинать дружбу. Через пару минут - понятное дело - оба ревут.

Подошла бабушка Данилы. Не стала выяснять, кто прав, кто виноват. Начала на ходу сказку придумывать. Главное, неожиданное начало, чтобы сразу захватить внимание детей.

- Видите, автомобиль стоит, вон там - зеленый, но не очень уже молодой? - спросила, кивнув в сторону стоянки, где действительно были припаркованы Жигули. - Какую он мне интересную историю рассказал, вы не поверите.

- Машина рассказала? - удивился незнакомый мальчик.

Данила давно ничему не удивлялся - у бабушки и дверь песенки сочинять может, и листочек бумаги учится в школе будущих самолетов.

- Его Жигули зовут, - со знанием дела добавил Данила.

- Да, именно Жигули, - кивнула бабушка. - И был он очень одинок, этот Жигуленок, и мечтал подружиться хоть с кем-нибудь. Но почему-то ему не очень везло сначала. Как-то остановился он на красный свет, смотрит - а рядом другой автомобиль - красивый, новенький, блестящий…

- Как его зовут? - Данилке были важны все подробности об автомобиле.

- БМВ. И вот наш Жигуленок и говорит: " БМВ, а БМВ! Давай дружить. В лес будем ездить, на перегонки носиться". Посмотрел ВМВ на Жигули и усмехнулся: "Вот еще! Наперегонки! Да тебе в жизни за мной не угнаться. Уж если я с кем-то и буду дружить, так это с Мерседесом или с Ягуаром". Зажегся тут зеленый свет, и умчался БМВ, только его и видели.

Едет наш Жигуленок дальше, погрустневший. И вдруг в одной из пробок оказался он рядом со Скорой помощью, и говорит: "Скорая, а, Скорая, давай с тобой дружить". Вздохнула Скорая помощь: " Да ты что, Жигуленок. Какая дружба? Мне же некогда. Если с кем-то и удается пообщаться, так только по работе, с пожарной машиной, с милицейской". Включила она сирену и помчалась дальше, выбираясь из пробки. Едет Жигуленок дальше. Видит, у обочины еще один автомобиль грустит"…

- А его как зовут? - поинтересовался незнакомый мальчик, опередив на этот раз Данилу. - Дэйву. - Ответила бабушка и продолжала. - Подъехал к ней Жигуленок и спрашивает: "Случилось что-нибудь"? "Да вот, - отвечает Дэйву, - колесо проткнул, а домкрата нет". "Так у меня же есть! - обрадовался Жигуленок. - Давай мы тебе запасное колесо поставим, и поедем вместе к одному моему знакомому в мастерскую, он тебе мигом проткнутое колесо починит". Так и сделали. С тех пор они подружились. Ездят в лес теперь вместе, слушают пенье птиц, шелест трав и шум деревьев. Разговаривают о своих автомобильных делах".

- А я, - сказал незнакомый мальчик, - однажды видел корову на грузовике. У нее - рога и мешок к ногам привязан.

- Не привязан, он у нее там растет, около ног. И в мешке - молоко. Я в книжке видел, - рассказал Данила. - А я видел дым из окна. А потом приехала пожарная машина. А как тебя зовут?

- Меня Саша. А тебя?

- А меня Данила. Давай ты будешь самосвал, а я экскаватор, - и Данила протянул новому другу свою машину.

"Ну, вот и познакомились"! - обрадовалась бабушка и отошла к своей скамейке, чтобы не мешать их общению.


Блинчик
Эта статья участвует в конкурсе "Лучшая статья месяц