Меню

Мотивация первоклассника

Мама тройняшек делится опытом

AD
Мама тройняшек делится опытом

Двадцать пузырьков валерьянки, плохая кардиограмма, отвратительные отношения с учительницей, хлопанье дверью и застывшие в воздухе слова моей дочери:
- Надоела эта школа!!!
Так… вот, что осталось у нас по «сухому» итогу за весь первый учебный год.
Возможно, мои рекомендации помогут молодой маме, ведущей в первый класс малыша, не сделать ошибок.
Я хочу поговорить о МОТИВАЦИИ. Как морально подготовить ребенка к школе? Послушайте, что было у меня.

***
Весь год, как у нормальной семьи, не слетало с моих и мужа уст заветное слово «школа». Подготовка к школе, вечерние чтения, репетитор по выходным и все под соусом - «Вот пойдете в школу! А вот я была в школе!... А вот папа учился только на пятерки... Школа - это ваша работа!..»

То есть в итоге в сознании у ребенка загодя сформировался образ чего-то слишком ответственного.

Плюс добавили порох бабушки, тети, воспитатели в детском саду и соседки возле дома. Все напропалую твердили: «Будешь балду пинать - в школу не возьмут! Туда берут только хороших ребят», «В школе увидишь, как сложно учиться, еще обратно в сад запросишься», «Это еще цветочки, а вот в школе увидишь, что будет».
- А Маша у нас только на «отлично» будет учиться, как папа. Точно Маша? - вроде как играючи спрашивала свекровь.
- Точно, бабушка! - со своей детской наивностью говорила внучка.

Желание, чтобы их ребенок был отличником, или представление о том, что только хорошие оценки действительно отражают знания и успехи, оказалось крайне губительным.
Все эти наставления не несли никакого воспитательного характера, а наоборот, заставили тройняшек впасть в предлихорадочное состояние. В итоге в мальчиков вселилось чувство неуверенности. Они уже 1 сентября с порога запричитали, что у них ничего в школе не получится.

И загодя объявили протест. Весь год мне пришлось объяснять обратное - что в школе не так все страшно. Мы делили листок напополам и записывали в одной части минусы в школе, а во второй - плюсы. Я специально «раскручивала » мальчишек, разбалтывала их, и в конце домашних тренингов плюсов оказывалось намного больше, чем минусов. Это подействовало. Дети шли в школу, потому что там - классно попинать мячик с Матвейкой, на информатике есть любимый компьютер, а на уроке русского языка они обязательно узнают что-то новое, что можно потом рассказать с удовольствием папе. Папу тоже пришлось подготовить: он никак не хотел слушать информацию после работы, что звук «п» всегда мягкий после «е» и «и». Но это были ниточки мотивации и для папы, поскольку он вопрошал: «А на фига мне знать об этом?»

***
Но сложней оказалось с дочкой. Девочки по природе перфекционистки. Самой лучшей, самой умной, самой послушной… Если в детском саду у Маши это получалось, то в школе сразу и в один миг - нет (еще и я масло в огонь подлила, поссорившись с учительницей). Как результат у Маши к концу второй четверти случались психологические срывы. А под конец года я уже искала психотерапевта. Моя дочке виделись жуткие кошмары: как она убивает меня ножом, как учительнице отрезает голову…
Каждое воскресенье мы шли на причастие. Но и батюшка под конец нас немного побаивался.

В доме поселилась истерия.
- У меня ничего не получается! Я не смогу быть отличницей! Я всё ненавижу, - протест во всем. А это только первый класс.
Я пошла разбираться. Учительница мне не поверила. Особенно рассмешили ее фантазии моей дочки.
- Да Маша хорошая девочка, что же вы на нее наговариваете?
Я расстроенная закрыла дверь в класс. Начался урок. Я остановилась, чтобы застегнуть ремешок на туфле. И в такой корявой позе застыла…
Из-за закрытой двери раздавался неистовый крик учительницы. Что она кричала, я не расслышала. Но с таким азартом кричат лишь, когда хотят показать детям, что они придурки.
- Все! Детство у вас кончилось! - услышала я последнюю фразу.

Так вот откуда эти кошмары у Маши. После мягкого детского садика - «кричалки» учительницы оставляли у ребенка жуткие ожоги на психике. Я села и заплакала. Домой я не пошла, а дождалась окончания урока.
- А что вы хотите, - сказала она. - У меня 32 ученика . Они должны меня слушать… Не хотите у меня учиться, выбирайте школу.

За этот школьный год я поняла, что учительницу надо искать не по регалиям (заслуженная или нет) и не по программе, которую она преподает, а просто незаметно прийти на урок и послушать у двери.
- Что ты хочешь, у нее жизнь не устроена. Она мать-одиночка. Вот и кричит на детей. Да ты посмотри - то вдова, то разведенная, то старая дева, то еще не вышла, сильно молода, - сказала подруга.

Учительница должна иметь нормальную психику, тогда и психика у детей будет нормальной. А ведь наша учительница - заслуженный учитель России. Куда уж лучше-то?
У меня знакомый работает в автосалоне, поделился, что на днях приезжала женщина лет 50 с мужем.
- Я ее спрашиваю, какую машину желаете. А она толком ничего сказать не может. То кричит, то смеется, то плачет. Я вообще подумал, что женщина - наркоманка, после дозы. Я просто очумел. Ее муж отвел меня в сторону и сказал, что она всего лишь учительница, причем заслуженная.
- Ну, вы понимаете, сложный учебный год…

***
Пришлось нам с мужем все лето освобождать сознание дочки от гнета.
- Маш, ты нам дорога. Мы тебя любим не за оценки, а просто, за то, что ты есть!
- Это правда?
- Ну конечно, правда-правда! И получай любые оценки. Ты все равно прекрасна! Не бойся ошибаться.
- Но если я ошибусь, меня будет ругать учительница. Она ведь на нас так кричит.
- Ну и пусть. Ошибешься, зато лучше узнаешь что-то. Смотри, у меня сегодня не полился пирог… Но теперь я знаю, что духовку не надо открывать раньше времени.
- Значит, и взрослые могут ошибаться? И даже наша учительница? - для ребенком это было шоком.

Моя любимая цитата о школе Роберта Киосаки: «Когда школы насаждают убеждение, что ошибки это плохо, они крадут у школьников навыки, которые пригодились бы им в поисках новых знаний. Мы крадем у них два основных навыка: падение и развитие - на которых базируется процесс обучения. Стоит ли после этого удивляться тому, что в школе правит страх, скука и слепое зазубривание правил?»

Ребенок медленно после лета начал выправляться, но все равно упорно боится, считает, сколько дней осталось до школы.
- У нас есть еще 10 дней.
- Не говори! Не хочу ничего о школе слышать!
Знаю только одно: во втором классе, когда пойдут оценки, будет еще труднее. Я мысленно готовлюсь. И главная проблема у меня будет не в том, справится ли с программой моя Маша, а в том, сможет ли она психологически выстоять. Задача - помочь выстоять!

***
Вот так… Я думаю, что в первом классе учителя должны не идти по заданной программе. Считаю, что все Петерсоны, «Перспективы» и другие программы не понимают главной своей ошибки - засорения мозгов детей. Учителя должны посвятить целый год плавному переходу с узкоколейных детсадовких рельсов на плотные рельсы РЖД. Мягко. Без криков, что детство кончилось. Лично я бы посоветовала больше игр. Больше викторин. И меньше жестких парт и звонков, неподъемных ранцев, совершенно бессмысленных мягких «л» и «п». В первом классе дети должны понять одно - как классно научиться добывать знания! Как это интересно!

А мне, как родителю, надо научиться давать сигналы любви, чтобы ребенок понял, что он любим, независимо от оценок.

Даша Мосунова

Cпецпроект Евы.Ру
Учебный год
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325