Суздаль-Иваново 2012
Устав от бесконечной суеты, на майские праздники мы отправились в Суздаль. Суздаль для нас - это релакс, свобода, тишина, т.е. именно то, чего нам так недоставало последние несколько месяцев.
В этот раз мы решили опробовать новое место и поселились в гостевом доме "B&B", о чем впоследствии ни разу не пожалели. В этом гостевом доме всего два номера для гостей, первое время мы жили вообще одни, лишь накануне нашего отъезда приехала пара в соседний номер.
Хозяйка дома Юля и ее мама создают все условия для спокойного и приятного отдыха :) На территории есть банька, так что мы славно попарились веничками. Есть место для шашлыка, беседка, качели для детей.
Нас кормили очень сытными и вкусными завтраками, и пару раз мы еще заказывали ужин (который, кстати, намного вкуснее и дешевле, чем в местных ресторанах). А еще Юля пекла замечательные пирожки!
Интерьер номеров интересный, у нас был номер с кошками - везде развешаны картины с изображением кошек. Кстати, и живых кошек там много - хозяйские Мурка и Дуся (которая с удовольствием позировала японцам, приехавшим на ужин к нашей хозяйке). И еще бандит Барсик, который гонял всех местных кошек.
В общем, нам очень понравился этот гостевой дом. Единственным минусом лично для меня было отсутствие в номере шкафчика, но это не ужасно, конечно.
Основной целью нашей поездки был отдых, но есть места, которые нельзя не посетить в Суздале. Для нас это - Спасо-Евфимиев монастырь. Это традиция, которая не меняется уже несколько лет. Прежде всего из-за колокольных звонов (о них ниже).
Поэтому первым делом мы отправились именно в Спасо-Евфимиев монастырь.
Потихоньку начинаю приобщать Катерину к старинной архитектуре, поэтому мы отправляемся в этот раз в Спасо-Преображенский собор. Внутри собора очень красивые росписи, выполненные костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным.
Вот фрагмент росписи
Звонница. Она служила молельной церковью для Василия Третьего и его супруги Соломонии Сабуровой, позднее сосланной в Покровский монастырь (о котором чуть ниже).
А сейчас здесь каждый час проходят концерты колокольных звонов. Надо сказать, что суздальские звоны самые красивые из всех, которые я когда-либо слышала.
В будни, когда туристов мало, здесь особенно хорошо. Тихо-тихо, и вдруг тишину пронзает первый удар колокола. За ним вступают и остальные колокола. Интересно наблюдать за звонарем, сидя на лавочке напротив звонницы. Время как будто останавливается, и повсюду разливается колокольный звон. И вот уже отзвучал последний удар колокола, но в воздухе еще долго разносится мелодичное "Диииииииинь..."
На территории монастыря есть Музей наивного искусства. Здесь находятся работы художников-самоучек, по большей части действительно "наивные", но есть любопытные вещицы. Мне очень понравились вот такие коврики из лоскутков.
Посетили мы и Музей реставрации. В нем находятся экспонаты музея, которым необходима реставрация. Там же располагаются за стеклами и мастерские, в которых мастера-реставраторы вновь возвращают к жизни, казалось бы, навсегда утерянные вещи и предметы.
А это Спасский Детинец, или проще говоря, детская площадка. Девчонки покатались с горки, полазили в домике и поиграли в Цифирной школе.
Выходим из Спасо-Евфимиевого монастыря и идем на смотровую площадку, откуда открывается великолепный вид на Покровский монастырь.
Можно спуститься вниз и через мост перейти на другой берег реки Каменка, и как раз попадаешь на улицу Покровскую, на которой и расположен этот монастырь.
Покровский монастырь был основан в 1364 году, и монахинями этого монастыря в свое время были и первая жена Василия Третьего Соломония Сабурова, и жена Петра Первого Евдокия Лопухина.
Раньше на территории этого монастыря располагалась гостиница, но потом ее упразднили, а дома передали в собственность монастыря, и теперь здесь живут монахини.
Когда речь зашла о том, ехать ли на мастер-класс по керамике, Катя радостно закричала: "Конечно!".
И мы вновь посетили керамическую мастерскую "Дымов-керамика", где уже хорошо знакомая нам Валентина Павловна провела с нами мастер-класс.
В этот раз Карина была полноправным участником процесса :) Сколько было восторга - не передать! С помощью Валентины Павловны она старательно делала тарелочку.
"Видели, как я умею?" ;)
Ну а Катерина уже почти профи :) Теперь она не только лепила, но еще и украшала свои изделия.
А это часть того, что мы сотворили :) Теперь ждем, когда наши изделия обожгут и они приедут в Москву.
Съездили мы и в Щурово городище. Поскольку мы уже там были, то на экскурсию не пошли, зато девчонки покатались на лошади, ...
... покормили кроликов и погладили маленького трехнедельного крольчонка. А еще мы метали копье и стреляли из лука. Правда, как выяснилось, стрелок из меня никакой :(
А вообще мы много гуляли по суздальским улочкам. И вот сколько раз уже были в Суздале, но все равно каждый раз открываем для себя новые места.
В этот раз мы застали строительство нового моста через Каменку, который ведет от Покровской улицы до Спасо-Евфимиевого монастыря. Мост построили только накануне нашего отъезда, но тем не менее мы успели по нему пройтись.
А это панорама Суздаля, которая открывается со смотровой площадки на Ильинском лугу.
Посмотрите, какой красивый закат на реке Каменка!
На территории гостевого дома, где мы остановились, были качели, и девчонки (да и я, чего уж там) частенько проводили там время.
А еще мы запускали змея. Один раз был такой сильный ветер, что наш змей чуть не улетел навсегда :)
Ну и по традиции несколько слов о суздальских ресторанах.
На фото Катя позирует в кафе "Лимпопо", с него и начнем. Находится кафе на улице Красноармейская, на которой мы жили. Два зала - наверху и внизу, нам больше понравилось внизу. Кормят вкусно, но не быстро, цены вполне приемлемые.
Еще заезжали в "Бальзаминов дворик". Еда обычная, цены московские.
Гораздо больше понравилось в неподалеку находящейся "Харчевне". Вкусно, приветливые официанты, быстро. По соотношению "цена-качество" лучшее место.
В один из дней мы решили съездить в Иваново, всего-то 70 км!
Хотя город Иваново включен в "Золотое кольцо России", но смотреть там, как выяснилось, особо нечего. Ни старинного очарования Суздаля, ни великолепия Ярославля, ни очаровательной провинциальности Костромы там нет.
Но зато есть любопытный Музей ивановского ситца, который располагается в особняке известного ивановского фабриканта Д.Г.Бурылина.
Зная, что в музеях подобного рода самим осматривать экспозицию не особо интересно, я попросила провести для нас экскурсию. Правда, сотрудники пытались меня отговорить, мотивируя тем, что "это слишком дорого". Как выяснилось, экскурсия стоит 500 руб, в стоимость входит видео- и фотосъемка, а если экскурсию не заказывать, то билеты+фотосъемка+видеосъемка обойдутся лишь рублей на 150 дешевле. В общем если кто вдруг туда соберется, то очень рекомендую все-таки заказать экскурсию :)
Начинается экскурсия с демонстрации самого старого ткацкого станка, используемого в ивановском крае в 10-12 веке. Ткацкий станок был выполнен без единого гвоздя из ценных пород дерева. Ширина холста была всего 40 см. Этой шириной был обусловлен покрой мужской рубахи. Раньше отношение к ткани было очень бережное, даже маленький кусок ткани вшивали в одежду. Но холст сам по себе был невзрачен, поэтому его окрашивали натуральными красителями, и такая ткань называлась крашениной.
А это картина Лескова "В набойной мастерской". Мастерская, как правило, была двухэтажная, размещалась на берегу реки. На первом этаже стояли столы, процессом руководил мужчина. Внизу сидел мальчик, который растирал краску в ящике, а затем намазывал этой краской специальную доску - манеру. И с помощью этой манеры, передвигая ее несколько раз, наносили рисунок на холст. Это надо было сделать очень точно, иначе ткань получилась бы бракованной и ее бы никто не купил.
Затем ткань прополаскивали и развешивали на вешала для просушки.
Ну а тут техника уже шагнула далеко вперед. Вот с помощью таких цилиндров начинают накатывать рисунок на ткани. Сначала машины были одноцилиндровые, затем многоцилиндровые. Первые приводили в движение лошади, им на смену пришла сила пара.
Это коллекция старинных ивановских тканей.
Один из рисунков, восточный, обусловлен тем, что в те времена активно велась торговля со странами Азии, и надо было делать такие ткани, которые понравились бы жителям Востока.
Качество, конечно, непревзойденное, краски до сих пор очень яркие.
В этом зале еще при жизни Д.Г.Бурылина был открыт первый краеведческий музей.
В этом же здании, на последнем этаже особняка Бурылина, расположен музей Вячеслава Зайцева, уроженца города Иваново. Здесь, в импровизированном кабинете, находятся ценные для Зайцева вещи, и конечно, его коллекции одежды.
Коллекция Зайцева, выполненная из павловопосадских платков.
Напоследок нам включили вот такой шар, обернутый ивановскими ситцами, как символ того, что ивановские ситцы известны во всем мире. Тканям уже более 25 лет, но они по-прежнему яркие и насыщенные.
Далее идем в Музей промышленности и искусства, который носит имя своего основателя, посвятившего всю свою жизнь делу собирания коллекций «древностей и редкостей» и созданию музея. Для своих коллекций Дмитрий Геннадьевич Бурылин построил здание в стиле итальянского палаццо с великолепными залами и внутреннем декором.
Поскольку дети уже немного устали от предыдущей экскурсии, решаем экскурсию не заказывать, а посмотреть все самостоятельно.
Самый интересный зал для детей - "Природа Ивановского края" - один из старейших экспозиционных залов в городе, где дети знакомятся с животным и растительным миром края.
Гордость музея - раритетные астрономические часы. Приобретенные Д.Г. Бурылиным в 1911 г. часы показывают время одновременно в 37 городах мира, летоисчисление по нескольким календарям, движение созвездий, планет в солнечной системе.
Астрономические часы сконструировал и изготовил парижский механик Альберт Биллете в 1873 году для одного из потомков знаменитого рода герцогов Альба. По просьбе заказчика все чертежи были сразу же уничтожены после изготовления часов, так что часы эти единственные во всем мире.
"Библиотека Д.Г. Бурылина" - подлинные предметы музейного собрания, включенные в интерьер, создают образ читального зала периода 1914-1924
"Арсенал" - редкая коллекция холодного и огнестрельного оружия стран Средней Азии, Востока, Западной Европы, Америки с 14 до второй половины 20 в.
Еще в музее есть коллекции фарфора, старинных монет, даже коллекция посмертных масок известных людей (до сих пор в голове не укладывается, как можно такое коллекционировать?).
В целом музей достаточно интересный, но наверно с экскурсией его посетить было бы лучше. Может быть, когда-нибудь в другой раз :)