Меню

Отношения и секс

Звездная постоянная Стефана-Больцмана

Звездная постоянная Стефана-Больцмана
Когда я предложила коллегам слегка отвлечься от губернатора и писать о школьниках, потому что у школьников сейчас масса дел: тренировочные ЕГЭ, конец четверти, итоговые оценки, выпускные платья, контрольные работы, кеды converse, а у губернатора лишь тотальный диктант, коллеги посмотрели на меня с оттенком ужаса и сказали: «Вот ты и пиши. Кажется, - мстительно добавили коллеги, - у тебя в семье имеются школьники. Подбери темы». И я подобрала.
AD
AD
Например, домашние задания. Как ни прячься за распахнутым ноутбуком, зачем-то иногда требуется принимать участие в подготовке. Вот я - великолепный педагог. Я убедительно рассказываю сыну, как важна для него физика, потому что каждый член нашей семьи обязан стать инженером, а базовое образование инженера включает в себя. Пылаю щеками. Приказываю всегда исполнять задания. Не запускать! Сын не против. Но он не понимает, как делать вот эту задачу.

- А в школе вы не решали подобных? – уточняю опасливо.
- Нет. Никогда. Мы вообще ничего не решали, - горюет сын.

Беру учебник. Время - полночь, потому что сын «до последнего хотел разобраться сам». Читаю задачу. Сначала про себя: «Мальчик переправляется на лодке через реку со скоростью 7, 2 км/ч». Нарочито бодро продолжаю вслух: «Течение относит его на 150 м. Найти скорость течения, если известна ширина реки - о,5 км». С усилием соображаю. Ширина реки - о,5 км. Еще и течение, господи. Не исключено, что мы имеем дело с треугольником сил. Что это вообще такое - треугольник сил? Тревожно посылаю сына за бумагой и карандашом.

- Нет, что ты принес! Ну что ты принес! Принеси нормальный карандаш. Я ручкой не умею рисовать, - откатываю ручку подальше. Сын отыскивает карандаш неразличимой марки, сильно объеденный с концов.

- А можно его подточить хотя бы? – тут важно потянуть время. Освежить воспоминания о треугольнике сил.

Чинит карандаш. Беру листок, это листок из школьной тетради сына, по краям написано: «Гуф умер». Кто такой Гуф? Рисую реку. Шириной о,5 км. Рисую лодку. Это такая специальная лодка, старая рыбацкая, самодельно сколочена из широких досок, доски пахнут смолой, древний запах, немного смуглый. Шпангоуты укреплены листовым железом, весло плещет по воде, вода немного цветет - ведь уже август, с его тягучими днями, полными солнца. Мальчик в парусиновых шортах на помочах; кажется, это старинный мальчик. Да, он пятидесятого года рождения. Мечтает стать военным летчиком. Записан в аэроклуб. На лодке плавает для общего физического развития. Со скоростью 7,2 км/ч.

- Понимаешь, сынок, - говорю я, - в физике главное что? В физике главное - приравнять одну формулу к другой, и отсюда выразить неизвестное. Например. Вот сейчас я тебя научу хитрости! Такая хитрость! Она используется, чтобы не учить формулы. В чем измеряется скорость? Это каждый знает. Машина едет со скоростью сто двадцать... Ну?

- Километров в час! - выкрикивает сын. Он горд.
- Правильно. То есть, нам сразу ясно, что километры нужно разделить на часы. Тебе ясно?
- Нет, - правдиво отвечает сын.
- Ты что! Это же хитрость. Давай учиться хитрости. Например, плотность вещества измеряется в чем? - в килограммах на метр кубический. И нам сразу ясно... что нам сразу ясно?
- Ничего?
- Нет, все! Нам сразу ясно, что плотность равняется масса разделить на объем. Килограмм делим на метро кубический, ты что!
- Мама, - аккуратно останавливает сын, - мне бы задачу.

- Будет тебе, - возражаю я, - успеем! Я хочу, чтобы ты немедленно задумался о физике! Ты не представляешь, как хороша физика! Как много она… эээ… ну как много она включает в себя! Ты вот думаешь, физика, это метры в секунды и дурацкие мальчики на лодках? Нет! Физика - это звездная постоянная Стефана-Больцмана! Закон, определяющий излучение абсолютно чёрного тела!

- Да, - вежливо отвечает сын, - но пока у нас - никакого абсолютно черного тела. А наоборот – лодка.

С неохотой возвращаюсь к задачнику. Мальчик в лодке. Лодку смастерил его отец, во время войны он был партизаном в Карелии, совершал сверхдлинные лыжные марш-броски, где приходилось согреваться, выпивая кровь погибших и пока теплых товарищей. Он никогда не вступал в разговоры о войне.

- Так. Ну, смотри. Вот здесь все разное - V1 - скорость лодки, S1 - ширина реки, V2 - скорость течения, S2 - расстояние, на которое лодку этим течением отнесло... Но есть что-то общее! Единое! И это?..

- И это... - вторит сын.

- Все это происходит в единое время! Единство времени, действия и места в рамках европейского художественного стиля классицизма!
- Ах, вот как, - говорит сын, пряча глаза.
Далее мы составляем пропорции, находим скорость течения и бонусом - единое время; я спрашиваю:
- Ты понял? Понял? Давай про хитрость. Я хочу, чтобы ты знал такую хитрость. Это просто! Вот в чем измеряется скорость?
- В километрах в час.
- Правильно! И отсюда нам сразу ясно, что...

Сын сбегает, догоняю его и удерживаю за ухо. Я научу этих глупых детей физике! Ведь каждый член нашей семьи обязан стать инженером. Через тернии. И да поможет мне звездная постоянная.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325