Образование

Не вред, а благо: как использовать гаджет с пользой для ребенка

Не вред, а благо: как использовать гаджет с пользой для ребенка
Рассказываем, как найти идеальный баланс в век высоких технологий и превратить гаджет в полезную игрушку.
Ежедневно мы используем гаджеты для самых разных целей, и современному человеку сложно представить себе хотя бы один день без смартфона, планшета, умной колонки или компьютера. Мы общаемся с помощью мессенджеров, ищем информацию в сети, смотрим фильмы и читаем книги онлайн. При этом цифровизация коснулась не только взрослых, но и детей, осваивающих все современные технологические новшества с сумасшедшей скоростью.
Цифровизация коснулась не только взрослых, но и детей
Как направить энтузиазм ребёнка в нужное русло и научить его использовать гаджет во благо? Разбираемся вместе с методистом направления подготовки к школе «ИнтернетУрок» Ириной Степановой.

Гаджеты: вред или польза?

Многие родители опасаются, что смартфоны, планшеты и компьютеры будут отвлекать ребёнка от учёбы или же втягивать в виртуальную реальность, не оставляя времени на реальное общение. На самом деле то, как именно ребёнок будет использовать гаджеты, во многом зависит от родителей — если правильно «познакомить» детей с современными технологиями, они не только принесут пользу, но и сэкономят время (как родителей, так и ребёнка), а также расскажут и покажут массу интересного.
Многие родители опасаются, что смартфоны, планшеты и компьютеры будут отвлекать ребёнка от учёбы
Кроме того, при правильном подходе ребёнок научится воспринимать гаджеты не просто как развлечение, но и как возможность научиться чему-то новому быстро и интересно.

Как правильно «познакомить» ребёнка с гаджетами?

В первую очередь, взрослым самим необходимо научиться «цифровой гигиене», ведь лучший пример — собственный. Затем уже можно переходить к установлению правильной коммуникации между ребёнком и гаджетом: здесь важно выработать ряд правил, которые должны соблюдаться вне зависимости от обстоятельств.

Допустим, существует правило, что вся онлайн-активность завершается за несколько часов до сна. Конечно, в каких-либо исключительных ситуациях можно позволить ребёнку немного задержаться в виртуальной реальности, но в целом же собственные законы необходимо соблюдать.
В первую очередь, взрослым самим необходимо научиться «цифровой гигиене»
Это же касается и соотношения развлекательного и познавательного контента, а также общего времени, которое ребёнок проводит в смартфоне или компьютере. При этом важно помнить о том, что правила работают в обе стороны: ведь есть разница между мультфильмом, выступающим в роли развлекательно-познавательного контента, и онлайн-игрой, которая призвана занять ребёнка в те моменты, когда родители сами хотят отвлечься. Во всём необходим баланс.

Как превратить гаджет в полезную игрушку?

Как и в любом вопросе, связанном с воспитанием и развитием ребёнка, здесь важно учитывать его интересы и стремления. Допустим, ваш ребёнок имеет творческую направленность — любит музыку, рисование, увлекается лепкой из глины. В этом случае стоит подбирать для него соответствующий онлайн-контент: это могут быть полезные приложения для рисования или игры на музыкальных инструментах, профильные сайты, тематические игры и развивающие онлайн-курсы.
С помощью гаджетов можно проходить онлайн-курсы, брать дополнительные занятия по тому или иному предмету, учить иностранный язык.
Кроме того, в вопросе использования гаджетов также не стоит забывать о том, что благодаря развитию технологий стало доступнее и образование — правильно используя возможности гаджетов, вы можете помочь дошкольнику освоить базовые навыки (чтение, счёт, письмо), а заодно развить общий кругозор, творческое мышление и другие не менее важные умения. Также с помощью гаджетов можно проводить занятия с логопедом, учить азы иностранного языка или «посещать» полноценные развивающие онлайн-курсы для дошкольников, помогающие детям подготовиться к поступлению в первый класс.

Если речь идёт об учениках младших, средних и старших классов, пользу гаджетов тем более не стоит игнорировать: с их помощью можно проходить онлайн-курсы, брать дополнительные занятия по тому или иному предмету, учить иностранный язык.
Безусловно, интернет-пространство может таить в себе некоторые опасности, о которых не стоит забывать

Несколько полезных идей, чем ребёнку заняться в сети.

  1. Приложения с графическим дизайном. Это и электронные раскраски, и анимация, и графические редакторы — выбор практически безграничен, а пользы от таких занятий будет немало. К тому же это отличный повод провести время с ребёнком, используя современные технологии, и научить его в них ориентироваться.
  2. Фильмы, мультфильмы, развивающие онлайн-шоу. Если правильно выбрать контент, он послужит сразу двум целям: рекреационной и образовательной. А в некоторых приложениях можно даже установить определённые фильтры, чтобы ребёнок мог выбирать из того, что родителю кажется наиболее подходящим.
  3. Развивающие курсы. Можно подобрать занятия по какому-либо конкретному предмету, а можно выбрать полноценный курс, направленный на общее развитие или подготовку к школе / сдаче ЕГЭ / поступлению в ВУЗ.
  4. Аудиокниги и музыка. Как и фильмы и мультфильмы, аудиоконтент может служить сразу нескольким целям, а кроме того — способствовать развитию воображения у ребёнка.

Какие конкретно знания и навыки ребёнок может освоить онлайн?

Как именно ребёнок будет использовать гаджеты, во многом зависит от родителей

Дошкольники

  1. Общая подготовка к школе: обучение чтению, счёту, письму.
  2. Развитие кругозора, навыков мелкой моторики и логики.
  3. Развитие творческого потенциала и воображения.
  4. Начальные этапы изучения иностранных языков.
  5. Постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического и звукового слуха, речевого дыхания.

Ученики младшей, средней и старшей школы

  1. Закрепление знаний, полученных в школе, а также работа над пробелами в школьной программе с помощью образовательного онлайн-контента.
  2. Продвинутое изучение иностранных языков (в том числе и просмотр кинофильмов и сериалов на иностранном языке, чтение онлайн-книг).
  3. Освоение материала совместно с репетитором или наставником.
  4. Участие в онлайн-олимпиадах, викторинах и квизах для развития кругозора и лучшего усвоения уже имеющихся знаний.
Закрепление знаний, полученных в школе, а также работа над пробелами в школьной программе с помощью образовательного онлайн-контента

Правила безопасности

Безусловно, интернет-пространство может таить в себе некоторые опасности, о которых не стоит забывать: это и чрезмерное увлечение гаджетами, и контент, не предназначенный для детей, и кибермошенники. Поэтому важно постараться обезопасить ребёнка: если речь идёт о дошкольниках и учениках младших классов, стоит установить временные рамки для выхода в сеть, использовать специальный детский режим, установить защиту на смартфон, планшет или компьютер, а главное — регулярно интересоваться, чем именно занимается ребёнок в интернете, какие приложения скачивает и какие сайты посещает.

Ученики старших классов, как правило, не горят желанием делиться с родителями деталями своей онлайн-жизни, однако и им будет не лишним напомнить о правилах безопасности в сети, которые могут уберечь их от досадных недоразумений и ошибок.


Фото: свободные интернет-источники