Про образование наших детей
Федеральный Закон "Об образовании" предусматривает введение образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями. Институт коррекционной педагогики разработал концепцию по образованию детей с ОВЗ. Кому интересно, пройдите по ссылке, можете изучить концепцию, и желательно проголосовать за нее в обсуждениях, поддержать. Так как на основании нового ФЗ "Об образовании" на практике может получиться так, что нашим детям придется ходить в школы, которые будут подведомственны Собесам, а не Департаменту образования, либо получать инклюзивное образование, то есть учиться в общеобразовательных школах наряду с обычными детьми. Учиться с обычными детьми - это, конечно, хорошо, но не всем это дано, особенно детям со сложной структурой дефекта. Поэтому не совсем понятно, что нас может ожидать в 2016 году в плане образовательного процесса. Сейчас мой ребенок посещает школу. У нас тугоухость и ДЦП. Ходим в школу с удовольствием. До школы у нас было непонимание с ребенком, т.к. он не говорит, и не слышит, и он не знал, куда его одевают, куда ведут, что будем делать и т.д. А сейчас, отучившись год, научившись некоторым жестам, мы общаемся, он понимает, что, когда и куда. Но точно знаю, отдай его в обычный класс, что он там будет делать... Так что, кому интересно, вперед по ссылке.
Возможно кто-то ориентируется в этой теме побольше, буду признательная, если поделитесь информацией.
http://институт-коррекционной-педагогики.рф/ob-institute/novosti-instituta/specialnyj-fgos-dlja-detej-s
Возможно кто-то ориентируется в этой теме побольше, буду признательная, если поделитесь информацией.
http://институт-коррекционной-педагогики.рф/ob-institute/novosti-instituta/specialnyj-fgos-dlja-detej-s
Считаю, что концепция содержит ряд прогрессивных моментов. В частности, в число категорий детей с ОВЗ включены дети с аутизмом (чего раньше не было, как и не было специальных программ для таких детей). Прописаны стандарты инклюзии, введена подробная классификация детей с ОВЗ.
Однако, я считаю, что концепция нуждается в некоторых дополнениях.
1. Необходимо ввести дополнительные категории и расширить уже существующие. Есть ряд детей, которые не попадают ни под одну из указанных категорий, но тем не менее, нуждаются в создании особых условий для обучения.
- Нужно ввести категорию: дети с ослабленным здоровьем, нуждающиеся в щадящих условиях обучения. Скажем, ребёнок с кардиологическими проблемами очень нуждается в щадящих условиях, присутствии врача в школе, замене обычной физкультуры на лечебную и т.д. Но массовая школа не предоставляет такой возможности. Сейчас такие дети чаще всего учатся на дому, и это не совсем правильно. Если же отталкиваться от с перечисленных категорий, то в дальнейшем такие дети могут быть лишены и надомной помощи. Есть дети, которым требуется особый режим питания, и из-за этого они не могут посещать массовую школу.Есть дети, которые регулярно принимают лекарства, и это должен делать врач.
- Категорию "задержка психического развития" следует расширить.: "дети с задержкой и иными нарушениями психического развития, а так же с особенностями нервной системы, препятствующими обучению". У меня младший ребёнок имеет диагноз - астено-невротический синдром. Он в состоянии освоить программу повышенной сложности, но ему нужны специальные условия - небольшое количество учеников в классе, психологическая поддержка, адаптированные варианты физкультуры. Но он не попадает ни в одну из перечисленных категорий. Есть дети с СДВГ, которым тоже требуется особый подход, но они не попадают ни в одну из категорий.
- Отдельно ввести категорию - дети с психиатрическими заболеваниями. Увы, такие диагнозы, как шизофрения, биполярное расстройство и пр. порой детей не минуют. И этим детям нужна психиатрическая помощь.
2. В концепции не затронут такой момент, как количество учеников в классе. А это принципиально важный момент. Большинство детей с ОВЗ нельзя обучать в классах по 30 человек.Нужно для каждого варианта прописать количество обучающихся. Подробнее об этом напишу в следующем пункте.
3. Варианты стандартов необходимо расширить:
Стандарт А должен быть реализован в 3 вариантах.
Вариант А-1 - предусматривает обучение в обычной общеобразовательной школе с наполняемостью классов около 30 человек, при этом ребёнку оказывается помощь в рамках возможностей школы.
Вариант А-2 - предусматривает обучение в массовой школе при создании щадящей образовательной среды. Прежде всего должна быть малая численность классов - 15-20 человек, расширенный штат специалистов - психологов, дефектологов, "Школ здоровья", но сейчас их уничтожают.пециалистов по ЛФК, врачей. В принципе, такой стандарт до недавнего времени реализовывался в Москве в рамках
Вариант А-3 предусматривает наличие классов коррекции или компенсации в общеобразовательных учреждениях. В таких классах могут обучаться дети как со схожими, так и с различными ограничениями, если программа позволяет "охватить" детей с различными видами нарушений. Сроки могут быть как обычными, так и пролонгированными, в зависимости от специфики класса. В частности, в таких классах могут обучаться дети с медицински обусловленными поведенческими нарушениями, которые в состоянии освоить школьную программу. Численность классов - до 15 человек (в зависимости от специфики), классов с детьми с проблемным поведением - до 10 человек.
Добавить стандарт Стандарт Е - варианты надомного обучения в обычных и коррекционных школах, наличие специальных школ домашнего обучения. При этом должны быть предусмотрены формы надомного обучения, позволяющие ученикам частично присутствовать на уроках.
На мой взгляд, в концепции недостаточно "прописана" проблематика детей с поведенческими нарушениями.
Сейчас ситуация такова, что таких детей стараются не брать как массовые, так и коррекционные школы.
Поэтому я считаю необходимым прописать в концепции необходимость создания специализированных классов для таких детей, либо классов, где эти дети могут обучаться среди других детей, как в массовых, так и в коррекционных школах.
Можно предусмотреть создание коррекционных школ и классов именно для "поведенческих" детей вне зависимости от медицинских причин (если такие причины в принципе есть). Такие классы должны работать с активными применением АВА-терапии и других методов поведенческой коррекции. Сейчас существуют школы для детей с девиантным поведением, но они предназначены для здоровых детей и относятся к сфере социальной, а не коррекционной педагогики. Это совершенно другая специфика и другие методы. Хотя в некоторых случаях стоит и объединить усилия, тем не менее, эти 2 профиля следует разделять.
И ещё одно дополнение - я думаю, что следует предусмотреть в принципе расширение методик преподавания в школах с инклюзией с учётом наличия в таких школах детей с ОВЗ. У меня старший сын - компенсированный аутист, он сейчас в 8 классе и вполне тянет программу общеобразовательной школы. Но - у него большие проблемы в сфере вербальных коммуникаций. Он в принципе мог бы достичь блестящих результатов, если бы в програма присутствовало бы больше практики, экспериментов, если бы больше задействовали визуальные методики, развитие пространственного мышления. И другим детям это пошло бы тоже на пользу. Но к сожалению, текущая программа в основном рассчитана именно на вербальные коммуникации.