129
Зулейха открывает глаза
Я просто потрепаться )
Кто читал?
Я сейчас ее дочитываю, так нравится, что даже жалко, что кончается (( Может кто-нибудь подскажет что-нибудь подобное? По стилю и содержанию )
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсужденияЯ просто потрепаться )
Кто читал?
Я сейчас ее дочитываю, так нравится, что даже жалко, что кончается (( Может кто-нибудь подскажет что-нибудь подобное? По стилю и содержанию )
Кто читал?
Я сейчас ее дочитываю, так нравится, что даже жалко, что кончается (( Может кто-нибудь подскажет что-нибудь подобное? По стилю и содержанию )
Алитет уходит в горы
Тяжёлый песок Рыбакова не могла оторваться. Доктор Живаго очень понравился, сначала тоже по диагонали читала, а закончив читать всю книгу, вернулась к началу для подробного прочтения.
Читала, мне понравилось. Из похожего, имхо, "Змеев столб" Ариадны Борисовой.
Спасибо, девочки. Все записала в блокнотик :*:*:*
По содержанию похож "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург, матери писателя Василия Аксенова. Автобиографическая повесть. Арест, тюрьма, ссылка, каторга, разлука с сыном, и даже любовь немного в тех ужасных условиях.
Петкевич Т. Жизнь-сапожок непарный. Очень рекомендую
Велембовская "Немцы"
Мне по стилю показалось похожим на Халед Хоссейни. Почитайте - Тысяча сияющих солнц (про судьбы афганских женщин) и Бегущий за ветром.
Anonymous
Купила аудиокнигу, чтобы слушать в машине. Затянуло так, что радовалась каждым пробкам, приезжала к месту и не выходила до последнего... Невероятное впечатление от книги. Видимо и хорошее прочтение тоже сыграло свою роль. Бывали моменты когда сидела и ревела над конкретными эпизодами, но в целом очень положительное послевкусие осталось. В течение недели потом ничего не слушала, тк подольше хотелось вспоминать моменты из книги. Особенно понравилась сюжетная линия взаимоотношений Иконникова с Юзуфом
"Дознователь" Хемлин, мне советовали вместе с Зулейкой, я правда до него не дошла ещё, но все же)
П.С Зулейка понравилась
П.С Зулейка понравилась
Ещё подростком перечитала всю бабушкину библиотеку... Бабушка русская, но работала учителем по распределению в Дагестане. Из того, что запомнила на всю жизнь- Фазу Алиева ,,Корзина спелой вишни,, Очень ругала маму, что та, продав старый дом дедушки и бабушки, не забрала эту книгу.... И Расула Гамзатова прочтите, например ,,Мой Дагестан,,- это любителям стихов конечно.
Девочки! Спасибо большое за рекомендации. У меня была огромная проблема найти что почитать. Пыталась почитать какие то детективы но все не то. Не захватывало. Сейчас Зулейху читаю и закачала еще книжек по вашим рекомендациям. Как хорошо что я зашла сюда! Спасибо, спасибо, спасибо. Хоть почитаю:)
"Тема репрессий 30-х годов 20 века в русской литературе не нова. Авторы, которым самим довелось испытать на себе советскую каторгу, давно печатаются большими тиражами и даже включены в школьную программу.
Долгие годы уходили у них на создание произведений, которые подвергались тщательной собственной редакции, потому как стремились к максимальному натурализму в изображении окружающей их там действительности вплоть до мелких бытовых деталей.
Но это и классикам удавалось не всегда. А.Солженицын, например, получил упрек в недостоверности от В.Шаламова ("Один день Ивана Денисовича"):"...и что ещё за больничный кот ходит там у вас? Почему его до сих пор не зарезали и не съели?" И признал его справедливым.
Но для Г. Яхиной ("Зулейха открывает глаза") , похоже, подобные мелочи в изображении лагерного или деревенского быта и нравов не имеют никакого значения. Главное - вышибить из читателя слезу , закрепив таким образом интерес к своей книге. Более того, далее для читателя заготовлены сцены, для определения которых у меня находится только одно вежливое слово- "гипербола".
Лихо закрученное начало, которое приковывает читателя намертво к страницам романа,- в лучших традициях сказочного фольклора, где над падчерицами поначалу измываются лютые мачехи. Бедную маленькую женщину - настолько маленькую, что даже умещается во время сна на сундуке- зверски третирует свекровь, заставляя работать, и избивает по любому поводу ,а то и вовсе без повода, муж. Не знаю, как вам, но мне почему-то это сразу напомнило сказку про Золушку. Золушка страдает, чтобы потом быть счастливой. Так и героиня принимает страдания, чтобы в дальнейшем встретить своего " принца", чекиста Игнатова. И не беда, что романтик- каратель смотрится в романе столь же правдиво, как и средневековые крестьянки с выщипанными бровями в голливудском фильме, главное, чтобы "пипл хавал , а гонорар шел.
Положительный персонаж-палач, в самом деле, в литературе на подобную "Зулейхе.." тематику - редкость. Могу вспомнить лишь одну попытку рассмотреть мотивы человечного поведения палача- в книге Е.Гинзбург: "Но что же все-таки происходило с полковником? Почему он выказывал такие далекие от его профессии чувства? Ведь сколько добра сделал мне этот человек, увешанный орденами за службу в органах! Выпустил из тюрьмы. (Другие в ожидании оформления вечной ссылки просидели не месяц, как я, а все пять-шесть месяцев.) Помог восстановиться на работе при активном сопротивлении отдела кадров. Взялся хлопотать о перемене места ссылки и отсрочил этап. А теперь вот Тоня…
Тогда все это загадочное поведение было мне неясно. Только после отъезда полковника из Магадана я услышала, что во время моей эпопеи сорок девятого года полковник уже знал о своей близкой отставке. Он был ошарашен этим, душевно метался, не находя объяснений чинимой над ним "несправедливости", и, может быть, впервые задумался о судьбах других людей. Я просто попалась ему под руку во время его великого смятения чувств."
Как видим, доброта полковника подвергается сарказму автора и вполне поддается логическому объяснению, чего не скажешь о герое Г.Яхиной, Игнатове. Невозможно добровольно находиться внутри жестокой системы в качестве исполнителя и в течение длительного времени этой же самой системе противоречить. Если Игнатовым, по авторскому замыслу, и двигало сильное чувство к своей жертве, то о истоках его бы можем только гадать. Любовная линия в романе, на мой взгляд, довольно неубедительна, потому как об обстановке, в которой рос и находился герой до поступления на службу в ЧК, мы не знаем ничего.
Возвращаясь к началу романа, хочу заметить, что автор, видимо, очень слабо представляет себе, как выглядели и трудились женщины в патриархальных крестьянских семействах. У Зулейхи маленький рост и "большие зеленые глаза"- только эти детали ее внешности и обыгрывает автор на протяжении всего повествования. Позволю себе привести в хронологическом (с точки зрения изображаемого исторического времени порядке) несколько образов крестьянок, созданных писателями-реалистами, которые стали классиками еще задолго до появления Г.Яхиной на свет.
М.Шолохов "Тихий Дон".
Портрет Натальи Мироновой, жены казака Григория Мелехова, изобилует такими штрихами, как «большие, раздавленные работой» руки, «широкая рабочая спина».
Е.Гинзбург "Крутой маршрут".
"Однажды мне пришлось что-то брать из рук в руки у моей ровесницы, молодой колхозницы по имени Мансура. Только вдруг на какой-то момент наши руки оказались вплотную одна к другой. И Мансура сказал: «Э-эх, ручки! Красота!»
Сказала она это без всякой задней мысли. Просто ей действительно понравились мои тоненькие, беленькие, наманикюренные пальцы. Они так рельефно вырисовывались на фоне ее большой разработанной красно-коричневой руки с набрякшими венами, с потрескавшимися пальцами и обломанными ногтями. Она-то не хотела меня обидеть, но я сама вдруг увидала эти две руки — мою и ее — крупным планом, как в кино. И испытала жгучий стыд. С этими ручками я приехала поучать ее, как коммунизм строить. Сейчас у меня руки точно такие, как были у той Мансуры. За год работы на эльгенском птичнике я впервые по-настоящему поняла, что такое крестьянский труд. Именно крестьянский, а не просто каторжный, как на лесоповале или сенокосе."
В.Липатов "Еще до войны".
" У Вальки Капы было все, что позволяло по улымским понятиям считаться красивой: высокий рост, широкие плечи, большая грудь, одинаково полные от колена до щиколотки ноги и могучие бедра; лицо у нее белое, на щеках два розовых пятна, брови соболиные, зубы крепкие, а рот был такой маленький, что походил на бантик."
Вспомним, что в повести В.Липатова счастье героев разрушает отец жениха, которому большое хозяйство в сибирской деревне ("..корова у них одна, телок двое, овечек десятеро да собак трое… А вот с чушками наказанье – цельных четверо") - не меньше, чем у Муртазы, мужа Зулейхи - не позволяет взять в дом субтильную невестку, "Стерлядку", не привычную к сельскому труду.
Каким же образом попадает в семью Упырихи невестка карликового роста, для которой вынести ночной горшок за престарелой свекровью и наносить воды в баню - адский непосильный труд, автор нам не говорит ни слова. Муж Зулейхи и его мать выглядят изощренными садистами. Не хватает только настоящей клетки. Но, может, поэтому и недовольна невесткой свекровь, что та работать, как все, не умеет? При этом хрупкая комплекция Зулейхи вовсе не мешает ей тащить огромного мужа домой , укладывать в постель и ловко обращаться с тяжелым ружьем против дюжины волков.
Оставим вопрос возможности благополучных родов и выживания грудного младенца, сына Зулейхи, в первобытных условиях сибирской тайги: надо же автору хоть что-то светлое оставить читателю для додумывания?
Невольно задаешься вопросом: возможно, идея романа настолько глубока и возвышенна, что все эти ляпы не имеют значения для ее воплощения? Когда же Зулейха в конце концов откроет глаза? Ничего подобного там не наблюдается. Сплошное беспросветное существование персонажей в исторических реалиях 30-х годов. Кровавый беспредел вертухаев и начальников как по отношению к заключенным, так и по отношению к друг другу. Туманное будущее сына героини, которому Игнатов наконец ценой собственной карьеры выправляет паспорт для поездки в большой город. Все это давно набило оскомину, тем более мы всегда имеем возможность читать о том времени в гораздо более добротном художественном исполнении (В.Шаламов "Колымские рассказы", А.Солженицын "Один день Ивана Денисовича", "Архипелаг ГУЛАГ", "Матренин двор", Е.Гинзбург "Крутой маршрут", З.Прилепин "Обитель"). Ничего нового, увы, "Зулейха..." читателю не даст.
И в заключение хотелось бы привести цитату из рецензии другого автора, потому как лучше не скажешь: "Писателям-неудачникам всегда приводят в пример людей, долго не находивших отклика у издательств. Долго бы продолжала пытаться пристроить текст и Гузель Яхина, да вот повезло — её печатает «АСТ», а именно «Редакция Елены Шубиной». Никому не нужная история мгновенно обретает множество читателей, автор становится лауреатом трёх престижных премий: «Книга года», «Ясная поляна» и «Большая книга», её первое крупное творение входит в короткий список «Русского Букера» и «Носа». Чистый доход только от наград перевалил за пять миллионов рублей. Чем Яхина не пример после такого успеха писателям-неудачникам? Нужно не сдаваться и верить в себя до конца, даже если и ничего достойного в тебе на самом деле нет."
Долгие годы уходили у них на создание произведений, которые подвергались тщательной собственной редакции, потому как стремились к максимальному натурализму в изображении окружающей их там действительности вплоть до мелких бытовых деталей.
Но это и классикам удавалось не всегда. А.Солженицын, например, получил упрек в недостоверности от В.Шаламова ("Один день Ивана Денисовича"):"...и что ещё за больничный кот ходит там у вас? Почему его до сих пор не зарезали и не съели?" И признал его справедливым.
Но для Г. Яхиной ("Зулейха открывает глаза") , похоже, подобные мелочи в изображении лагерного или деревенского быта и нравов не имеют никакого значения. Главное - вышибить из читателя слезу , закрепив таким образом интерес к своей книге. Более того, далее для читателя заготовлены сцены, для определения которых у меня находится только одно вежливое слово- "гипербола".
Лихо закрученное начало, которое приковывает читателя намертво к страницам романа,- в лучших традициях сказочного фольклора, где над падчерицами поначалу измываются лютые мачехи. Бедную маленькую женщину - настолько маленькую, что даже умещается во время сна на сундуке- зверски третирует свекровь, заставляя работать, и избивает по любому поводу ,а то и вовсе без повода, муж. Не знаю, как вам, но мне почему-то это сразу напомнило сказку про Золушку. Золушка страдает, чтобы потом быть счастливой. Так и героиня принимает страдания, чтобы в дальнейшем встретить своего " принца", чекиста Игнатова. И не беда, что романтик- каратель смотрится в романе столь же правдиво, как и средневековые крестьянки с выщипанными бровями в голливудском фильме, главное, чтобы "пипл хавал , а гонорар шел.
Положительный персонаж-палач, в самом деле, в литературе на подобную "Зулейхе.." тематику - редкость. Могу вспомнить лишь одну попытку рассмотреть мотивы человечного поведения палача- в книге Е.Гинзбург: "Но что же все-таки происходило с полковником? Почему он выказывал такие далекие от его профессии чувства? Ведь сколько добра сделал мне этот человек, увешанный орденами за службу в органах! Выпустил из тюрьмы. (Другие в ожидании оформления вечной ссылки просидели не месяц, как я, а все пять-шесть месяцев.) Помог восстановиться на работе при активном сопротивлении отдела кадров. Взялся хлопотать о перемене места ссылки и отсрочил этап. А теперь вот Тоня…
Тогда все это загадочное поведение было мне неясно. Только после отъезда полковника из Магадана я услышала, что во время моей эпопеи сорок девятого года полковник уже знал о своей близкой отставке. Он был ошарашен этим, душевно метался, не находя объяснений чинимой над ним "несправедливости", и, может быть, впервые задумался о судьбах других людей. Я просто попалась ему под руку во время его великого смятения чувств."
Как видим, доброта полковника подвергается сарказму автора и вполне поддается логическому объяснению, чего не скажешь о герое Г.Яхиной, Игнатове. Невозможно добровольно находиться внутри жестокой системы в качестве исполнителя и в течение длительного времени этой же самой системе противоречить. Если Игнатовым, по авторскому замыслу, и двигало сильное чувство к своей жертве, то о истоках его бы можем только гадать. Любовная линия в романе, на мой взгляд, довольно неубедительна, потому как об обстановке, в которой рос и находился герой до поступления на службу в ЧК, мы не знаем ничего.
Возвращаясь к началу романа, хочу заметить, что автор, видимо, очень слабо представляет себе, как выглядели и трудились женщины в патриархальных крестьянских семействах. У Зулейхи маленький рост и "большие зеленые глаза"- только эти детали ее внешности и обыгрывает автор на протяжении всего повествования. Позволю себе привести в хронологическом (с точки зрения изображаемого исторического времени порядке) несколько образов крестьянок, созданных писателями-реалистами, которые стали классиками еще задолго до появления Г.Яхиной на свет.
М.Шолохов "Тихий Дон".
Портрет Натальи Мироновой, жены казака Григория Мелехова, изобилует такими штрихами, как «большие, раздавленные работой» руки, «широкая рабочая спина».
Е.Гинзбург "Крутой маршрут".
"Однажды мне пришлось что-то брать из рук в руки у моей ровесницы, молодой колхозницы по имени Мансура. Только вдруг на какой-то момент наши руки оказались вплотную одна к другой. И Мансура сказал: «Э-эх, ручки! Красота!»
Сказала она это без всякой задней мысли. Просто ей действительно понравились мои тоненькие, беленькие, наманикюренные пальцы. Они так рельефно вырисовывались на фоне ее большой разработанной красно-коричневой руки с набрякшими венами, с потрескавшимися пальцами и обломанными ногтями. Она-то не хотела меня обидеть, но я сама вдруг увидала эти две руки — мою и ее — крупным планом, как в кино. И испытала жгучий стыд. С этими ручками я приехала поучать ее, как коммунизм строить. Сейчас у меня руки точно такие, как были у той Мансуры. За год работы на эльгенском птичнике я впервые по-настоящему поняла, что такое крестьянский труд. Именно крестьянский, а не просто каторжный, как на лесоповале или сенокосе."
В.Липатов "Еще до войны".
" У Вальки Капы было все, что позволяло по улымским понятиям считаться красивой: высокий рост, широкие плечи, большая грудь, одинаково полные от колена до щиколотки ноги и могучие бедра; лицо у нее белое, на щеках два розовых пятна, брови соболиные, зубы крепкие, а рот был такой маленький, что походил на бантик."
Вспомним, что в повести В.Липатова счастье героев разрушает отец жениха, которому большое хозяйство в сибирской деревне ("..корова у них одна, телок двое, овечек десятеро да собак трое… А вот с чушками наказанье – цельных четверо") - не меньше, чем у Муртазы, мужа Зулейхи - не позволяет взять в дом субтильную невестку, "Стерлядку", не привычную к сельскому труду.
Каким же образом попадает в семью Упырихи невестка карликового роста, для которой вынести ночной горшок за престарелой свекровью и наносить воды в баню - адский непосильный труд, автор нам не говорит ни слова. Муж Зулейхи и его мать выглядят изощренными садистами. Не хватает только настоящей клетки. Но, может, поэтому и недовольна невесткой свекровь, что та работать, как все, не умеет? При этом хрупкая комплекция Зулейхи вовсе не мешает ей тащить огромного мужа домой , укладывать в постель и ловко обращаться с тяжелым ружьем против дюжины волков.
Оставим вопрос возможности благополучных родов и выживания грудного младенца, сына Зулейхи, в первобытных условиях сибирской тайги: надо же автору хоть что-то светлое оставить читателю для додумывания?
Невольно задаешься вопросом: возможно, идея романа настолько глубока и возвышенна, что все эти ляпы не имеют значения для ее воплощения? Когда же Зулейха в конце концов откроет глаза? Ничего подобного там не наблюдается. Сплошное беспросветное существование персонажей в исторических реалиях 30-х годов. Кровавый беспредел вертухаев и начальников как по отношению к заключенным, так и по отношению к друг другу. Туманное будущее сына героини, которому Игнатов наконец ценой собственной карьеры выправляет паспорт для поездки в большой город. Все это давно набило оскомину, тем более мы всегда имеем возможность читать о том времени в гораздо более добротном художественном исполнении (В.Шаламов "Колымские рассказы", А.Солженицын "Один день Ивана Денисовича", "Архипелаг ГУЛАГ", "Матренин двор", Е.Гинзбург "Крутой маршрут", З.Прилепин "Обитель"). Ничего нового, увы, "Зулейха..." читателю не даст.
И в заключение хотелось бы привести цитату из рецензии другого автора, потому как лучше не скажешь: "Писателям-неудачникам всегда приводят в пример людей, долго не находивших отклика у издательств. Долго бы продолжала пытаться пристроить текст и Гузель Яхина, да вот повезло — её печатает «АСТ», а именно «Редакция Елены Шубиной». Никому не нужная история мгновенно обретает множество читателей, автор становится лауреатом трёх престижных премий: «Книга года», «Ясная поляна» и «Большая книга», её первое крупное творение входит в короткий список «Русского Букера» и «Носа». Чистый доход только от наград перевалил за пять миллионов рублей. Чем Яхина не пример после такого успеха писателям-неудачникам? Нужно не сдаваться и верить в себя до конца, даже если и ничего достойного в тебе на самом деле нет."
рецензия
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения