Про книги
Сумбурная тема, надеюсь кто-то поймёт. :)
Как вы относитесь с высоты возраста-опыта к книгам, которые читали в школе (и разбирали на положительных-отрицательных персонажей)? Это мне так однобоко преподавали: белое-чёрное, хороший-плохой, никаких оттенков? Или мода такая была? "с нами или против нас"
(Пример чтобы было яснее: "прохожу" повторно курс средней школы с ребёнком. Жизнь была бурной, не хочу говорить тяжёлой, но опыта поднабралась. Последнее "Кавказского пленника" "проходила", помню у нас был Жилин такой весь положительный, Костылин такой весь бяка-кака, лентяй-негодяй. Читаю-думаю: а ведь положительный Жилин своими идеями и "правильностью" чуть Костылина не прикончил. Ну лежал он, ел и спал, ждал денег,никому не мешал, нет, потащил его в побег по горам, зачем? И еще "не хотел товарища бросать". Ну, "не бросил", тот едва его товарищество пережил)
Как вы относитесь с высоты возраста-опыта к книгам, которые читали в школе (и разбирали на положительных-отрицательных персонажей)? Это мне так однобоко преподавали: белое-чёрное, хороший-плохой, никаких оттенков? Или мода такая была? "с нами или против нас"
(Пример чтобы было яснее: "прохожу" повторно курс средней школы с ребёнком. Жизнь была бурной, не хочу говорить тяжёлой, но опыта поднабралась. Последнее "Кавказского пленника" "проходила", помню у нас был Жилин такой весь положительный, Костылин такой весь бяка-кака, лентяй-негодяй. Читаю-думаю: а ведь положительный Жилин своими идеями и "правильностью" чуть Костылина не прикончил. Ну лежал он, ел и спал, ждал денег,никому не мешал, нет, потащил его в побег по горам, зачем? И еще "не хотел товарища бросать". Ну, "не бросил", тот едва его товарищество пережил)
Сочинения надо писать так, как хочется учителю и программе. А считать можно совсем иначе.
Или лекции современных литературных критиков слушать.
Достоевского мне как раз "Идиот" понравился, "Преступление"- нет, "Братьев" не читала. В школе читала всё, что требовалось и не жалею, но по своей воле перечитывать не буду.
Я в ближнем зарубежье, по русскому- да, список литературы печальный, ребёнок ничего не понимает, очень много незнакомых слов. На местном языке читают современную подростковую литературу в школе, то, что читают из местной классики- подходящее по возрасту и проблематике. Я почему и не спала вчера- старшя (7 класс) должна на вопросы по "Дающему" ответить, читала, книга 1993 года, собравшая кучу премий именно в категории "литература для подростков". Вот и задумалась насколько моё восприятие этой книги отличается от её. Там "общество будущего" всё такое плохое. А мне вполне нравится и вполне бы хотела в таком мире жить. А вот так главный герой восстал против "мира без любви и выбора".
Но (!) были два исключения: Гончаров (но в школе мы его не проходили или совсем как-то мимо, так, что я и не помню), у него мне очень понравилась "Обыкновенная история", остальное на "О" не понравилось вообще. И Салтыков-Щедрин "Пошехонская старина" и "Господа Головлёвы", но мне и было 35+, а не 15. В 15 я бы это не восприняла.
Допишу. Детей читать эту тягомотину не заставляю. Вожу в театр или рекомендую фильмы. Несколько часов - и ты в теме.
Помню, что в Горе от ума Чацкий считался единственным положительным персонажем. На самом деле интересно, как профессиональный дипломат Грибоедов сделал центральной фигурой персонажа, напрочь лишенного дипломатических способностей. Но я до сих пор разговариваю цитатами из Горе от ума, когда к слову приходится.
В Евгении Онегине разделения на черное и белое вроде бы не было. Была "энциклопедия русской жизни", критикующая обывательство ("он умер в час перед обедом" = измерение времени приемами пищи, "нигде ни пятнышка чернил" = не читал, не писал, короче, ничего не делал, это все про отца Татьяны)
С ВиМ в школе как-то странно получилось. У нас была молодая учительница, только после института. Может быть поэтому я вообще ничего не поняла в ВиМ кроме любовных сюжетных линий. Был один скандал в классе с моим участием, учительница не смогла справиться с ситуацией. Потом моим родителям было высказано "Она у вас как Наташа Ростова".
Во взрослом возрасте несколько раз читала ВиМ специально, чтобы преодолеть ужасное школьное впечатление. Преодолела. Разобралась. Заодно остальные романы Толстого тоже прочитала. Кстати, сейчас считаю, что Соня молодец, по-настоящему взрослый поступок, не дала Наташе поломать свою жизнь. А в детстве так болела за Наташу с Анатолем, чтоб им удалось убежать. Соню считала стукачкой... В школе этот момент вообще не комментировали.
С Вишневым садом интересно получилось. Изначально не вызвал ни любви, ни отторжения. Потом прочитала комментарии Минкина - стало невероятно интересно и поняла предметную область. Потом еще посмотрела спектакль в Ленкоме - трактовка Лопахина окончательно все расставила по местам. И еще, в школе я не поняла, что Фирса заколотили, то есть убили. Вообще не обсуждался этот момент.
А от своего ребенка очень интересные трактовки узнаю. Он учится в школе с высоким уровнем преподавания литературы и русского, и я иногда просто диву даюсь, как интересно, оказывается, можно проходить эти все произведения.