101

Расскажите мне про Мцыри,

..пожалуйста. Ваши школьные воспоминания, ваши взрослые размышления, может, вопросы какие-то у вас к кому-то на эту тему... Словом, все что мне нужно :) чтоб подготовить урок на эту тему для старшеклассников.
Не переносите, пожалуйста, тутнародабольше, да и вообще, я хочу с разными взрослыми поговорить.
спасибо)

Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения
..пожалуйста. Ваши школьные воспоминания, ваши взрослые размышления, может, вопросы какие-то у вас к кому-то на эту тему... Словом, все что мне нужно :) чтоб подготовить урок на эту тему для старшеклассников.
Не переносите, пожалуйста, тутнародабольше, да и вообще, я хочу с разными взрослыми поговорить.
спасибо)
зира
Абсолютно не помню. Надо почитать.
Anonymous
серьезно, народ не помнит? Ого... Я его наизусть знаю с 9 класса...
Отвечу сразу всем "зачем". Затем что одной современной литературой жив не будешь. Это как на фортепиано учиться играть, используя только сборник современных песен. Мцыри отлично проводит параллели с современностью- там можно зацепить все: и кавказские войны, которые, похоже, не прекращались никогда, и отношение к ребенку как к собственности, и "причинение добра"... Я даже Энканто туда за уши притянуть собираюсь. (подсюсюкну не очень начитанной девочке, чтоб ей было, где слово вставить)
зира
Подростковый максимализм фатален, беспощаден даже к самому себе.
Поиск свободы невероятен, убежать от самого себя невозможно.
Ой, мы в 9 классе по Мцыри на экзамене писали, подругу-отличницу переклинило и она всюду вместо "монах" написала "монарх". А так... дети еще до "Мцыри" не доросли, пока только "Кавказского пленника" "прошла". Вообще взрослыми глазами многое совсем не так выглядит и прям странно как учитель, взрослая тётя, оставалась на "детском" (или предписанном?) понимании произведения.
Anonymous
Романтизм, байронический герой-одиночка. Гордыния и отрицание бога до самого конца, что внушало мне уважение в юности.
А коробило взятие в плен ребенка самим генералом, такие они, "дружеские штыки".
Anonymous
Очень любила, именно в 15 лет, прям мой герой был - гордый, независимый, неукротимый
сейчас бы еще добавила, что родина - не пустое слово и кровь не вода.
Anonymous
Иэээх, как потрясающе "Мцыри" положил на музыку Андрюша из Старой Гвардии, и как его пеееел )))) басом ))) под гитару.

ну... отрывки, конечно.
Мцыри в 8 классе изучают) уже и сочинение написали, что-то поздно Вы спохватились.
Anonymous
У Сергея Волкова на ФБ как раз надысь вот обсуждение "Мцыри" было
У меня замены в 7 классах. Попал я на «Мцыри». Хочу рассказать о том, что к нему в итоге примагнитилось. Вдруг кому пригодится.
По ходу дела возникли как минимум три произведения. Первое - «Оскар и Розовая Дама» Шмитта: у мцыри есть только три дня – можно ли прожить за них целую жизнь?; у Оскара, мальчика, больного раком, есть только 12 дней – и та же история: уложится ли в эти дни хоть что-то? (Спойлер – уложится, вся жизнь и даже больше). Что именно успел за эти дни один герой и что другой? «И с этой мыслью я засну и никого не прокляну» - «Меня разбудит только бог» - перекличка финалов.
Вторая перекличка, вылившаяся в целый урок – «Песня о Буревестнике» и «Песня о Соколе». Дети нашли, что у мцыри есть две стороны – он и демон (спустился вниз к реке тропой демона, убежал из монастыря, «отпал»), и Христос-мученик или ангел (трава свилась вокруг его чела терновым венцом; видит божий сад и ангелов полет). А у Горького две птицы – «черный» буревестник (черной молнии подобный) и «белый» сокол (хотя, канэшн, какой он белый? Ну ладно, светлый – «призывом гордым к свободе, к свету). Еще сокол хочет обнять врага и утопить его в своей крови – похоже на объятия мцыри и барса. Еще есть змея – только у Лермонтова мцыри прячется, как змея, она здесь олицетворяет собой способность ускользнуть на волю, а у Горького – это «рожденный ползать» уж, произносящий слово суда над романтическим героем.
Интересным получился разговор о противопоставлении земли и неба. В символическом смысле это противопоставление тела и души, временного и вечного. Небо – то, что вечно манит романтического героя и не может его насытить, и не дается (я много рассказывал им о романтизме и чертил всякие простые схемки). Мцыри хочет бежать в горы – в то место, где в небо устремилась земля, где можно небо «пощупать». А у Горького еще есть море. Как оно соотносится с небом? (Шлем привет Жуковскому). Море и земля противопоставлены небу как горизонталь вертикали, но море бОльший союзник неба. Это тоже стихия, в которой человек хочет, но не может жить. Море отражает в себе небо, а земля – нет. И именно море поет песню «небесному» соколу, сохраняя память о нем, как бы делая это «за» небо. Море – тоже типично романтическое «место», в котором разворачиваются разнообразные сюжеты – хоть тот же лермонтовский «Парус». (Как-то семиклассников вся эта перекличечная мифология вштырила – ну и короткий рассказ о самом Горьком и его судьбе тоже впечатлил).
Третья перекличка – «Цветы для Элджернона». Мы взяли их сразу после «Мцыри». Логика такая. В поэме трехэлементная структура: монастырь – три дня воли – монастырь. (Семиклассники, кстати, страстно обсуждали – бежать или нет, если будет всего три дня. В эссе они пишут о том, что именно одержимость целью привела мцыри к неудаче. Когда ты одержим, ты не можешь найти способы действия и оценить свои ресурсы. Сказывается опыт тьюториалов – мы даже воображали себе разговор мцыри с тьютором, к которому мцыри приходит с идеей бегства). Так вот, а в «Элджерноне» - такая же структура. Был умственно отсталым – стал супер-умным – вернулся в свое состояние. Нужен ли был этот эксперимент самому Чарли? Не будешь ли ты жалеть после потери, надо ли искать – если дальше предстоит потерять? Выходить ли из комнаты, совершать ли ошибку – или оставаться в ней? Или вовсе это никакая не ошибка?
Мне понравилось, что уроки были живыми, дети включенными, а на каждом повороте разговора – спор. Ну и нравится, когда мы живем в пространстве рифмования всего со всем (немножко бредовом – но ведь и сама литература легкий бред же).
Темы для эссе у нас получились такие (сейчас сижу читаю – есть вполне приличные и интересные):
1) Who is мцыри: демон? романтик? страдалец? герой?
2) Человек и животное в поэме "Мцыри"
3) Стоит ли стремиться к недостижимому (особенно если ничего не получится)? А правда, что у Мцыри ничего не получилось? Или получилось?
4) Почему сегодняшнему человеку может быть интересно читать поэму "Мцыри"?
5) Если бы от Лермонтова осталась только поэма "Мцыри", что бы мы могли сказать о ее авторе?
6) Я рассматриваю иллюстрации к поэме "Мцыри" (найти в интернете иллюстрации к поэме и написать про 1-2 самые какие-то: запомнившиеся, точные, интересные, странные...)
Это вообще острополитеское произведение:

... Удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.

И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.
Anonymous
Мне всё время забавно, как ищут какой-то
глубокий смысл в произведениях. Иногда автор просто услышал легенду, историю или нафантазировал, какая история могла произойти в этом месте... А потомки и царя, и демона и тётю Зину приписали в его бедах...
Anonymous
Я даже практически целиком наизусть помню :-)
Очень тронуло меня в свое время это произведение..
Моя 13-тилетняя дочь сказала, что не поняла этих метаний. Понравилась женщина, почему не пошёл за ней? Жил бы с ней счастливо.
Anonymous
Сестра моя на 6 лет раньше проходила Мцыри в школе и заучивала отрывок вслух. Мне таааак запало в душу, что я с ней этот отрывок выучила, а потом и всю поэму выучила (это получается в во 2-м классе я наизусть знала).
Спасибо, что напомнили, попытаюсь вспомнить, да и память тренировать надо.
Anonymous
Лермонтов в очередной раз выплеснул свой комплекс неполноценности в окружающий мир. Что в ГНВ, что в Мцыри он его выпячивал и объяснял свои суицидальные наклонности. Ну, добился своего, чо уж.
Как же я любила Мцыри в школе.. Очень легко читается, красивый язык.. Прочитала поэму задолго до того, как проходили ее на уроках литературы, много знала наизусть уже.. Но сейчас кроме названия и автора - не помню ничего.. Одно только воспоминание - полный восторг! :)
Я тоже помню наизусть. А недавно мне коллега фотки из поездки показывал этого самого места, где сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры... Красиво. )
Anonymous
Не помню.

Больше помнится из биографии самого Михал Юрьича.
Anonymous
Вспомнила, когда увидела в натуре вот это - Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры... Совершенно так я себе и представляла это место. И, когда стояла над этой красотой, вспомнила Мцыри через почти 40 лет, после того, как читала/учила. С огромным удовольствием. Строчки сами всплыли из подсознания в благословенной Грузии. Лермонтова нежно люблю. Всегда стихи запоминались в первого прочтения... Мастер.
Помню, сын сказал прочитать и написать сочинение, а он утром перепишет. Вот сидела читала и писала. Давно уже было, а до сих пор помню.
Anonymous
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения