101
Расскажите мне про Мцыри,
..пожалуйста. Ваши школьные воспоминания, ваши взрослые размышления, может, вопросы какие-то у вас к кому-то на эту тему... Словом, все что мне нужно :) чтоб подготовить урок на эту тему для старшеклассников.
Не переносите, пожалуйста, тутнародабольше, да и вообще, я хочу с разными взрослыми поговорить.
спасибо)
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения..пожалуйста. Ваши школьные воспоминания, ваши взрослые размышления, может, вопросы какие-то у вас к кому-то на эту тему... Словом, все что мне нужно :) чтоб подготовить урок на эту тему для старшеклассников.
Не переносите, пожалуйста, тутнародабольше, да и вообще, я хочу с разными взрослыми поговорить.
спасибо)
Не переносите, пожалуйста, тутнародабольше, да и вообще, я хочу с разными взрослыми поговорить.
спасибо)
зира
Абсолютно не помню. Надо почитать.
Anonymous
серьезно, народ не помнит? Ого... Я его наизусть знаю с 9 класса...
Отвечу сразу всем "зачем". Затем что одной современной литературой жив не будешь. Это как на фортепиано учиться играть, используя только сборник современных песен. Мцыри отлично проводит параллели с современностью- там можно зацепить все: и кавказские войны, которые, похоже, не прекращались никогда, и отношение к ребенку как к собственности, и "причинение добра"... Я даже Энканто туда за уши притянуть собираюсь. (подсюсюкну не очень начитанной девочке, чтоб ей было, где слово вставить)
Отвечу сразу всем "зачем". Затем что одной современной литературой жив не будешь. Это как на фортепиано учиться играть, используя только сборник современных песен. Мцыри отлично проводит параллели с современностью- там можно зацепить все: и кавказские войны, которые, похоже, не прекращались никогда, и отношение к ребенку как к собственности, и "причинение добра"... Я даже Энканто туда за уши притянуть собираюсь. (подсюсюкну не очень начитанной девочке, чтоб ей было, где слово вставить)
зира
Подростковый максимализм фатален, беспощаден даже к самому себе.
Поиск свободы невероятен, убежать от самого себя невозможно.
Поиск свободы невероятен, убежать от самого себя невозможно.
Ой, мы в 9 классе по Мцыри на экзамене писали, подругу-отличницу переклинило и она всюду вместо "монах" написала "монарх". А так... дети еще до "Мцыри" не доросли, пока только "Кавказского пленника" "прошла". Вообще взрослыми глазами многое совсем не так выглядит и прям странно как учитель, взрослая тётя, оставалась на "детском" (или предписанном?) понимании произведения.
Anonymous
Романтизм, байронический герой-одиночка. Гордыния и отрицание бога до самого конца, что внушало мне уважение в юности.
А коробило взятие в плен ребенка самим генералом, такие они, "дружеские штыки".
А коробило взятие в плен ребенка самим генералом, такие они, "дружеские штыки".
Anonymous
Очень любила, именно в 15 лет, прям мой герой был - гордый, независимый, неукротимый
сейчас бы еще добавила, что родина - не пустое слово и кровь не вода.
сейчас бы еще добавила, что родина - не пустое слово и кровь не вода.
Anonymous
Иэээх, как потрясающе "Мцыри" положил на музыку Андрюша из Старой Гвардии, и как его пеееел )))) басом ))) под гитару.
ну... отрывки, конечно.
ну... отрывки, конечно.
Мцыри в 8 классе изучают) уже и сочинение написали, что-то поздно Вы спохватились.
Anonymous
У Сергея Волкова на ФБ как раз надысь вот обсуждение "Мцыри" было
У меня замены в 7 классах. Попал я на «Мцыри». Хочу рассказать о том, что к нему в итоге примагнитилось. Вдруг кому пригодится.
По ходу дела возникли как минимум три произведения. Первое - «Оскар и Розовая Дама» Шмитта: у мцыри есть только три дня – можно ли прожить за них целую жизнь?; у Оскара, мальчика, больного раком, есть только 12 дней – и та же история: уложится ли в эти дни хоть что-то? (Спойлер – уложится, вся жизнь и даже больше). Что именно успел за эти дни один герой и что другой? «И с этой мыслью я засну и никого не прокляну» - «Меня разбудит только бог» - перекличка финалов.
Вторая перекличка, вылившаяся в целый урок – «Песня о Буревестнике» и «Песня о Соколе». Дети нашли, что у мцыри есть две стороны – он и демон (спустился вниз к реке тропой демона, убежал из монастыря, «отпал»), и Христос-мученик или ангел (трава свилась вокруг его чела терновым венцом; видит божий сад и ангелов полет). А у Горького две птицы – «черный» буревестник (черной молнии подобный) и «белый» сокол (хотя, канэшн, какой он белый? Ну ладно, светлый – «призывом гордым к свободе, к свету). Еще сокол хочет обнять врага и утопить его в своей крови – похоже на объятия мцыри и барса. Еще есть змея – только у Лермонтова мцыри прячется, как змея, она здесь олицетворяет собой способность ускользнуть на волю, а у Горького – это «рожденный ползать» уж, произносящий слово суда над романтическим героем.
Интересным получился разговор о противопоставлении земли и неба. В символическом смысле это противопоставление тела и души, временного и вечного. Небо – то, что вечно манит романтического героя и не может его насытить, и не дается (я много рассказывал им о романтизме и чертил всякие простые схемки). Мцыри хочет бежать в горы – в то место, где в небо устремилась земля, где можно небо «пощупать». А у Горького еще есть море. Как оно соотносится с небом? (Шлем привет Жуковскому). Море и земля противопоставлены небу как горизонталь вертикали, но море бОльший союзник неба. Это тоже стихия, в которой человек хочет, но не может жить. Море отражает в себе небо, а земля – нет. И именно море поет песню «небесному» соколу, сохраняя память о нем, как бы делая это «за» небо. Море – тоже типично романтическое «место», в котором разворачиваются разнообразные сюжеты – хоть тот же лермонтовский «Парус». (Как-то семиклассников вся эта перекличечная мифология вштырила – ну и короткий рассказ о самом Горьком и его судьбе тоже впечатлил).
Третья перекличка – «Цветы для Элджернона». Мы взяли их сразу после «Мцыри». Логика такая. В поэме трехэлементная структура: монастырь – три дня воли – монастырь. (Семиклассники, кстати, страстно обсуждали – бежать или нет, если будет всего три дня. В эссе они пишут о том, что именно одержимость целью привела мцыри к неудаче. Когда ты одержим, ты не можешь найти способы действия и оценить свои ресурсы. Сказывается опыт тьюториалов – мы даже воображали себе разговор мцыри с тьютором, к которому мцыри приходит с идеей бегства). Так вот, а в «Элджерноне» - такая же структура. Был умственно отсталым – стал супер-умным – вернулся в свое состояние. Нужен ли был этот эксперимент самому Чарли? Не будешь ли ты жалеть после потери, надо ли искать – если дальше предстоит потерять? Выходить ли из комнаты, совершать ли ошибку – или оставаться в ней? Или вовсе это никакая не ошибка?
Мне понравилось, что уроки были живыми, дети включенными, а на каждом повороте разговора – спор. Ну и нравится, когда мы живем в пространстве рифмования всего со всем (немножко бредовом – но ведь и сама литература легкий бред же).
Темы для эссе у нас получились такие (сейчас сижу читаю – есть вполне приличные и интересные):
1) Who is мцыри: демон? романтик? страдалец? герой?
2) Человек и животное в поэме "Мцыри"
3) Стоит ли стремиться к недостижимому (особенно если ничего не получится)? А правда, что у Мцыри ничего не получилось? Или получилось?
4) Почему сегодняшнему человеку может быть интересно читать поэму "Мцыри"?
5) Если бы от Лермонтова осталась только поэма "Мцыри", что бы мы могли сказать о ее авторе?
6) Я рассматриваю иллюстрации к поэме "Мцыри" (найти в интернете иллюстрации к поэме и написать про 1-2 самые какие-то: запомнившиеся, точные, интересные, странные...)
У меня замены в 7 классах. Попал я на «Мцыри». Хочу рассказать о том, что к нему в итоге примагнитилось. Вдруг кому пригодится.
По ходу дела возникли как минимум три произведения. Первое - «Оскар и Розовая Дама» Шмитта: у мцыри есть только три дня – можно ли прожить за них целую жизнь?; у Оскара, мальчика, больного раком, есть только 12 дней – и та же история: уложится ли в эти дни хоть что-то? (Спойлер – уложится, вся жизнь и даже больше). Что именно успел за эти дни один герой и что другой? «И с этой мыслью я засну и никого не прокляну» - «Меня разбудит только бог» - перекличка финалов.
Вторая перекличка, вылившаяся в целый урок – «Песня о Буревестнике» и «Песня о Соколе». Дети нашли, что у мцыри есть две стороны – он и демон (спустился вниз к реке тропой демона, убежал из монастыря, «отпал»), и Христос-мученик или ангел (трава свилась вокруг его чела терновым венцом; видит божий сад и ангелов полет). А у Горького две птицы – «черный» буревестник (черной молнии подобный) и «белый» сокол (хотя, канэшн, какой он белый? Ну ладно, светлый – «призывом гордым к свободе, к свету). Еще сокол хочет обнять врага и утопить его в своей крови – похоже на объятия мцыри и барса. Еще есть змея – только у Лермонтова мцыри прячется, как змея, она здесь олицетворяет собой способность ускользнуть на волю, а у Горького – это «рожденный ползать» уж, произносящий слово суда над романтическим героем.
Интересным получился разговор о противопоставлении земли и неба. В символическом смысле это противопоставление тела и души, временного и вечного. Небо – то, что вечно манит романтического героя и не может его насытить, и не дается (я много рассказывал им о романтизме и чертил всякие простые схемки). Мцыри хочет бежать в горы – в то место, где в небо устремилась земля, где можно небо «пощупать». А у Горького еще есть море. Как оно соотносится с небом? (Шлем привет Жуковскому). Море и земля противопоставлены небу как горизонталь вертикали, но море бОльший союзник неба. Это тоже стихия, в которой человек хочет, но не может жить. Море отражает в себе небо, а земля – нет. И именно море поет песню «небесному» соколу, сохраняя память о нем, как бы делая это «за» небо. Море – тоже типично романтическое «место», в котором разворачиваются разнообразные сюжеты – хоть тот же лермонтовский «Парус». (Как-то семиклассников вся эта перекличечная мифология вштырила – ну и короткий рассказ о самом Горьком и его судьбе тоже впечатлил).
Третья перекличка – «Цветы для Элджернона». Мы взяли их сразу после «Мцыри». Логика такая. В поэме трехэлементная структура: монастырь – три дня воли – монастырь. (Семиклассники, кстати, страстно обсуждали – бежать или нет, если будет всего три дня. В эссе они пишут о том, что именно одержимость целью привела мцыри к неудаче. Когда ты одержим, ты не можешь найти способы действия и оценить свои ресурсы. Сказывается опыт тьюториалов – мы даже воображали себе разговор мцыри с тьютором, к которому мцыри приходит с идеей бегства). Так вот, а в «Элджерноне» - такая же структура. Был умственно отсталым – стал супер-умным – вернулся в свое состояние. Нужен ли был этот эксперимент самому Чарли? Не будешь ли ты жалеть после потери, надо ли искать – если дальше предстоит потерять? Выходить ли из комнаты, совершать ли ошибку – или оставаться в ней? Или вовсе это никакая не ошибка?
Мне понравилось, что уроки были живыми, дети включенными, а на каждом повороте разговора – спор. Ну и нравится, когда мы живем в пространстве рифмования всего со всем (немножко бредовом – но ведь и сама литература легкий бред же).
Темы для эссе у нас получились такие (сейчас сижу читаю – есть вполне приличные и интересные):
1) Who is мцыри: демон? романтик? страдалец? герой?
2) Человек и животное в поэме "Мцыри"
3) Стоит ли стремиться к недостижимому (особенно если ничего не получится)? А правда, что у Мцыри ничего не получилось? Или получилось?
4) Почему сегодняшнему человеку может быть интересно читать поэму "Мцыри"?
5) Если бы от Лермонтова осталась только поэма "Мцыри", что бы мы могли сказать о ее авторе?
6) Я рассматриваю иллюстрации к поэме "Мцыри" (найти в интернете иллюстрации к поэме и написать про 1-2 самые какие-то: запомнившиеся, точные, интересные, странные...)
Это вообще острополитеское произведение:
... Удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.
... Удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.
Anonymous
Мне всё время забавно, как ищут какой-то
глубокий смысл в произведениях. Иногда автор просто услышал легенду, историю или нафантазировал, какая история могла произойти в этом месте... А потомки и царя, и демона и тётю Зину приписали в его бедах...
глубокий смысл в произведениях. Иногда автор просто услышал легенду, историю или нафантазировал, какая история могла произойти в этом месте... А потомки и царя, и демона и тётю Зину приписали в его бедах...
Anonymous
Я даже практически целиком наизусть помню :-)
Очень тронуло меня в свое время это произведение..
Очень тронуло меня в свое время это произведение..
Моя 13-тилетняя дочь сказала, что не поняла этих метаний. Понравилась женщина, почему не пошёл за ней? Жил бы с ней счастливо.
Anonymous
Сестра моя на 6 лет раньше проходила Мцыри в школе и заучивала отрывок вслух. Мне таааак запало в душу, что я с ней этот отрывок выучила, а потом и всю поэму выучила (это получается в во 2-м классе я наизусть знала).
Спасибо, что напомнили, попытаюсь вспомнить, да и память тренировать надо.
Спасибо, что напомнили, попытаюсь вспомнить, да и память тренировать надо.
Anonymous
Лермонтов в очередной раз выплеснул свой комплекс неполноценности в окружающий мир. Что в ГНВ, что в Мцыри он его выпячивал и объяснял свои суицидальные наклонности. Ну, добился своего, чо уж.
Как же я любила Мцыри в школе.. Очень легко читается, красивый язык.. Прочитала поэму задолго до того, как проходили ее на уроках литературы, много знала наизусть уже.. Но сейчас кроме названия и автора - не помню ничего.. Одно только воспоминание - полный восторг! :)
Я тоже помню наизусть. А недавно мне коллега фотки из поездки показывал этого самого места, где сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры... Красиво. )
Anonymous
Не помню.
Больше помнится из биографии самого Михал Юрьича.
Больше помнится из биографии самого Михал Юрьича.
Anonymous
Вспомнила, когда увидела в натуре вот это - Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры... Совершенно так я себе и представляла это место. И, когда стояла над этой красотой, вспомнила Мцыри через почти 40 лет, после того, как читала/учила. С огромным удовольствием. Строчки сами всплыли из подсознания в благословенной Грузии. Лермонтова нежно люблю. Всегда стихи запоминались в первого прочтения... Мастер.
Помню, сын сказал прочитать и написать сочинение, а он утром перепишет. Вот сидела читала и писала. Давно уже было, а до сих пор помню.
Anonymous
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения