130
Anonymous
Политика
16.10.12 12:55

"Об образовании"

http://svpressa.ru/society/article/59731/

Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения
у многих ссылки не открываются (фильтры на работе) или сами намеренно не открывают. Копируйте текст сюда.
Anonymous
Партия власти продолжает громить российские школы

Сегодня, 16 октября, Госдума в первом чтении рассмотрит законопроект «Об образовании». Как заявил лидер фракции «Единая Россия» Андрей Воробьев, принять его планируется уже в ближайшем декабре. Единоросс добавил, что возглавляемая им фракция поддержит этот документ. «Альтернативный законопроект предлагает фракция КПРФ, думаем, что ко второму чтению предложения оппозиционной партии будут рассмотрены и - не исключаю - внесены в правительственный законопроект», - сказал Воробьев.

Работа над новым законом «Об образовании» идет с 2009 года. Неоднократно учителя и преподаватели ВУЗов заявляли о своем неприятии целого ряда заключенных в документе положений. Так же неоднократно им обещали учесть их пожелания. Что же получилось из законопроекта на момент начала его обсуждения?

- Документ пустой. Прежде еще было возможно найти в нем конкретные нормы социального характера. Но после того, как его «почистил» Минфин – их не осталось совсем, – заявил депутат Госдумы от КПРФ Олег Смолин, один из авторов альтернативного законопроекта «О народном образовании». – Позиции, улучшающие материальное положение учителей и студентов, вычеркнуты. Законопроект стал хуже даже по сравнению с тем, в каком виде он был подготовлен Правительством России.

«СП»: - Вы связываете какие-то надежды с обещанием Воробьева внести в конечный документ отдельные положения из законопроекта, подготовленного КПРФ?

- Дмитрий Медведев еще 25 июля сказал, что по многим позициям согласен с депутатом Смолиным. Министр образования Ливанов также дает основания надеяться, что ко второму чтению наши принципиальные замечания учтут. Цыплят будем считать по зиме, поскольку уже в декабре ожидается принятие закона. Тогда и будет ясно, стоит ли за него голосовать. В таком виде, как сейчас, он неприемлем.

- С точки зрения педагогов, закон однозначно плохой. Потому что он отнимает значительную часть той социальной защиты, которая была, – говорит председатель Межрегиональной профсоюзной организации «Учитель» Андрей Демидов. - Например, льготы по ЖКХ для сельских учителей из него испарились. Отменяется даже мизерная доплата на покупку методической литературы – 100 рублей в месяц. Она была установлена 20 лет назад. Сейчас в законе такой нормы нет. Сказано, что некие компенсации за покупку специальной литературы могут устанавливать муниципалитеты. Но они вряд ли загорятся желанием снабжать учителей бесплатными учебниками. Большинство и без того имеет дефицитные бюджеты и еле сводит концы с концами. Перенос мер социальной защиты с федерального на местный уровень, чего добивается власть, на деле означает отмену этих мер.

«СП»: - Вы пытались вносить свои предложения разработчикам законопроекта?

- Да, и на определенном этапе была надежда, что к нам прислушаются. В частности, предлагали внести поправку к статье о том, что зарплата учителей должна быть не меньше средней по региону. Есть такие регионы, где средняя зарплата мизерная. Мы считаем, что учитель в любом регионе должен получать зарплату не меньшую, чем средняя по России. Ведь учителя в любой точке страны выполняют примерно одинаковый объем обязанностей. А те регионы, которые захотят и смогут сделать зарплату учителям выше средней по стране, вправе это сделать. Наша идея рассматривалась в Минобразовании, обсуждалась на заседании правительства РФ. В результате – никаких гарантий учителям в этом отношении в проекте закона нет.

Кроме того, мы не понимаем, в каком статусе будут находиться государственные школы лицейского и гимназического профиля. Это никак не прописано в законе. На примере Москвы видим, что идет усиленное слияние этих учебных заведений с обычными школами, под предлогом того, что они слишком дорого обходятся государству. Но эта, по большому счету, общедоступная система образования детей с углубленным изучением отдельных предметов должна сохраниться. Взамен нее закон предлагает нечто невнятное – школы для особо одаренных. Особая одаренность – явление редкое. Под этим предлогом могут оставить несколько школ для «уникумов» на всю страну. Необходимо прописать в законе, что, реализуя программы углубленного образования детей, лицеи имеют право на дополнительное финансирование. Иначе для всех школ будет действовать единая система подушевого финансирования. И мы получим в результате диктатуру серости.

Нас также не устраивает размывание светского характера российского института школы. Одна из статей законопроекта гласит об «особенностях религиозного образования». Мы не понимаем, зачем это надо? В светском государстве религиозное образование должно быть вынесено за пределы государственной школы.

«СП»: - С сельскими школами у нас в стране в последние годы государство не очень церемонилось. Что-то на этот счет предлагается в законопроекте?

- Облегчаются условия закрытия сельских школ. Раньше для такого необходимо было согласие схода из местных жителей. Сейчас будет достаточно согласия представительного органа. Причем даже не того конкретно населенного пункта, где закрывают школу, а городского или районного округа, к которому школа относится. Мы настаиваем, чтобы решение по-прежнему принимал сход. Мало того, даже реорганизация школ должна происходить только с согласия местного населения. Очень часто чиновники закрывают сельские школы в два хода. Сначала превращают школу в филиал, а потом – закрывают совсем.

В законопроекте говорится о статусе малокомплектных школ, но непонятно, какие учебные заведения имеют право на него претендовать. Есть подозрение, что в результате этот статус никто получить не сможет, школы будут закрывать якобы за нерентабельность. Мы считаем, что подушевое финансирование необходимо сочетать с финансированием нормативным. Грубо говоря, если в сельской школе мало учеников и подушевое финансирование не дает возможности вести нормальный учебный процесс, необходимо добавить хотя бы часть недостающих средств.

Пока мы видим, что текст законопроекта даже ухудшился по сравнению с ныне действующим документом. И поэтому обращаемся к депутатам всех фракций Госдумы с просьбой не принимать его. Просим учителей отправлять письма с критикой этого законопроекта депутатам фракций «Единая Россия» и ЛДПР. Ведь именно они готовы проголосовать за него. Мы хотим донести свою позицию, которую разделяет большинство педагогов, до депутатов. Все реляции о повышении заработной платы учителям мало соответствуют действительности. Сегодня с утра начались наши одиночные пикеты возле здания Госдумы, против нового закона «Об образовании».

«СП»: - Как можно оценить в свете сказанного вами слова Дмитрия Медведева о том, что у нас на образование будет потрачено денег почти столько же, сколько на армию?

- Я не понимаю, чем вызван подобный оптимизм. Мы видим, что до 2015 на образование выделено порядка 600 миллиардов рублей. А на оборону – порядка 8 триллионов. Разница почти восьмикратная. Все остальное, что будет после 2015 года, – декларации и фантазии. Даже внесенный в Госдуму бюджет, как показывает практика, может быть перекроен, а нам пытаются впарить некие ориентировки до 2020 года. А кто будет отвечать потом за эти обещания?

«СП»: - Обещают, что в итоге в законопроекте учтут предложения оппозиционных партий…

- В лучшем случае вернут какие-нибудь копейки из тех, что хотели отобрать у учителей. А преподнесут это как большое благодеяние. Я думаю, в итоге получиться жесткий документ в духе тех мер урезания расходов на образование, которые пытаются осуществить сегодня.

Эксперт Всероссийского фонда «Образование» Олег Сергеев уверен, что новый закон разработан непрофессионалами.

- В законе отсутствует даже такие понятия, как воспитание и учитель. То есть главный субъект образования отсутствует. О чем вообще говорить?

Еще полтора месяца назад Союз ректоров сделал серьезные замечания по этому закону о том, что он лишь – перечень сухих правил, которые будут только сдерживать развитие образовательной системы.

Этот закон мертворожденный изначально, поскольку писали его люди, которые абсолютно ничего не понимают в образовании. И какие бы улучшения в ходе парламентских слушаний не вносились, все равно этот документ – мост поперек реки, а не вдоль.

Одна из главных проблем наших школ в том, что у нас ученики с младших классов зубрят предметы, а не учатся осмысливать то, что им преподают.

В 2007 году американцы приняли закон «О соревнующейся Америке», как его неформально называют. Они уже тогда поняли, что главная проблема младшей школы в том, чтобы дети понимали прочитанное и постигали азы алгебры. То есть учились абстрактному мышлению. Без этого дальше ничему нельзя человека научить. Непонимание прочитанного остается на всю жизнь. О том, как с этим бороться, в законе – ни слова.

К тому же этот закон – не прямого действия. Он потребует кучу подзаконных актов, в результате чего учителя у нас вместо преподавания будут на работе сплошь писать отчеты. Они и сейчас загружены этим, а вскоре бюрократический пресс усилится.
Anonymous
Я это нытье по поводу образования не понимаю.

Во-первых, с развала Союза прошло уже больше 20 лет и разваливать там точно больше нечего.

Во-вторых, советские программы по популярным направлениям экономики и менеджмента точно не соответствуют современным стандартам. Да и прочие тоже сильно изменились, что в медицине, что в машиностроении.

Во-третьих, главная проблема это не качество образования, а трудоустройство образованных. Какой смысл впахивать 5-6 лет, если после окончания ВУЗа ты точно не будешь работать по специальности? Какой смысл в изучении программы в старшей школе, если твой успех в жизни зависит не от умения брать интегралы?

Чему может обучить студента доцент, который зарабатывает 10 000 в месяц? И учит по программе 1980-го года?

Образование в большинстве случаев нынче свелось к получению корочек. А с макроэкономической точки зрения - к снижению уровня безработицы в среде молодежи за счет выдавливания их в "обучение". Старшее поколение сидит охранниками в ЧОПах, младшее учится в институтах, чтобы потом сменить в ЧОПах своих отцов. Зачем им образование?

У нас в стране есть несколько отраслей промышленности, которые требуют квалифицированных специалистов, но то количество студентов, какое есть сейчас, для них явно избыточно.
***Отменяется даже мизерная доплата на покупку методической литературы – 100 рублей в месяц. Она была установлена 20 лет назад.


))) Эти 20 лет , пособия оплачивают родители. По моему правильно что отменяют
Anonymous
Так как вчерашний законопроект? приняли без изменений?
Anonymous
Жириновский считает хорошее образование опасным http://news.rambler.ru/15969937/
Моnonymous
Задачка;-) Медведев получил бесплатное образование- при СССР!!! Герой рЕпА ТимАсрити на западе -платное. Вопрос: Кто из них самый умный? ;-) ;-)
Anonymous
Госдума одобрила в первом чтении представленный правительством законопроект об образовании, сообщает "Интерфакс".

Проект поддержали 292 депутата, против голосовали 77, один воздержался. Новый закон устанавливает четкую систему уровней образования от дошкольного до послевузовского, в нем сохраняется ЕГЭ и предусматривается система дистанционного обучения. Предполагается, что он будет окончательно принят Думой до конца года и вступит в силу 1 января 2013 года. Этот законопроект должен заменить два основных закона "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1992 и 1996 годах.

Глава минобрнауки Дмитрий Ливанов во время обсуждения в нижней палате заявил, что проект правительства напрямую затрагивает интересы около 40 миллионов граждан. Министр отметил, что закон закрепляет роль и права родителей учеников в образовательном процессе: "Например, родители получают возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательными организациями", - пояснил он.

Ливанов также заверил депутатов, что в документе не только сохраняются, но и расширяются государственные гарантии бесплатности образования и социальные гарантии в этой сфере.

Этот законопроект закрепляет уровни общего образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, и профессионального: среднее профессиональное, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет, магистратура, высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Закон призван модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Согласно проекту, вводится программа среднего профессионального образования для подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Среднее профобразование будет состоять из двух уровней программ - подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и подготовка специалистов среднего звена.

Кроме того закон разрешает осуществлять образовательную деятельность научным и иным организациям, в том числе созданным в форме коммерческих. Они смогут вести такую деятельность в качестве дополнительной к своей основной работе.

Одновременно Дума отклонила разработанный КПРФ законопроект о народном образовании, который в частности предполагал выделение на нужды образования не менее 7 процентов ВВП и не менее 7 процентов расходов федерального бюджета на финансирование высшего и послевузовского образования. За правительственный проект проголосовали "Единая Россия" и ЛДПР. Инициативу коммунистов либерал-демократы тоже поддержали, наряду со "Справедливой Россией". Всего за проект КПРФ проголосовали 209 депутатов, четверо высказались против.

О готовности эсеров поддержать документ коммунистов и намерении голосовать против правительственного законопроекта их лидер Сергей Миронов заявил ранее. По его словам, главной причиной такого решения стало сохранение единого госэкзамена, а также нормы, регламентирующие платные услуги в школах.

Этот закон был подготовлен министерством образования и науки еще в мае 2010 года. По словам министра, за те два года, что документ обсуждался, к нему поступило более 20 тысяч замечаний и предложений от представителей профессионального сообщества, родителей, учащихся, работодателей.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев направил этот законопроект в Госдуму после общественного обсуждения и доработки законопроекта в правительстве в начале августа 2012 года.
Anonymous
Нехватка рабочих кадров и избыток вузов - явно не основные причины необходимости данной реформы. Неужели еще остались наивные, верящие в изначально благие намерения нынешней власти?
Они нам уже открытым текстом говорят: " Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания"
"как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации?"

http://www.youtube.com/watch?v=0QQwCzw_UcM

Таким образом Глава Сбербанка в открытую заявил о необходимости сохранения народа в статусе быдла! ...Ну, чтобы спать спокойно. Маски сброшены? Как органично это вписывается в действия власти в последнее время! Такое впечатление, что она намеренно провоцирует бунт, который сначала подавит, а потом используя его как повод, вернет нам "крепостное право", зачем вам свобода вы же БЫДЛО! Берите пример с "азиатов", работают за похлёбку и молчат. Идеальные рабы. Видимо затем их и везут.(((
Anonymous
[Культурная контрреволюция] Россияне все чаще «боряца с грамматностью»

За короткое время уровень грамотности в России катастрофически снижается. Так, в рейтинге грамотности ЮНЕСКО мы скатились с третьего места на двадцать седьмое. Это за двадцать лет. А за последние 4 года по уровню грамотности школьников Россия занимает 43-е место. Из 65-ти возможных.

Причем борьба за грамотность чаще напоминает борьбу с грамотностью, ведь уже начиная с младших классов ученики не дополучают должное количество часов русского языка. Вместо этого увеличивают количество часов на ОБЖ, религиозные спецкурсы по выбору и основы толерантности в современном мире. Русский язык растаскивают на спецкурсы: пунктуацию и синтаксис изучают на уроках риторики, богатство лексики осваивают на словесности. А на русском языке конкретно – «решают ЕГЭ».

Между прочим, российский поисковик «Яндекс» составил список наиболее распространенных «очепяток», которые допускает в сети русский человек. Среди них не просто нелепые, но и страшные: «однокласники», «скачять» и «скочать», «Росия» и «руский». У современной молодежи входит в привычку набирать в поисковике: «робота в москве домработница». Большинство людей объясняет наплевательское отношение к правилам грамматики тем, что в словах главное – смысл, который «поймут и так», а вовсе не форма.
http://news2.ru/story/365511/


Россия отказывается от участия в международном тестировании школьников

Причина — стремительно ухудшающаяся динамика показателей

Россия больше не будет участвовать в международной программе мониторинга школьников (PISA): с 2012 года от тестирования принято решение отказаться на федеральном уровне. Об этом «Известиям» рассказала президент Российской ассоциации чтения, под эгидой которой в нашей стране и проходили тестирования, Наталья Сметанникова.

Начиная с 2000 года российские 15-летние школьники проходят каждые три года специальные тестирования в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Цель данных исследований — мониторинг «человеческого капитала» страны, являющегося одним из основных показателей экономического развития государства. PISA помогает выяснить уровень качества образования в школах, сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах.

Тестирование проходит в трех направлениях: грамотность чтения, научная и математическая грамотность.

Сметанникова видит причину отказа от тестов в наглядной негативной динамике результатов тестов российских школьников.

По ее словам, в 2000 году в тестировании, направленном на чтение и понимание текста, приняли участие 32 государства. Тогда Россия заняла 25-е место.

Тремя годами позже наша страна удостоилась уже 32-го места в исследовании, в котором приняли участие 43 страны. А по результатам 2006 года из почти 60 государств Россия вошла в четвертый десяток, показав уровень ниже среднего в навыках чтения и в математике. По результатам тестирования 2009 года отечественные школьники получили 41-е место из 65.

— Изначально Россия не хотела публиковать результаты. Однако мы не позволили их скрыть. Это необходимо для того, чтобы мы научились себя оценивать, а не жить мифами, как это было в СССР, когда никто не мог проверить, действительно ли мы являлись самой читающей страной, — объясняет Сметанникова.

Президент Российской ассоциации чтения пояснила, что тестирования 2000 и 2003 годов в России проводили коммерческие организации, а начиная с 2006 года данную функцию взяло на себя Министерство образования РФ.

— Однако в этом году Россия, ссылаясь якобы на кризис, отказалась от мониторинга, — сообщила она.

Эксперты объясняют, что подобные международные тестирования направлены на изучение экономического состояния государства, на их основе строятся прогнозы, что в будущем ждать от России: инновационного развития экономики или продолжения политики сырьевой державы.

К примеру, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш пояснил «Известиям», что международные тесты направлены на оценку качества человеческого капитала — одного из факторов экономического развития.

Эксперт Центра проблемного анализа Виктор Аверков констатирует негативные тенденции.

— Идет процесс деградации институтов образования и науки. Безусловно, ее темпы развития замедлились, но непонятно, перешла ли эта деградации критическую черту. Пока об этом никто не думает и нет соответствующей стратегии, — полагает он.

Наталья Сметанникова считает, что дальнейшие перспективы России в рейтинге неутешительные.

— Безусловно, судя по тому, что сегодня происходит в образовании, наше будущее — не инновации и даже не закручивание кранов с нефтью и газом. Так как сегодня, к сожалению, даже те специалисты, которые должны этим заниматься, — полуграмотные, — сетует она.

Главная проблема, по словам Сметанниковой, — фрагментарность отечественной школьной программы.

— Отсутствие регулярных занятий литературой и школьного выпускного сочинения лишает современных школьников способности к образованию связей. И логических в том числе. Например, в Гарварде до сих пор все обсуждения, касающиеся даже экономических вопросов, проходят на материале художественной литературы, — приводит она пример.

В пресс-службе Министерства образования не смогли дать комментарий по участию России в мониторинге PISA.

http://izvestia.ru/news/537919
Anonymous
До 2015 года российские власти в рамках программы «Глобальное образование» выделят на обучение более 2 тысяч российских студентов в ведущих вузах мира не менее 4,5 млрд рублей, следует из пояснительной записки к проекту указа президента России на сайте Минобрнауки.

«Финансовое обеспечение реализации программы за счет ассигнований, предоставленных из федерального бюджета, составит не менее 4,5 миллиардов рублей. При этом расходы на организацию обучения и сопутствующие расходы, покрываемые за счет средств программы, как правило, не могут превышать сумму, эквивалентную 1,5 миллионам рублей на одного российского гражданина по курсу ЦБ РФ на день принятия решения о направлении российского гражданина на обучение», - говорится в пояснительной записке к проекту указа президента России о программе «Глобальное образование» на 2012-2015 годы, передает РИА «Новости».

Цель программы - повышение конкурентоспособности российского высшего профобразования и науки, качества государственного и муниципального управления, управления в высокотехнологичных компаниях, организациях социальной сферы и создание социальных лифтов, стимулирующих российскую молодежь на достижение успеха и самореализацию через получение образования на уровне мировых стандартов, отмечается в проекте приказа.Согласно документу, ежегодно с 2013 года по 2015 год на обучение россиян будет направляться 1 млрд 500 млн рублей. Получить образование за счет государства можно будет в иностранных вузах, входящих в перечень утвержденный правительством РФ, чьи дипломы автоматически признаются на территории России. В список вошли вузы более чем 20 государств, в том числе США, Великобритании, ФРГ, Швейцарии, Дании, Финляндии, ЮАР, Южной Кореи и Японии. Среди вузов - университет Лозанны, Мичиганский университет, Гарвардский университет, Болонский университет, Оксфордский университет.

Отбирать участников программы будут специально созданные комиссии, но есть несколько условий - человек должен получить высшее образование в российском университете, самостоятельно поступить в зарубежный вуз и обязательно вернуться на работу в Россию, в противном случае ему придется отдать деньги, которые государство потратило на его образование.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в конце апреля был опубликован проект указа президент России «О содействии привлечению в российские организации граждан РФ, прошедших обучение в ведущих иностранных образовательных организациях».

Согласно проекту указа, правительству России до 1 сентября 2012 года поручалось разработать и утвердить соответствующую программу. При этом предполагалось трудоустройство россиян, прошедших такое обучение, в российские организации, прежде всего органы государственной власти и местного самоуправления, организации здравоохранения и образования и иные организации социальной сферы.
Источник: vz.ru
Anonymous
Болевые точки проекта нового закона об образовании.

Как новый документ повлияет на жизнь школьников, студентов, учителей и родителей.

Госдума приняла в первом чтении законопроект «Об образовании». До внесения в парламент документ неоднократно переписывался, в том числе под давлением Минфина. «МН» сравнили новый законопроект с действующим законом двадцатилетней давности и выявили наиболее чувствительные для участников образовательного процесса изменения.

Проигравшими себя могут почувствовать родители дошкольников, студенты, коллективы лицеев и гимназий и борцы за светский характер образования. Новый закон будет на руку учителям, подрабатывающим репетиторством после уроков. Активная фаза написания закона пришлась на парламентскую и президентскую выборные кампании: именно в это время в тексте был утвержден «твердый» размер учительских зарплат и студенческих стипендий. Сразу после выборов от социальных гарантий решили отказаться.
Детские сады

Было
Дошкольное образование — бесплатно. Родители оплачивают не более 20% затрат детского сада на содержание детей (не более 10% - на содержание в д/с троих и более детей). Региональные власти компенсируют не менее 20% оплаты (за одного ребенка), не менее 50% (за двух), не менее 70% (за трех и более). Родительская плата за содержание детей-инвалидов, дети-сирот, а также детей с туберкулезной интоксикацией не взимается.

Будет

Реализация образовательной программы дошкольного образования — бесплатно. Присмотр и уход за детьми — платно. Региональные власти компенсируют не менее 20% оплаты (за одного ребенка), не менее 50% (за двух), не менее 70% (за трех и более). Родительская плата за содержание детей-инвалидов, дети-сирот, а также детей с туберкулезной интоксикацией не взимается.

Комментарий

Теперь законодательно разделяется дошкольное образование (собственно обучение в детском саду) и «присмотр и уход за детьми». Более того, в ныне действующем законе отдельно «присмотр и уход» не упомянут ни разу.

В статье 66 законопроекта сказано, что «образовательная организация, реализующая образовательные программы дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми». То есть, фактически вводится положение о необязательности оказания услуги по присмотру и уходу за детьми в детском саду. «За осуществление присмотра и ухода за ребенком образовательная организация взимает плату с родителей (законных представителей) в размере, установленном ее учредителем с учетом материального положения родителей (законных представителей)». И в эту плату «не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования».
Ныне действующее положение (Статья 52.1, пункт 2) об оплате родителями не более 20% затрат детского сада на содержание детей исчезло. Эти два обстоятельства означают, что родителям придется платить за уход и присмотр 100%. Правда, в законе прописано, что цену за такую услугу муниципалитет должен назначать исходя из материального положения родителей, однако механизм этого не прописан, вероятно, он будет прописан в подзаконных актах. Кроме того, в статье 68 законопроекта детский сад и школа получают право отказать ребенку в приеме, если у них нет свободных мест. Ранее такая норма в законодательстве отсутствовала.
Бесплатное высшее образование

Бюджетное обучение в вузах предоставляется:

Было

Не менее чем 170 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек, проживающих в РФ

Будет

Не менее чем 800 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в РФ.

Комментарий

Несмотря на большую цифру количества бюджетных мест в предлагаемом законе, их число сильно сократится. По данным Росстата, молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет у нас в стране не более 22 млн человек. Это значит, что в вузах должно быть не менее 1,7 млн. бюджетных мест. Сейчас бюджетных студентов в российских вузах около 2,7 млн. человек. По прогнозу Росстата, к 2015 году, численность бюджетных студентов вузов, рассчитанная на основе предлагаемой нормы законопроекта, станет меньше примерно на 210 тыс. чел (к 2020 году — на 650 тыс. чел.).
Религия в образовательном учреждении

Было

Религиозная организация может быть учредителем образовательного учреждения. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях создание и деятельность религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. Учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) заверяет свои документы печатью, не содержащей изображения Государственного герба РФ.

Будет

Статьей 91 фактически устанавливает в качестве общеобязательного предмета основы религии, программы которых фактически утверждаются религиозными организациями. Образовательные программы об основах духовно-нравственной культуры народов должны проходить экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям. Учебные курсы, предметы и дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогами из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией.

Комментарий

Религиозным организациям дано право влиять и формировать образовательный госстандарт. Ранее отдельной статьи о религиозном образовании не было. Полная свобода была дана основным конфессиям для создания своих школ и университетов.
Льготы на поступление

Было

Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступали:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп
- граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

Будет

Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступают:
- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп.

Комментарий

Большинство существующих льгот ликвидируются, в т.ч. для детей-сирот, и заменяются возможностью учиться на подготовительных отделениях. В пределах квоты, которая устанавливается вузом и не может быть менее 10 процентов.
Упразднение лицеев и гимназий

Было

В статье 12 «Образовательные учреждения» сказано, что образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).

Будет

В статье 23 «Типы образовательных организаций» их значится четыре: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная образовательная, образовательная организация высшего образования.

Комментарий

Представители уникальных школ, гимназий и лицеев уверены, что данная унификация нанесет вред выстроенной системе особых школ и грозит вытеснением «лицейского» уровня образования в частную сферу. В новом законе уменьшено количество типов образовательных организаций, а их разделение на виды исчезло совсем. В сопроводительной справке Минобрнауки это объясняется «необходимостью убрать избыточное дробление образовательных организаций, которое создавало необоснованные административные барьеры, а также трудности при лицензировании и госаккредитации». Уже работающие лицеи, гимназии продолжат свою работу, уверяют чиновники и смогут использовать в наименовании «специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности».
Самые важные нормы, изъятые из законопроекта в процессе его подготовки

Зарплата учителей

Было

В статье 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» значилось, что в компетенции школы:
- установление заработной платы работников, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования

Будет

В статье 104 значится, что обеспечение уровня средней заработной платы педагогических работников определяется в соответствии с решениями президента РФ, правительства, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Комментарий
До внесения законопроекта в Госдуму был пункт о привязке средней зарплаты педработника к средней по экономике региона. После долгих боев с образовательным сообществом, этот пункт был изъят из-за несогласования с Минфином. Теперь норма носит целиком отсылочный характер. Уровень заработной платы педагогов определяется президентом, правительством и органами государственной власти субъектов РФ. Из последней редакции выпали содержащиеся в ныне действующем законе положения о компенсации педагогам расходов на методлитературу, так же как гарантии льгот сельским педагогам по жилищно-коммунальным платежам.
Стипендии

Было

Статья 50 «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников»
Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями.

Будет

Статья 37 «Стипендии и другие денежные выплаты» устанавливает следующие виды стипендий:
1) государственная стипендия;
2) стипендия Президента Российской Федерации и стипендия Правительства Российской Федерации;
3) именная стипендия.

Комментарий
До вмешательства Минфина, законопроект устанавливал, что размер социальной стипендии не может быть ниже 1,5 минимального размера академической стипендии. А она, соответственно, должна была быть не ниже 50% минимального размера оплаты труда. Более нигде в законе размер стипендии не определяется.
Репетиторство в школе

Было

Запрет на репетиторство со своими учениками не прописан

Будет

Запрет на репетиторство со своими учениками не прописан

Комментарий
До внесения законопроекта в Госдуму в статье 48 «Правовой статус педагогических работников» теме незаконного репетиторства было посвящено три абзаца.

«Платная индивидуальная педагогическая деятельность педагогического работника образовательной организации с лицами, в отношении которых он осуществляет педагогическую деятельность, не допускается, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника», — значилось в предпоследней версии документа. Под конфликтом интересов учителя понимается ситуация, при которой у него «при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью педагогического работника и интересами обучающегося».

Был в законе и еще более странный пассаж: «В случае возникновения конфликта интересов, педагогический работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя образовательной организации, в которых они работают. Руководитель образовательной организации, которому стало известно о возникновении у педагогического работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов».

Затем под напором педагогического лобби данные пункты были изъяты из документа

Гипотетически можно считать, что теме незаконной предпринимательской деятельности в школе посвящены эти пункты законопроекта:

В статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»
- конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью педагогического работника и интересами обучающегося.

А в статье 46 «Защита прав обучающихся и их родителей (законных представителей)» родителям предлагается обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по теме наличия или отсутствия конфликта интересов у педагогического работника.

http://mn.ru/society_edu/20121025/329452447.html
Anonymous
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения