29

Как настроить первоклассника на учебу?

У нас уже началась школа, сын пошел в первый класс. В школу идет чаще всего с удовольствием, но бывает, что утром в кровати заявляет, никуда не пойду, даже не уговаривайте. Я знаю, что он так не думает, это такой троллинг родителей, чтобы поуговаривали и попрыгали вокруг него. Ну что, уговариваем и прыгаем. Такая же ситуация с домашними заданиями. Но как донести до него, что утренние сборы и уроки - это его зона ответственности? Хочется, чтобы он с самого начала понял, что это все нужно не маме с папой, а ему. Как построить разговор, о чем говорить, подскажите, у меня что-то мысли путаются. Спасибо!

Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения
У нас уже началась школа, сын пошел в первый класс. В школу идет чаще всего с удовольствием, но бывает, что утром в кровати заявляет, никуда не пойду, даже не уговаривайте. Я знаю, что он так не думает, это такой троллинг родителей, чтобы поуговаривали и попрыгали вокруг него. Ну что, уговариваем и прыгаем. Такая же ситуация с домашними заданиями. Но как донести до него, что утренние сборы и уроки - это его зона ответственности? Хочется, чтобы он с самого начала понял, что это все нужно не маме с папой, а ему. Как построить разговор, о чем говорить, подскажите, у меня что-то мысли путаются. Спасибо!
Ну так и не уговаривайте...
Anonymous
Не хотеть - можно, ныть - можно, жаловаться на тяжкую долю - пожалуйста. Только не идти - нельзя. И не надо прыгать, достаточно "глубокого понимания ситуации" и "искреннего нарочитого сочувствия":-)
Когда сын пошел в 1 класс, с первого же дня показали, как вешать форму на плечики, муж прибил спец. крючок для нее в кладовке. Поговорили на тему - форма, сбор портфеля, проверка наличия учебников и тетрадей в портфеле, домашнее задание - это твоя зона ответственности. Если нужно - поможем всегда, но делать все это ты должен сам. Мама с папой работают, а твоя задача сейчас - учиться прилежно.
Конечно, в начале первого класса бывало и забывал что -то в портфель положить и мог грязную форму повесить, а не сунуть в стиралку. Но я сама ни разу не повесила за него форму, ни разу не сидела с уроками, и ни разу не собирала ему портфель.
Мое мнение - к дисциплине нужно приучать не методом уговоров, а методом действий.
Поставьте ребенку красивый будильник со словами - теперь ты будешь в школу вставать сам, ты уже большой и самостоятельный.
Еще очень полезно переложить небольшую часть ответственности с себя на ребенка. Ты встаешь по будильнику и будишь нас с папой, теперь это твоя задача, я думаю ты с ней справишься. Смотри, не проспи, а то мы с папой опоздаем на работу. Или - теперь твоя обязанность кормить кота, не забывай дать ему корм утром и вечером.
Может, я коряво пишу. Но у нас это всегда работает. Ребенок понимает, что он такой же член семьи, как и все остальные и у него тоже есть свои обязанности.
Если хотите убедить ребенка, что это нужно ему, установите в его голове связь между тем, что ему сейчас кажется нужным или о чем он мечтает и процессом учебы. Например, хочет он стать великим космонавтом. Покажите ему учебные тесты, которые должны сдавать космонавты. Или хочет много денег. Покажите ему конкурс в ведущие финансовые вузы, кучу формул... Можно немного преувеличить для убедительности. В общем, главное чтобы ребенок осознал, что для его же имеющейся сейчас цели нужно чтобы он много знал. И в зависимости от ребенка может быть достаточно однократного объяснения, а может придется непрерывно напоминать. Ребенку. При ребенке кому-то в беседе пример привести. Когда ребенок в другой комнате, но слышит, тоже рассказать кому-то историю - мужу, подруге, маме... в общем, периодически капать в эту точку, из серии вода камень точит. Пока эта масса ваших капаний не достучится до него и не установит эту связь.
А до тех пор, пока он не согласен, что это нужно ему, надо обеспечить просто его обязанность. Нужно-не нужно, но ты должен каждый день вставать и идти в школу, каждый день делать домашку. Если с этим продолжают возникать сложности, полезно придумать какую-то фиксиорванную последовательность действий, которую ребенок должен совершить для достижения результата. Контролировать ее недели 2 в плотном режиме, заодно оптимизируя, дальше уже скорее всего привыкнет. Например домашка. Пришел домой, обед, в 14 часов всегда сидишь за уроками. Процесс: достал дневник, посмотрел что задано на завтра. Приоритет в выполнении уроков такой-то. Например, сначала математика, если есть. Потом русский, если есть. Достал учебник по математике и все тетрадки. Положил на правый угол стола. Достал пенал, положил на левый угол стола. Убедился что в пенале есть все ручки..
Ну и так описывается процесс, в той степени детальности, которая нужна конкретному ребенку для эффективной организации и выполнения заданий. В целом это из таймменеджмента, о том как есть слонов, разбивая их на бифштексы. Вот разбить на бифштексы тех размеров, которые может съесть конкретный ребенок. Обеспечить формализацию всех процессов, которые его отвлекают. Если он вечно теряет ручки и из-за этого отвлекается от учебы, значит проверку наличия ручек (по списку) надо поставить в начало. Или взять эту задачу на себя, положив ему в определенное место полный комплект и проверяя его каждое утро.
А когда ребенок уже привыкнет выполнять одну и ту же последовательность в течение месяца, может и осознанность с самоконтролем у него появятся. Что он должен каждый день эту последовательность воспроизводить.
И полезно первоклашке, по крайней мере московскому, днем спать. Или хотя бы ложиться часов в 8 вечера. Первые полгода многие падают с ног, втягиваясь в непревычную деятельность. Дело не во времени подъема, а в том что они теперь начинают по 4 часа сидеть без движения и слушать учителя. Это очень большая нагрузка на нервную систему. Втягиваются в среднем где-то к январю-февралю.
Anonymous
"Утренние сборы и уроки - его зона ответственности"... Мой сын дозрел до этого к 9-10 годам. 3-4 класс российской школы. А до того два года я собирала ему портфель, нагревала носочки с утра, чтобы теплое надел (да-да-да, я мамаша-клушка), давала вкусненькое на завтрак, мультики по утрам смотрели. Потому что мне было важнее, чтобы ребенок в школу пошел довольным и спокойным, а не взвинченным нервной маменькой. Когда дозрел до самостоятельности, то постепенно стал все делать сам. Сейчас, в 13 лет, сын в состоянии поставить себе будильник, встать утром, приготовить завтрак, одеться и уйти в школу, не разбудив маму, папу и младшего брата. Я ничего специально не делала. Просто ждала и вовремя уступала ему некоторые зоны ответственности.
С уроками - та же фигня. В первом классе мы палочки писали с уговорами и перерывами. Во втором добились: на черновике - сам, чистовик - с мамой. Третий класс делал уроки в моем присутствии, потом - сам (я лежала в роддоме, потом в больнице). Четвертый, пятый класс - все сам, с помощью в сложных моментах, но с контролем постоянным. Шестой класс - контроль нескольких предметов. С удивлением узнала от одноклассников и учителей, что оказывается, мой "лентяй" часто готовит к уроку дополнительный материал! Я даже не в теме была.
А, вообще, надо избавляться от недоверия к ребенку. ;) Не надо ожидать от него намерения сесть на твою шею и свесить ножки. ;) Дети естественным образом идут к самостоятельности. Просто кто-то раньше, а кто-то позже. И форсированием событий, увы, этого не изменить. ;)
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения