33
в растерянности
Детская психология и развитие
17.04.19 09:58

Научить видеть принцип решения задачи

или Как научить решать задачи?
Мальчик, младшая школа, 10 лет. Математику любит, считает хорошо, все примеры на деление/умножение/сложение/вычитание просто обожает.
Безошибочно применяет принципы счёта в примерах с множеством действий.
Как только задача - полный ступор. Словами не может описать, что находим. Перенос условия задачи в более привычную обстановку, когда можно представить и ощутить, не помогает.
Пожалуйста, откликнитесь те, у кого была такая проблема и вы её побороли.

Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения
или Как научить решать задачи?
Мальчик, младшая школа, 10 лет. Математику любит, считает хорошо, все примеры на деление/умножение/сложение/вычитание просто обожает.
Безошибочно применяет принципы счёта в примерах с множеством действий.
Как только задача - полный ступор. Словами не может описать, что находим. Перенос условия задачи в более привычную обстановку, когда можно представить и ощутить, не помогает.
Пожалуйста, откликнитесь те, у кого была такая проблема и вы её побороли.
в растерянности
Для начала запомнить, что хорошо и быстро считать -это средство, а не математика. В первую очередь надо научиться читать условие задачи и записывать, зарисовывать условия, видеть взаимосвязи переменных, выбрать последовательность действий. Надо развивать логику, поиск связей, начала отсчёта.
Я бы начала с логических загадок.
гуманитарий он у вас, логика она в голове или есть или нет...не верю что ее можно привить...
Anonymous
Первый вопрос по задаче: что нужно узнать?
Второй: что уже известно?
Третий: как мы можем это узнать?
ИМХО, если логики нет, то ее не дать. Такие дети/люди зато обычно обладают хорошей памятью, за счет нее и выезжают.
Приучить рисовать каждое предложение задачи.
Это не с логикой проблемы, это поверхностное чтение. Надо фиксироваться на каждом предложении. Читай. Два паровоза выехали навстречу друг другу.Рисуй.Дальше читай. Один идет со скоростью 100. Рисуй сверху. Пиши справа условие Паровоз 1 - скорость 100. Читай дальше...ну Вы поняли. У моего племянника так было. Он очень быстро читал, не всегда вникал, то есть сюжет уловил и привет, все гуманитарные на ура, а когда дело дошло до задач, реально никто не понимал, в чем проблема...а дело было в привычке быстрочтения, он, по сути, просматривал текст..
Anonymous
Зорина, известные педагог по математике, говорит, что на олимпиаде выигрывает тот, кто смог внимательно прочитать и правильно понять что-же происходит в задаче.

Визуализация задачи на бумаге не всегда понятно и легка для воспроизводства. Попробуйте поиграть. Берите машинки, кубики, любой подручные материал и воспроизводите действия задачи.


А как у ребенка дела с мелкой моторикой?

Это из личного опыта. Проходила я с ребенком диагностику в 6 лет у нейропсихолога. Моторика мелкая была ужасна, комбинацию из трех пальцев было проблематично сложить. Нейропсихолог нам сказал, что возможны в будущем проблемы с решением задач, так как отделы мозга, отвечающие за эти действия находятся рядом и есть проблемы. (Мелкая моторика как маркер). Мы тут же записались в музыкальную школу, фортепиано. Через год стало заметно явное улучшение в решении задач. Сейчас 12 лет, проблем нет с задачами.
Вы задачу без цифр пересказываете? просто смысл? в стиле Дети ели яблоки, взяли с тарелочки где много, откусили, и вот на тарелке остатки... Поняли о чем, рисуете схему... И только уже в схему подставляете цифры!


У нас был апофеоз, когда складывали Ил-76 и Ан-140... У ребенка была истерика, потому что названия самолетов наслаивались на их количество(((
Я сейчас напишу крамолу. Умение решать задачи есть по сути умение выбрать для задачи стандартный алгоритм из числа ранее изученных и умение его применить. Не тратьте времени на попытки научить ребёнка изобретать алгоритм самостоятельно.
Все математические задачи стандартны. Да, ВСЕ, я знаю, что говорю. Если ребенок в математике способный, можно его упражнять, давая ему задачи, алгоритм для которых ему неизвестен. Но вообще обучение математике строится по принципу «разбираем решение типовой задачи, далее отрабатываем на самостоятельном решении аналогичных.»
Отрабатывайте типовые задачи. Объяснили задачу про груши- решили десять других про яблоки, машины, детей, грибы, килограммы картофеля.
И олимпиадная математика тоже строится по такому же принципу, «понять объяснение - отработать аналогичное». Умение самому изобретать решение - это опция. Некоторые умеют, но это не необходимый навык, да и дано не всем.
И ещё на самом деле очень важна правильная запись условия и решения - такая, как учат в школе. Многие недооценивают.
умение решать задачи это как раз и есть математические способности, к сожалению у вашего ребенка их нет, пробуйте делать акцент на гуманитарных предметах, творчестве. А задачки просто отрабатывать до автоматизма, заучивать решения.
Anonymous
Заставьте пересказать своими словами задачу без цифр, это для ребенка очень сложно, но отсутствие привязок к цифровой составляющей снимет градус напряженности в голове и ступора
К примеру Нам известно, что
1. сколько яблок в одной коробке
2.сколько яблок положили еще
3. известно, что оставшееся колличество в 2-х коробках это то что стало в первой коробке умножив на 5
4. сколько во второй коробке не ясно.
5. найти надо ЭТО.
Далее следует ваш вопрос что должно быть известно для нахождения главного вопроса - пишем формулу нахождения(к примеру надо вычесть из всех коробок первую) Потом что не хватает для этого?
Как найти то, что не хватает, это первое действие задачи
Как узнать вообще что нам известно?
Узнать просто, что известно - это определяется хоть какими-то , но числами, или выражением "столько же как."
Если числа только в понятии "на" и "в", то это тоже известно. Не известные величины описываем как буквы латинского алфавита типа х, у, и пр
Если он не будет писать в столбик условие, хотя в школе могут и не требовать, то он никогда решать не сможет или будет путаться все время, что одно и тоже, этот навык должен быть на автомате, он поможет в решении более сложных задач потом
Отдельно стоят задачи на площади, обьемы и скорости. Здесть все то же самое, но после условия выписываем волшебную формулу и ответы проверяем ГЛАВНОЕ на размерность, чтоб не вышло, что скорость это час в квадрате
Главное ваше с ним занятие - отделить решение задачи от цифр вообще - решение - это не счет.
Найдите хорошего репетитора. Я тоже думала, что дочь гуманитарий, всю началку тянула математику с трудом, хотя училась на отлично. С 5 кл попалась прекрасная учитель математики и сейчас в основном 5 (уже 8кл заканчивает), стала любить предмет, чего я никак не ожидала.
Попробуйте в задачах такую схему привить, анализировать, моей помогало:
1- проговорить, что надо найти- это самое важное
2-проговорить, что надо знать (какие нужны параметры), чтобы найти п.1
3-как вычислить параметры из п.2
Потом разбираете вместе типовые задачи 2-3шт, прям по схеме проговариваете, дальше уже ребенок сам.
Попробуйте видеоуроки из ютюба, есть достойные, с хорошими объяснениями. Научить можно всех, просто подход разный нужен.
Если все будет неэффективно- идите к хорошему нейропсихологу, возможно, он выявит причину и назначит коррекцию.
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения