82

Финское образование.

А есть кто в теме?
Что там такого уникального в их системе образования?
Просто на Фейсбук пошёл второй виток распространения вот этого ролика.
https://www.facebook.com/womo.ua/videos/497171803801884/
И оценок-то там детям не ставят до третьего класса.
И систему образования они якобы в СССР позаимствовали.
И вообще финское образование самое лучшее в мире.

Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения
А есть кто в теме?
Что там такого уникального в их системе образования?
Просто на Фейсбук пошёл второй виток распространения вот этого ролика.
https://www.facebook.com/womo.ua/videos/497171803801884/
И оценок-то там детям не ставят до третьего класса.
И систему образования они якобы в СССР позаимствовали.
И вообще финское образование самое лучшее в мире.
Anonymous
И вот сама же на аргументы "против" наткнулась.
"Система оценивания. Первые шесть лет финские школьники не получают оценок, домашнего задания и экзаменов" - после этой строчки читать нету смысла...
DarinMandarin

И правильно, потому что статья построена на основании каких-то мифов и устаревших данных. Детям в финской младшей школе задают домашние задания -- как в первом классе, так и в старших. Задания могут быть разными, требующими или нет письменного выполнения, но с третьего-четвертого класса они обязательно проверяются учителями. Причем, проверка может быть индивидуальной и то, что один ребенок не видит результатов проверки другого ученика не означает, что домашние задания "отсутствуют" или "не проверяются".

Что касается мирового уровня, то финские учителя стонут -- годы благоденствия в тестах PISA закончились в середине 2000-х, теперь идет постепенное скатывание в середину рейтингов стран OECD, единственный фактор, по которому Финляндия существенно превосходит другие страны OECD -- это независимость локальных образовательных структур в принятии решений. Детали: оценка педагогов в Финляндии и образовательная статистика Финляндии в рамках OECD. Учителя также постоянно говорят о снижении интереса учеников к образованию.

Мои дети уже шесть лет учатся в финских школах -- вначале в рамках адаптации в специальных классах для иностранцев, затем в обычных классах обычных начальных школ, теперь -- в специализированных (углубленное изучение предметов) классах средней школы. Как и в Беларуси, всё зависит от личности учителя. Несмотря на то, что -- как и в Беларуси -- учитель должен иметь высшее образование и дополнительное педагогическое образование, в школах работает довольно много людей, присутствие которых там можно было бы серьезно оспорить.

Ничем существенным уроки в финских школах от традиционной схемы не отличаются. Да, присутствует упор на самостоятельную работу -- исследовательскую в одиночку или в малых группах, активное использование компьютерной техники под делу и нет, но все же эта "форма подачи и усвоения знаний" как-то сильно от стандартной не отличается. Учебники пестрят банальными ошибками, а уровень преподавания довольно сильно отличается между школами, что бы ни говорили. Особенно это заметно в 7-9 классах -- после выпуска 9-го класса средний балл аттестата влияет напрямую на возможности поступления в лицей или техникум. Например, разница в среднем вступительном балле между лицеями Etelä-Tapiola и Leppävaara в Эспоо (второй по величине город Финляндии) в 2014 году составляла 9.33-7.67=1.66 балла -- при том, что при оценке знаний и умений ученика учитель исходит из "восьмерки" как оценки за освоение базового материала.
По окончанию лицея сдают аналог ЕГЭ и тут разрыв между этими двумя лицеями становится огромен: Etelä-Tapiola лидировала в 2014 по всей стране со средними 35.5 балла, а Leppävaara находилась на 375 (из 391) месте с 18.4 балла. Источник по-фински.http://www.mtv.fi/uutiset/kotimaa/artikkeli/lukiovertailu-etela-tapiolan-lukio-espoosta-karjessa/3394156
Единственное существенное отличие -- языковая подготовка, поскольку помимо обоих государственных (финский и шведский) языков к девятому классу практически все ученики сносно говорят на английском. Но заслуга здесь не школы, а массовых онлайновых игр и того, что почти всё кино для детей старше 12 лет на финский не дублируется, а только снабжается субтитрами.
Заинтересованность детей в обучении падает точно так же, как и в Беларуси. Уровень безработицы среди необучающейся молодежи составляет 50% (среди всей молодежи до 26 лет -- 18-19%), подростки просто не знают как быть -- ворота в хорошее профессиональное образование закрыты прогулянными 7-9 классами, а выпускники лицеев и техникумов перед поступлением в университеты всё чаще берут паузу на год, чтобы отдохнуть и прийти в себя после 11 лет непрерывных уроков. Без сдачи местного ЕГЭ по выпуску из лицея и техникума в университет попасть нельзя.

Нужно отметить также падающие доходы муниципалитетов, которые не могут содержать столько старших школ. Реформа муниципального управления в Финляндии затронула и школы, особенно в малонаселенных местах. Уже шла речь в прошлом году о закрытии нескольких лицеев, чтобы сократить расходы -- это должно было привести к укрупнению других лицеев и, одновременно, к увеличению пути до лицея потенциальному ученику, в некоторых случаях до нескольких сот километров.
То есть, учащиеся, фактически, должны после 9 класса начинать самостоятельную жизнь без родителей. Сокращение образовательного бюджета не произошло только по причине надвигающихся парламентских выборов, поскольку ни одна партия из правящей коалиции не взялась подписаться под этим за два месяца до выборов. Но в связи с ухудшающейся экономической обстановкой попытки урезать расходы на образование будут продолжены после выборов.
Главное преимущество финской школы является и её же главным слабым местом. Финская школа нацелена на подготовку полноценных членов общества. Это, в частности, означает, что до среднего уровня стараются подтягивать всех -- и хилых, и талантливых. В стране много рабочих мест, требующих не выдающихся, а просто исполнительных людей, поэтому талантливые пробьются сами. Что, конечно, может быть и обрадует родителей, когда они увидят результаты работы таланта их чад, но не дает существенной возможности развивать этот талант в рамках одной только образовательной системы. А за еге пределами существует много проблем как экономического плана, так и банального отсутствия доступа к тем или иным формам проведения досуга.
Здесь практически нет математических кружков за пределами больших городов, спортивные секции -- по-серьезному -- все платные, как и музыкальные или художественные школы и кружки.
Искать недостатки и достоинства можно в рамках любой образовательной системы. Гораздо сложнее систему менять. Фундаментальные изменения возможны только в случае активного участия общества в этом процессе, а не выкидывании его на произвол бюрократических структур.
Скажем, в 2013 году в Хельсинки учитель на замене применил силу по отношению к одному из учеников, нарушавших поведение в столовой во время перемены. Учителя уволили по заявлению родителей ученика в полицию, но на его сторону встали учителя и другие родители. Были собраны подписи под обращением в парламент и министерство образования с требованиями более четко прописать в законодательстве возможности учителей по наказанию учащихся в случае нарушения дисциплины (рукоприкладство по отношению к детям является уголовным преступлением с 1984 года). Собранные более 200 тысяч подписей позволили не только существенно повлиять на законодательный процесс, но и восстановить учителя на работе.
Anonymous
Комментарий к видео:
Лучшее в мире образование этому миру дало:
- Мика Хаккинен - автогонщик
- Кими Райкконен - автогонщик
- Ян Сибелиус - композитор
- Алвар Аалто - архитектор
- Алексис Киви - писатель
- Маннергейм - руководитель страны (который на слуху, но по другому поводу)
- ну и наконец Йолупукки (финский Дед Мороз) :)
Попробуйте продолжить список ;)
Думаю бессмысленно начинать перечислять известных в науке людей, которых миру дали хотя бы русская и американская системы образования
Anonymous
Вот ещё тут на еве нарыла сообщение:

Гатита, я хоть и в Испании теперь живу, но могу сказать про финское среднее образование с твердой уверенностью, что да, оно и правда должно быть хорошим. Дело в том, что оно хорошее ВЕЗДЕ по Финляндии, и в столице, и в самой маленькой деревне - в этом и есть преимущество относительно других стран, где есть школы элитные с очень высоким уровнем и школы просто ужасные. А в Финляндии все школы более или менее на одном уровне с единой программой. Есть толькоо 6 !!! частных школ, да и они придерживаются строго гос. программы обучения. А в Испании все наоборот: есть дорогущие частные школы, куда сложно попасть, а в остальном - все как придется. Как и в России. В Финляндии дают крепкое общее образование, в особенности сильны естественные науки, а также много часов дается на изучение ин. языков. Все компьютеризировано, много самостоятельных работ, с кнутом никто не стоит рядом. Короче, все довольно демократично и действительно, как пишет Ваппу, желания учиться школа не отбивает. С ВУЗами то же самое - все вузы хороши, только элитных, как Кембридж или Харвард здесь нет. Зато ЛЮБОЙ молодой человек может туда поступить на общих правилах и учиться бесплатно, в том числе иностранец (мой случай).
Anonymous
а мне вот всегда было интересно, где хоть один финский вуз в международном рейтинге? куда эти лучшие школы потом детей отправляют?
Второй вопрос, меня волнующий-это Пиза и другие конкурсы и рейтинги ЗНАНИЙ школьников. Где там финские дети?
Учат минимуму, но всех. Требования в школе не высокие, зато каждый ребенок в состоянии освоить программу, а эти тесты как раз и тестируют средний уровень базовых знаний. В финской основной школе ничему выдающемуся не учат, но и классов для одаренных детей или для отстающих нет.
Как тут уже написали, в Финляндии все профессии уважаемы, культа высшего образования нет. Поэтому большинство после 9 класса идет получать профессиональное образование. А в гимназию (чтобы потом в вуз поступить) идут только те, кто реально хочет и может учиться. В гимназии учиться уже сложнее и требования от основной школы отличаются сильно.
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения