34
Многодетные бабушки и дедушки
расскажите, пожалуйста, как раньше в старину жили ваши многодетные бабушки и дедушки, или прабабушки-прадедушки. интересует, например, как они воспитывали детей и какие были порядки в семье. спрашиваю не с целью праздного любопытства, а хочется обратиться к опыту наших предков. сейчас стало модно перенимать методы воспитания у других стран. про наше забываем. может, кто вспомнит бабушкины рассказы или истории из жизни? буду очень благодарна.
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждениярасскажите, пожалуйста, как раньше в старину жили ваши многодетные бабушки и дедушки, или прабабушки-прадедушки. интересует, например, как они воспитывали детей и какие были порядки в семье. спрашиваю не с целью праздного любопытства, а хочется обратиться к опыту наших предков. сейчас стало модно перенимать методы воспитания у других стран. про наше забываем. может, кто вспомнит бабушкины рассказы или истории из жизни? буду очень благодарна.
У моей прабабки было 9 детей, все с разницей в 2,5-3г примерно, всех долго кормила. Жили они мирно, прадед был человек строгий, но детей очень любил- никаких "ложкой по лбу" не было и в помине, он, правда, много работал и работал удаленно, в городе, семья оставалась в деревне, приезжал он раз в месяц примерно, привозил воз подарков, причем не только своим детям, но и всем деревенским. Прабабке помогала по хозяйству девочка из деревни, лет 10-11, пока не выросла старшая дочь- дальше она помогала, ну и следующие подрастающие братья-сестры. Вставала она в 5-6утра, ложилась около 12 ночи, днем в бегах со скотиной-детьми-огородом, вечером шила себе и детям, вязала потрясающе- у нас до сих пор хранятся вещи, связаные прабабушкой. Человеком она была очень добрым, много всего пережила (революция, война, голод и т.д.), но на вопрос что было самым страшным неизменно отвечала:"Самое страшное- это хоронить своих детей." Несмотря на все невзгоды и трудности прожила она 91год, умерла быстро и безболезненно, ее любили все, не только родные, но и чужие люди. Из 9 детей дожили до взрослого возраста 7, двое умерли в детстве, почти все дети сами в последствии стали многодетными, жили очень дружно, часто собирались вместе семьями, неизменно по 100раз на дню созванивались друг с другом.
Мой дедушка часто рассказывал про свою жизнь в детстве в Сибири. Тоже была ложка, которой по лбу. Дед был самый младший и самый шустрый. Говорил, знаю, что получу ложкой по лбу - но все равно кусок уже во рту. Отец был мягкий человек. ложкой получал от матери. Она была потрясающей женщиной, сочетая в себе несовместимые казалось бы вещи. Держала черных котов, которых пускала на воротник, была строга, но дети ее обожали, сказки рассказывала - за уши не оттянуть (даже моя мама застала). Физически была очень сильной, высокая, статная (впрочем они все в том роду такие), как говорил дед -мужики ее боялись и уважали т.к. на руках могла побороть любого. Да и вообще патриархат был номинальный, да отец, да уважали и слова поперек не говорили, но мать стояла наравне.
Воспитания как такового не было, жизнь тяжелая, каждый член семьи в деревне- работник, старшие дети следили за младшими. И казалось бы по евским меркам должны друг друга ненавидеть, но нежно любили друг друга и общались пока живы были.
Воспитания как такового не было, жизнь тяжелая, каждый член семьи в деревне- работник, старшие дети следили за младшими. И казалось бы по евским меркам должны друг друга ненавидеть, но нежно любили друг друга и общались пока живы были.
а еще кто-нибудь вспомнит истории своих родных? было бы интересно.
Мне бабушки только жесть рассказывали, война, голод, босиком до самого снега..
Мой дедушка был из семьи инженеров-железнодорожников, городской житель, работал главным дирижером местного городского театра (Украина) - весь в работе, детьми занималась бабушка - неграмотная, из деревенской польско-украинской семьи, не работала, всю жизнь посвятила воспитанию детей и внуков, любили ее безмерно. После войны детей осталось 4-ро - пережили эвакуацию в нижнем белье на Урал, не погибли от голода благодаря бабушке - она была верующей, смогла пристроиться с 6-ю детьми в монастыре. Жили не бедно, квартира в центре города, но к образованию никогда не стремились, бабушка тайком ходила в церковь недалеко от дома, тайком покрестила всех детей и внуков. Старшая дочь со школьным образованием - работала где попало, вторая дочь уехала из дома замуж в другой город, получила бухгалтерское образование, третий сын закончил ПТУ, работал строителем, алкоголик, четвертая дочь (моя мама) закончила торговый техникум, работала продавцом, рабочей. Старшая дочь, моя тетка, помогала бабушке няньчить младших, двое детей, родившихся после нее, умерли в войну, поэтому была большая разница в возрасте между старшей и остальными. Тетку обожаю, она еще жива, ей 84 года. Все работали с 16-ти лет, все любили друг друга, общались до самой смерти. Очень хорошо помню, как у бабушки собирались все дети и внуки - большая толпа - это было здорово. Бабушка и дедушка воспитывали меня с 0 до 8 лет - мать с отцом работали.
По отцовской линии у бабушки было 3-е сыновей-погодков. Бабушка из семьи ссыльных кулаков, дедушка из семьи ссыльной интеллигенции, жили в городском поселке в Киргизии. Дед работал прорабом - быстро спился, бабушка - учитель русского языка. Главой семьи была бабушка, всю жизнь мучилась с дедом, но не уходила от него. К карьере она не стремилась, хотя могла, из Киргизии не уезжала до последнего из-за сестер и братьев (у нее 3 сестры и 2 брата). Работала в школе, воспитывала детей, пасла деда. Жили небогато из-за деда, но имели большую новую квартиру в центре поселка и дачу. Отец считает свое детство и юность счастливыми, он и его братья отлично учились, имели кмс по борьбе, всегда были целеустремленными, любили путешествовать и охотиться в горах, после окончания школы все трое уехали из дома и поступили в военные училища, домой никто не вернулся. Но бабушку все любили, каждое лето у нее в Киргизии отдыхали внуки - для нас с сестрой это было счастливое время.
Ложками по лбу никто никого не бил :)
Извиняюсь за многобукв.
По отцовской линии у бабушки было 3-е сыновей-погодков. Бабушка из семьи ссыльных кулаков, дедушка из семьи ссыльной интеллигенции, жили в городском поселке в Киргизии. Дед работал прорабом - быстро спился, бабушка - учитель русского языка. Главой семьи была бабушка, всю жизнь мучилась с дедом, но не уходила от него. К карьере она не стремилась, хотя могла, из Киргизии не уезжала до последнего из-за сестер и братьев (у нее 3 сестры и 2 брата). Работала в школе, воспитывала детей, пасла деда. Жили небогато из-за деда, но имели большую новую квартиру в центре поселка и дачу. Отец считает свое детство и юность счастливыми, он и его братья отлично учились, имели кмс по борьбе, всегда были целеустремленными, любили путешествовать и охотиться в горах, после окончания школы все трое уехали из дома и поступили в военные училища, домой никто не вернулся. Но бабушку все любили, каждое лето у нее в Киргизии отдыхали внуки - для нас с сестрой это было счастливое время.
Ложками по лбу никто никого не бил :)
Извиняюсь за многобукв.
Про жизнь моего другого прадеда кино снимать можно. Дворянин, в начале революционных движений получал образование в Сорбонне, и там же, в Европе познакомился с Лениным. В Россию вернулся убежденным революционером, всю гражданскую войну прошел вместе с Буденным, осел на Кавказе, женился на вдове белого (!) офицера с 2-мя детьми, родил еще 2, создавал колхоз и был его председателем. В 37 году ему припомнили его происхождение, забрали, когда везли в тюрьму сумел передать солдатику записку для Буденного (что самое удивительное она до него дошла). Буденный лично просил за него и прадеда освободили. На войну пошел вместе с 16-летней дочкой, выпускницей мед. училища - моей бабушкой. Бабушка всю войну на передовой, а прадед погиб в апреле 45 г, меньше недели оставалось до победы. Его родная сестра со всем, что могла увезти бежала во Францию еще в 17-м.
А бабушка, живя в станице на границе с Карачаево-Черкессией говорила, что помнит набеги карачаев даже при советской власти. Их станицу окружала стена и каждый вечер били в колокол и закрывали ворота, потому что реально угоняли и скот и людей могли.
А бабушка, живя в станице на границе с Карачаево-Черкессией говорила, что помнит набеги карачаев даже при советской власти. Их станицу окружала стена и каждый вечер били в колокол и закрывали ворота, потому что реально угоняли и скот и людей могли.
Про прабабушку могу рассказать, по отцовской линии. Она родилась в Оренбургской губернии, в деревне, в 15 лет вышла замуж по большой любви. Родила 6-ро детей, жили небогато, муж ее на руках носил, в детях души не чаял. Дети лет с 4-х помогали работать в поле, потом пасли скот. Но вскоре ее муж начал тяжело болеть и умер.
Пару лет они мыкались сами, потом она сошлась с бездетным зажиточным соседом-вдовцом, мордвином. Он взял ее вместе с детьми к себе. Он был властным, местами жестоким человеком, бывало, детей наказывал розгами, ее держал под полным контролем. Детей отдал в приходскую школу, после школы мальчики шли обучаться ремеслу, девочки работали по хозяйству в большом доме, прабабушка родила еще двоих детей, няньчилась с ними дома.
Но вскоре, после гражданской войны, до них докатилась волна репрессий, ее второго мужа и одного из сыновей убили во время раскулачивания, все имущество забрали, а прабабушку с детьми вывезли в Казахстан.
Там им пришлось несколько лет жить впроголодь в землянке, ловили рыбу, мелких животных. В Казахстане у прабабушки родился ребенок, но он не прожил и 2-х месяцев.
Старшая дочь прабабушки вышла замуж и поехала с мужем попытать счастья в Киргизии - климат там потеплее. Там они получили много земли, построились и перевезли к себе прабабушку со всеми детьми. Помогли построить дом, начать обрабатывать землю.
Жизнь потихоньку наладилась, казалось все беды позади, но началась Великая отечественная война. Двое прабабушкиных сыновей и муж старшей дочери были призваны в армию, воевали в дивизии Панфилова. Только один сын вернулся - глубоким инвалидом, муж старшей дочери погиб, второго сына взяли в плен, из которого он сбежал, но после этого попал в советский лагерь в качестве предателя Родины - домой вернулся только в 60-х годах.
После войны все дети, кроме старшей дочери (решившей посвятить себя духовной жизни), думаю, благодаря второму мужу прабабушки получили высшее образование во Фрунзе: экономическое, педагогическое, аграрное - обзавелись семьями и поселились в Киргизии, в Панфиловке. Всю жизнь были очень привязаны друг к другу.
Прабабушку я помню очень хорошо, в возрасте 98 лет ее сбила машина.
Пару лет они мыкались сами, потом она сошлась с бездетным зажиточным соседом-вдовцом, мордвином. Он взял ее вместе с детьми к себе. Он был властным, местами жестоким человеком, бывало, детей наказывал розгами, ее держал под полным контролем. Детей отдал в приходскую школу, после школы мальчики шли обучаться ремеслу, девочки работали по хозяйству в большом доме, прабабушка родила еще двоих детей, няньчилась с ними дома.
Но вскоре, после гражданской войны, до них докатилась волна репрессий, ее второго мужа и одного из сыновей убили во время раскулачивания, все имущество забрали, а прабабушку с детьми вывезли в Казахстан.
Там им пришлось несколько лет жить впроголодь в землянке, ловили рыбу, мелких животных. В Казахстане у прабабушки родился ребенок, но он не прожил и 2-х месяцев.
Старшая дочь прабабушки вышла замуж и поехала с мужем попытать счастья в Киргизии - климат там потеплее. Там они получили много земли, построились и перевезли к себе прабабушку со всеми детьми. Помогли построить дом, начать обрабатывать землю.
Жизнь потихоньку наладилась, казалось все беды позади, но началась Великая отечественная война. Двое прабабушкиных сыновей и муж старшей дочери были призваны в армию, воевали в дивизии Панфилова. Только один сын вернулся - глубоким инвалидом, муж старшей дочери погиб, второго сына взяли в плен, из которого он сбежал, но после этого попал в советский лагерь в качестве предателя Родины - домой вернулся только в 60-х годах.
После войны все дети, кроме старшей дочери (решившей посвятить себя духовной жизни), думаю, благодаря второму мужу прабабушки получили высшее образование во Фрунзе: экономическое, педагогическое, аграрное - обзавелись семьями и поселились в Киргизии, в Панфиловке. Всю жизнь были очень привязаны друг к другу.
Прабабушку я помню очень хорошо, в возрасте 98 лет ее сбила машина.
Даже не пробовала. Мы даже ее имени не знали, т.к. по понятным причинам прадед при детях старался поменьше говорить на эти темы.
Тяжело жили, семеро детей у прабабки было, мужа расстреляли в 38 году. Она всех детей вырастила, но нищенствовали они, все семеро,как 16 лет стукнуло из родного дома разбежались.У всех семерых максимум по 2 ребенка.
Другая прабабушка вообще в тюрьму загремела,как жена врага народа. Дети росли в дет.доме.
Со стороны матери у прабабки из пятерых сыновей только один вернулся с войны.
Тяжелые времена пришлись на поколения 20 века.
Другая прабабушка вообще в тюрьму загремела,как жена врага народа. Дети росли в дет.доме.
Со стороны матери у прабабки из пятерых сыновей только один вернулся с войны.
Тяжелые времена пришлись на поколения 20 века.
Мне мой дед про ложку рассказывал. Его родители уже городские были, ложкой в этих целях не пользовались.
А вот к деду в деревню приехал - ыставили чугунок на середину стола, раздали ложки, он ложку в чугунок - и хренась, по лбу получил. Сначала не въехал. Обиделся.
Потом привык.
Лет ему тогда было 7-8. Пошел прогуляться. тут привязались местные, увидели, что штаны он неправильно носит. Я в деталях не помню, но в деревне своя мода была, а он - городской. Схлопотал от тех ребят. пришел домой, кровь из носа, уткнулся в овчину. Дед приходит - ну он по своей городской привычке думал, ща его утешать будет. А дед ему: "что это ты мне всю избу тут раскровянил!".
Но в итоге деда своего он очень уважал. Говорит, строгий был дед, но справедливый.
А вот к деду в деревню приехал - ыставили чугунок на середину стола, раздали ложки, он ложку в чугунок - и хренась, по лбу получил. Сначала не въехал. Обиделся.
Потом привык.
Лет ему тогда было 7-8. Пошел прогуляться. тут привязались местные, увидели, что штаны он неправильно носит. Я в деталях не помню, но в деревне своя мода была, а он - городской. Схлопотал от тех ребят. пришел домой, кровь из носа, уткнулся в овчину. Дед приходит - ну он по своей городской привычке думал, ща его утешать будет. А дед ему: "что это ты мне всю избу тут раскровянил!".
Но в итоге деда своего он очень уважал. Говорит, строгий был дед, но справедливый.
Это amp страница - сокращенная версия обсуждения
Читать полную версию обсуждения