Сказочка о зле и благодати
Или о роли христианства в мире. Думала все, как сделать покороче, но плохо получается. Наверное разобью на несколько частей. Вовсе не ожидаю, что мое резюме убедительно и вообще кто-то проникнется, но если кому-то в чем-то поможет разобраться, буду очень рада. Да, последний комментарий, резюме мое, но мысли в основном по сусекам поскребла.
Представьте себе какой-нибудь знакомый спорт, для меня это теннис. Мы знаем, что многие факторы определяют, какой будет подача: сила и точность удара, качество мяча, сила ветра и проч. Так вот, по моему мнению, христианство в моральном действии отвечает за самой важный компонент: решимость выиграть. Каким образом?
Основная трудность в мире – это существование зла. Эта трудность из категории религии, т.к. именно религия занимается таким вопросом. Наша решимость бороться со злом возможна благодаря вере в Божию благодать, в то, что она постоянно присутствует в истории, поддерживая наши усилия к добру и обращая вспять разрушительные последствия наших падений.
Христианская вера – это не набор божественно установленных правил или принципов, из которых мы черпаем моральные обязательства. Это настойчивая решимость и преданность моральному пониманию и действию, которые имеют основание в вере в Бога. Это тот основной компонент, который дает направление всем остальным. Мы не только следуем добру, но со рвением ищем правильного знания, как такового. Цель веры – уполномочить разум перед лицом препятствий, которые могут сделать нас морально некомпетентными.
Представьте себе какой-нибудь знакомый спорт, для меня это теннис. Мы знаем, что многие факторы определяют, какой будет подача: сила и точность удара, качество мяча, сила ветра и проч. Так вот, по моему мнению, христианство в моральном действии отвечает за самой важный компонент: решимость выиграть. Каким образом?
Основная трудность в мире – это существование зла. Эта трудность из категории религии, т.к. именно религия занимается таким вопросом. Наша решимость бороться со злом возможна благодаря вере в Божию благодать, в то, что она постоянно присутствует в истории, поддерживая наши усилия к добру и обращая вспять разрушительные последствия наших падений.
Христианская вера – это не набор божественно установленных правил или принципов, из которых мы черпаем моральные обязательства. Это настойчивая решимость и преданность моральному пониманию и действию, которые имеют основание в вере в Бога. Это тот основной компонент, который дает направление всем остальным. Мы не только следуем добру, но со рвением ищем правильного знания, как такового. Цель веры – уполномочить разум перед лицом препятствий, которые могут сделать нас морально некомпетентными.
Моральная некомпетенция и пороки коренятся в самой структуре морального знания и действия. Но способности и привычки отдельных людей не имеют последнего слова в моральной жизни. За пределами действий людей существуют социальные структуры, которые становятся агентами зла, превышающими злые умыслы индивидуумов. Доминирование и угнетение могут быть вызваны сильными личностями для установления своих интересов в ущерб другим. Они могут достичь гораздо более широкого размаха, когда соц. структуры поддерживают их интересы. В таком случае, особенно если последствия для ущербных не анализируются и не исправляются, зло может намного превысить ту форму, которую способно принять намерения отдельных людей. Если же зло приносит выгоды любимым людям, отказаться от него чрезвычайно трудно. Такое зло приобретает размах и силу, намного превышающую индивидуальное зло.
В конвенциональной мудрости есть несколько установок, которые пытаются сделать добродетель из отчаянья. Тут есть некоторые вариации:
1 группа людей. Мы должны отложить моральные идеалы и признать, что зло можно победить только злом. Моральность – это наивная иллюзия.
2. Сила идеологии настолько распространена, что мы никогда не можем знать разницу между злом и добром. Мы должны сложить с себя обязанность морального познания и оставить свои взгляды при себе, не навязывая их окружающим.
3. Так будем жить для себя, для сегодняшнего дня и т.п.
Во всех этих взглядах есть внутренние противоречия между содержанием высказывания и его имплицитным значением. Во всех случаях, эти высказывания выдают себя за моральное правило. Но в каждом случае, содержание высказывания отказывает себе в возможности такого морального высказывания. В первом и третьем случае противоречие находится между имплицитным моральным значением и приглашением игнорирования этого нормативного заявления в наших действиях: во имя морали мы должны отказаться от морали! Во втором случае - противоречие между имплицитным заявлением о моральном знании и эксплицитным отрицанием в возможность морального знания: во имя морали мы должны признать, что мы не можем знать, что такое мораль!
Когда мы приобретаем одну из таких установок, мы плодим бОльшую проблему, чем то зло, которому мы пытаемся сопротивляться. Это отказ и паралич основной ответственности, которая лежит в основании борьбы со злом. Хуже всего то, что со временем такая моральная установка становится стандартным мышлением и нормативным пониманием морали в обществе. Последующие поколения просто не будут видеть альтернативы.
Вера – это свидетельство людей, которые повстречали силу Бога, который вечно участвует в человеческой истории, разрушая силу зла и восстанавливая надежду, когда она была потеряна. Христианская вера – это отношение уверенного ожидания что, каким-то чудесным образом, Бог действует лично и социально и что мы можем неоднократно испытывать воздействие этого участия в течение жизни. Эта вера восстанавливает нашу решимость и ответственность, даже тогда, когда очевидность диктует нам поступить наоборот. Когда мы продолжаем верить в добро, эффект нашей решимости увеличивается и возрастает намного больше наших намерений. Также и наоборот, когда мы отчаиваемся и отказываемся от борьбы за добро, отчаяние увеличивается и накапливается. Христианская вера останавливает последствия отчаяния и восстанавливает нашу решимость и преданность добру, не тем, что не видит реальности и силы зла, но тем, что считает нашу ограниченную власть перед лицом зла только частью проблемы (мы – не единственные действующие лица в истории).
По форме эта борьба – любовь. Это та любовь, которая не воздает злом за зло. Любовь не упраздняет справедливости, но она отличает моральное действие от моральных людей и осуждает злые дела, не отказываясь от людей. Эта любовь возможна, потому что Божья любовь постоянно присутствует в нас.
Вера восстанавливает решимость и преданность моральному знанию не потому что отворачивается от реальности зла. но потому что поворачивается к памяти и свидетельству людей всех веков, у которых был опыт познания божественной силы и которую они сделали своей в самой сердцевине зла. Одно из самых крупных таких свидетельств находится в Новом Завете. Новый Завет – это не кодекс поведения или книга правил, это этика благодати. Таким образом, ответственность человека никогда не бывает полной. Мы ограничены в своих моральных способностях и должны быть открытыми таинственной драме божественной благодати, которая всегда действует в нашей жизни и в жизни общества.
http://eva.ru/jsf/forum/board-start.xhtml?boardId=220
Все теологические дискуссии нужно отправлять по адресу.
Рыбка всё пытается понять:
"Помогите, подскажите, Евы,
Что есть зло, а что есть благодать"?
Латвия. показала свой символ. им стала ... свастика.
хоккейный матч между рижским "Динамо" и "Югрой", ноябрь 2013

так на минуточку, после преступлений нацистов во Второй мировой войне от демонстрации свастики в цивилизованном мире воздерживаются.
http://eva.ru/topic/166/3185141.htm?messageId=82834686