Ева-путешественницы. Ярославль. Отчет
Путешествие в Ярославль на Масленицу 1-2 марта 2025 г.
Всем известно, что Ярославль – столица Золотого кольца, но мало кто знает, что это еще и столица Масленицы. Туда-то мы и отправились праздновать Масленицу в этом году.
Я и раньше не была фанаткой альтернативной истории, но после 5-часовой лекции от энтузиаста этой версии истории, я еще больше зауважала тех, кто годы жизни проводит в библиотеках и архивах, по крупицам добывая ценную руду истинных знаний. Бесспорно, когда при Екатерине II немецкие историки из монастырей вывозили возами летописи и исторические документы, якобы для систематизации, которые потом исчезли без возврата, думаю, они знали, что они делают и с какой целью, но, как оптимист, я верю, что когда-нибудь и где-нибудь найдется если не весь архив, то хотя бы списки увезенных документов.
Наше путешествие началось прямо на вокзале «Ярославль Главный», где нас встретил гид, мы заняли места и поехали знакомиться с городом и ближайшими окрестностями, которые в стародавние времена были слободами. Первой остановкой был Красноперекопский район. Сейчас это один из промышленных районов города, где начинала свой путь ткачихой Валентина Терешкова. Ярославцы это имя помнят и любят. В городе есть культурно-просветительский центр им. Терешковой (ярославцы называют его просто «планетарий»), рядом с ним есть очень милая скульптура Мишки-космонавта, также посвященная первой женщине-космонавту. А еще мурал рядом с фабрикой, где начинала свой путь Валентина Терешкова.
В том месте, где сейчас расположен Красноперекопский район, в 1722 году по указу Петра I была основана Ярославская Большая мануфактура. Ее основателями были голландец Ян Тамес и ярославский купец Максим Затрапезнов с сыновьями. На фабрике производили широкие полотна для изготовления парусов, ведь царь Петр строил флот. Кроме того, фабрика производила скатерти и салфетки, которые лежали на императорских столах. Качество было столь высоким, что ткани ярославской мануфактуры покупали англичане. Ставили свои клейма и продавали уже как английскую ткань — иногда даже обратно в Россию. Основатель фабрики Иван Затрапезнов известен тем, что именно при нём была изобретена ткань «затрапеза». Из неё шили домашнюю одежду. Оттуда и пошло выражение — затрапезный вид.
Кроме этого слова, вошедшего в историю, купцы оставили ещё один след: появился уникальный для провинции парк «в голландском духе» и вырос храм во имя св. Петра и Павла. Ярославские храмы создавались по традиционному для местной школы канону, но этот собор «глубокий почитатель Петра Великаго, И.М.Затрапезнов надумал построить так, чтобы он «вечно, пока ни существует, напоминал об имени Великаго Преобразователя России». Даже внешне храм демонстративно сходен с построенным Петром в Петербурге Петропавловским собором.
Наш гид, фанатичный приверженец альтернативной истории, утверждает, что и парк, и храм были созданы на месте языческого капища, посвященного Купале. Ну, вообще, тут сложно не согласиться, везде, где исстари жили славяне, есть капища, потому что религиозная составляющая была частью жизни общины, ну и как иначе управлять племенем и выстраивать иерархию? А за примерами капищ далеко ходить не надо – Марьина Роща в Москве, улица Божедомка, заложенные покойнки – это уже не альтернативная, а официальная история. На месте капищ потом стали строить первые православные храмы. Место силы ведь никуда не делось!
Также в Красноперекопском районе расположены еще 2 храма: церковь Николая Чудотворца в Меленках, освященная в октябре1672 г. Название храма произошло от названия закоторосльной Мельницкой слободы, известной с XVII века своими ветряными и водяными мельницами, и храм Андрея Крицкого, построенный, разумеется, на купеческие деньги в начале 20 века, когда старая церковь стала тесна для прихожан, коими являлись многочисленные рабочие паровых мельниц и ткацких производств. К сожалению, очень много храмов Ярославля являются летними и попасть в них зимой невозможно. По версии нашего гида, это является доказательством того, что до 19 века климат на Руси был значительно теплее, чем сейчас, поэтому просто незачем было строить теплые храмы. А причиной глобального похолодания послужило… Тут у гида несколько версий: либо падение метеорита, состоявшего изо льда и глины, когда уровень почвы поднялся настолько, что засыпал первые этажи существующих зданий (существование исторического слоя гид категорически отрицает), вторая версия, которая гиду тоже не нравится, потому что она официальная – год без лета 1816 г., когда в Индонезии взорвался супервулкан и так повлиял на Северное полушарие, что в Западной Европе и Северной Америке не было лета, люди умирали от голода, затем начались эпидемии. Вот только я загуглила: в 1816 году лето в Российской империи было, урожай был собран и успешно продавался в Европу. Ну, и третья версия гида – это ядерная война между Наполеоном и Александром, когда пожар возник вовсе не из патриотизма москвичей, которые спасали столицу от осквернения врагом, а в результате атомной бомбардировки. Почему-то вопрос, как после такой высокотехнологической войны Европа опять вернулась к однозарядным ружьям и лошадям, которых использовала даже 100 лет спустя, в Первую Мировую, остался без ответа. Тут тему альтернативной истории хотелось бы закрыть))
Наша следующая остановка – Церковь Иоана Предтечи в Толчково, та самая, с тысячерублевой купюры. Единственный в России 15-главый храм. На самом деле, церковь изначально была 5-главой, как и многие, но 2 придела тоже украшены каждый пятью маковками, так получилось уникальное сооружение. Храм действительно красив. Мощный и нежный одновременно: фигурный кирпич, изразцы, арки, кокошники – все это создает образ нарядный, торжественный, но, в то же время, никакого пафоса.
Толчковская слобода получила свое название от слова «толочь», именно этим занимались жители слободы, которая с 15 века славилась высоким качеством выделки кож, толкли жители слободы ивовую кору, богатую танинами, с помощью которых и дубилась кожа. При Иване Грозном кожа местного производства шла на экспорт. Жители слободы не бедствовали, поэтому после пожара, в котором сгорела деревянная церковь, построили большой каменный храм.
Вообще, удивляет насколько логично наши предки умели простраивать свою жизнь: Коровницкая слобода, находящая неподалеку, давала сырье жителям Толочковской слободы, которая тянулась на 1,5 километра вдоль реки Которосль, на берегах которой росла ива, также дававшая сырье для выделки кож. Река Которосль была судоходна, поэтому с вывозом готовой продукции тоже проблем не было. Рядом с Коровницокой слободой была деревня Творогово. Мило и очень логично.
Жители Коровницокой слободы, видимо, тоже жили хорошо, поэтому у них был свой храмовый комплекс. Могли себе позволить, ведь они не только разводили коров, но также с 17 века стали центром гончарного, кирпичного и изразцового производства – рядом залегали хорошие глины. Что и доказывают 2 храма, возведенные на средства местных жителей. В 50-х годах 17 века был построен храм во имя Иоанна Златоуста, отличавшийся богатейшим изразцовым убранством и ставший одним из лучших образцов ярославского зодчества XVII века. В 1669 году рядом возведена новая тёплая церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в 1670-х — новая шатровая колокольня высотой 37 м.
Еще один храм - Церковь Рождества Христова построена в 1644г. на средства известного ярославского купеческого рода Назарьевых-Гурьевых (основателей города Гурьева, областного центра Казахстана, в конце XX в. г. Гурьев переименован в г. Атырау). Исследователи считают именно его первым собственно ярославским памятником: декоративное убранство храма достаточно скромно, но в нем впервые ярославские мастера использовали изразцы (муравленые, т.е. зеленые), ставшие позже столь популярными в городе. Широкой оливковой лентой опоясывает храм изразцовая храмозданная летопись. Гурьевы были купцами достаточно успешными, они прокладывали новые торговые маршруты, ездили со своими товарами «в индийские земли богатые и в Бухару». Именно этим объясняются некоторые «восточные» мотивы украшения церкви.
Всем известно, что Ярославль – столица Золотого кольца, но мало кто знает, что это еще и столица Масленицы. Туда-то мы и отправились праздновать Масленицу в этом году.
Я и раньше не была фанаткой альтернативной истории, но после 5-часовой лекции от энтузиаста этой версии истории, я еще больше зауважала тех, кто годы жизни проводит в библиотеках и архивах, по крупицам добывая ценную руду истинных знаний. Бесспорно, когда при Екатерине II немецкие историки из монастырей вывозили возами летописи и исторические документы, якобы для систематизации, которые потом исчезли без возврата, думаю, они знали, что они делают и с какой целью, но, как оптимист, я верю, что когда-нибудь и где-нибудь найдется если не весь архив, то хотя бы списки увезенных документов.
Наше путешествие началось прямо на вокзале «Ярославль Главный», где нас встретил гид, мы заняли места и поехали знакомиться с городом и ближайшими окрестностями, которые в стародавние времена были слободами. Первой остановкой был Красноперекопский район. Сейчас это один из промышленных районов города, где начинала свой путь ткачихой Валентина Терешкова. Ярославцы это имя помнят и любят. В городе есть культурно-просветительский центр им. Терешковой (ярославцы называют его просто «планетарий»), рядом с ним есть очень милая скульптура Мишки-космонавта, также посвященная первой женщине-космонавту. А еще мурал рядом с фабрикой, где начинала свой путь Валентина Терешкова.
В том месте, где сейчас расположен Красноперекопский район, в 1722 году по указу Петра I была основана Ярославская Большая мануфактура. Ее основателями были голландец Ян Тамес и ярославский купец Максим Затрапезнов с сыновьями. На фабрике производили широкие полотна для изготовления парусов, ведь царь Петр строил флот. Кроме того, фабрика производила скатерти и салфетки, которые лежали на императорских столах. Качество было столь высоким, что ткани ярославской мануфактуры покупали англичане. Ставили свои клейма и продавали уже как английскую ткань — иногда даже обратно в Россию. Основатель фабрики Иван Затрапезнов известен тем, что именно при нём была изобретена ткань «затрапеза». Из неё шили домашнюю одежду. Оттуда и пошло выражение — затрапезный вид.
Кроме этого слова, вошедшего в историю, купцы оставили ещё один след: появился уникальный для провинции парк «в голландском духе» и вырос храм во имя св. Петра и Павла. Ярославские храмы создавались по традиционному для местной школы канону, но этот собор «глубокий почитатель Петра Великаго, И.М.Затрапезнов надумал построить так, чтобы он «вечно, пока ни существует, напоминал об имени Великаго Преобразователя России». Даже внешне храм демонстративно сходен с построенным Петром в Петербурге Петропавловским собором.
Наш гид, фанатичный приверженец альтернативной истории, утверждает, что и парк, и храм были созданы на месте языческого капища, посвященного Купале. Ну, вообще, тут сложно не согласиться, везде, где исстари жили славяне, есть капища, потому что религиозная составляющая была частью жизни общины, ну и как иначе управлять племенем и выстраивать иерархию? А за примерами капищ далеко ходить не надо – Марьина Роща в Москве, улица Божедомка, заложенные покойнки – это уже не альтернативная, а официальная история. На месте капищ потом стали строить первые православные храмы. Место силы ведь никуда не делось!
Также в Красноперекопском районе расположены еще 2 храма: церковь Николая Чудотворца в Меленках, освященная в октябре1672 г. Название храма произошло от названия закоторосльной Мельницкой слободы, известной с XVII века своими ветряными и водяными мельницами, и храм Андрея Крицкого, построенный, разумеется, на купеческие деньги в начале 20 века, когда старая церковь стала тесна для прихожан, коими являлись многочисленные рабочие паровых мельниц и ткацких производств. К сожалению, очень много храмов Ярославля являются летними и попасть в них зимой невозможно. По версии нашего гида, это является доказательством того, что до 19 века климат на Руси был значительно теплее, чем сейчас, поэтому просто незачем было строить теплые храмы. А причиной глобального похолодания послужило… Тут у гида несколько версий: либо падение метеорита, состоявшего изо льда и глины, когда уровень почвы поднялся настолько, что засыпал первые этажи существующих зданий (существование исторического слоя гид категорически отрицает), вторая версия, которая гиду тоже не нравится, потому что она официальная – год без лета 1816 г., когда в Индонезии взорвался супервулкан и так повлиял на Северное полушарие, что в Западной Европе и Северной Америке не было лета, люди умирали от голода, затем начались эпидемии. Вот только я загуглила: в 1816 году лето в Российской империи было, урожай был собран и успешно продавался в Европу. Ну, и третья версия гида – это ядерная война между Наполеоном и Александром, когда пожар возник вовсе не из патриотизма москвичей, которые спасали столицу от осквернения врагом, а в результате атомной бомбардировки. Почему-то вопрос, как после такой высокотехнологической войны Европа опять вернулась к однозарядным ружьям и лошадям, которых использовала даже 100 лет спустя, в Первую Мировую, остался без ответа. Тут тему альтернативной истории хотелось бы закрыть))
Наша следующая остановка – Церковь Иоана Предтечи в Толчково, та самая, с тысячерублевой купюры. Единственный в России 15-главый храм. На самом деле, церковь изначально была 5-главой, как и многие, но 2 придела тоже украшены каждый пятью маковками, так получилось уникальное сооружение. Храм действительно красив. Мощный и нежный одновременно: фигурный кирпич, изразцы, арки, кокошники – все это создает образ нарядный, торжественный, но, в то же время, никакого пафоса.
Толчковская слобода получила свое название от слова «толочь», именно этим занимались жители слободы, которая с 15 века славилась высоким качеством выделки кож, толкли жители слободы ивовую кору, богатую танинами, с помощью которых и дубилась кожа. При Иване Грозном кожа местного производства шла на экспорт. Жители слободы не бедствовали, поэтому после пожара, в котором сгорела деревянная церковь, построили большой каменный храм.
Вообще, удивляет насколько логично наши предки умели простраивать свою жизнь: Коровницкая слобода, находящая неподалеку, давала сырье жителям Толочковской слободы, которая тянулась на 1,5 километра вдоль реки Которосль, на берегах которой росла ива, также дававшая сырье для выделки кож. Река Которосль была судоходна, поэтому с вывозом готовой продукции тоже проблем не было. Рядом с Коровницокой слободой была деревня Творогово. Мило и очень логично.
Жители Коровницокой слободы, видимо, тоже жили хорошо, поэтому у них был свой храмовый комплекс. Могли себе позволить, ведь они не только разводили коров, но также с 17 века стали центром гончарного, кирпичного и изразцового производства – рядом залегали хорошие глины. Что и доказывают 2 храма, возведенные на средства местных жителей. В 50-х годах 17 века был построен храм во имя Иоанна Златоуста, отличавшийся богатейшим изразцовым убранством и ставший одним из лучших образцов ярославского зодчества XVII века. В 1669 году рядом возведена новая тёплая церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в 1670-х — новая шатровая колокольня высотой 37 м.
Еще один храм - Церковь Рождества Христова построена в 1644г. на средства известного ярославского купеческого рода Назарьевых-Гурьевых (основателей города Гурьева, областного центра Казахстана, в конце XX в. г. Гурьев переименован в г. Атырау). Исследователи считают именно его первым собственно ярославским памятником: декоративное убранство храма достаточно скромно, но в нем впервые ярославские мастера использовали изразцы (муравленые, т.е. зеленые), ставшие позже столь популярными в городе. Широкой оливковой лентой опоясывает храм изразцовая храмозданная летопись. Гурьевы были купцами достаточно успешными, они прокладывали новые торговые маршруты, ездили со своими товарами «в индийские земли богатые и в Бухару». Именно этим объясняются некоторые «восточные» мотивы украшения церкви.
Надеюсь, вы в Ярославле не в первый раз, и видели на большой площади в центре храм Ильи Пророка (ах, любовь моя, с непередоваемой атмосферой, с яркими фресками 17-го века, резным иконостасом, изразцами, украшающими стены снаружи!) А как он хорош с вечерней подсветкой! Надеюсь, что вы прошлись и по чудесной набережной вдоль Волги, заглянули в художественный музей и в митрополичьи палаты с прекрасной коллекцией икон! А как хороша Стрелка (наверное, зимой не так, как летом 🤫)
Толжский монастырь хорош, здорово, что вы там побывали!
Люблю Ярославль, жила там с 17 до 30 с лишним лет, до 2006.
Альтернативную историю не комментирую 😄 А Терешкову в Ярославле вспомнили аккурат после ее исторического предложения)) Говорят, она даже на день города приезжала)) А так - и планетарий был планетарием, и никаких мишек-космонавтов, конечно, не было 🙈
Стрелка, набережная, Волга, храмы...
А как тихо там вечерами на улочках....идёшь и уши закладывает, так тихо))))

И обязательно поеду. Муж был несколько раз по работе, а мне не довелось пока.
Мы тоже побывали в Ярославле в начале февраля, но у нас программа попроще была.
Мы посетили театр им. Волкова, спектакль "когда мы женаты". Нам настолько понравилось, что мы купили билеты на другой спектакль и едем в начале апреля. Поэтому экскурсии нам актуальны.
Мы еще посетили Ярославский зоопарк, животные в нем содержатся прекрасно, лучше чем в Москве, натмой взгляд. И там есть интересные программы с нерпами.
А еще в Ярославле есть ликероводочный завод. И там продают очень вкусные настойки.


