Истории любви и жизни

Русская жена сына английской королевы: любовь и боль великой княжны Марии Александровны

Русская жена сына английской королевы: любовь и боль великой княжны Марии Александровны
Она была единственной дочерью российского императора Александра II, волею судьбы оказавшейся невесткой королевы Англии Виктории — Марией Александровной, герцогиней Эдинбургской. Ее гордость и статность не давали покоя ни королевской семье правящей в Великобритании, ни высшему обществу. Она была красива, умна, а также отлично понимала, что большинство людей, которые ее окружали были ей не ровней.

Великая княжна и любимая дочь

«Великая княжна Мария Александровна», худ. Франц Винтерхальтер (1871 год)
В России ее называли любимым херувимом императора, ведь из восьми детей Александра II и немецкой принцессы Марии Гессенской она была единственной выжившей девочкой. Отец души не чаял в дочери, появившейся на свет в 1853 году.

Брак родителей Марии был довольно счастливым и девочка росла окруженная нежностью и заботой родителей и братьев. Мать любила дочь ничуть не меньше, чем ее венценосный супруг и готова была исполнять любой каприз очаровательного голубоглазого ребенка. Единственное, что немного омрачало быт княжны — это здоровье.

Ее старшая сестра умерла не дожив и до 7 лет. Конечно, близкие оберегали Марию куда больше, чем следовало бы. Девочка росла довольно слабенькой, имея проблемы с легкими. Именно из-за них в зимние месяцы великая княжна часто покидала родную страну и жила в Германии.

С раннего детства Мария демонстрировала независимый и упрямый нрав, была эгоцентрична, избалована и совершенно не склонна к компромиссам. Что, впрочем, не помешало ей получить блестящее образование, свободно говорить на английском, немецком и французском языках. Благодаря влиянию родителей княжна любила искусство и довольно неплохо разбиралась в политике.

Немудрено, что в свои 15 лет она смогла покорить сердце 24-летнего сына королевы Англии Виктории — Альфреда. Представители двух правящих династий из двух стран с многовековой политической враждой встретились в немецком городе Гейдельберге. Второй сын королевы Виктории был сражен красотой великой княжны, но сам не смог произвести на нее впечатления, хотя его и считали очень привлекательным мужчиной, за спиной которого было немало романов.

Английский принц умоляет о браке с великой княжной

Принц Альфред, герцог Эдинбургский / Великая княжна Мария Александровна Романова
Встреча Марии и Альфреда случилась тогда, когда княжна была еще очень юна. Но ее дерзкий нрав, ее самоуверенность, ум и красота покорили принца. Вернувшись домой он заявил матери, что хочет жениться. Стоит ли говорить, что королева Виктория была в гневе? Она посоветовала сыну забыть о своей влюбленности и напомнила, что никогда прежде семьи российских и английских монархов не были связаны браком.

Прошло три года прежде, чем их пути снова пересеклись в Германии. Великая княжна еще больше расцвела и Арнольд, наплевав на слова матери, стал активно ухаживать за Марией. В то лето дети монархов сильно сблизились. По большей части на почве музыки и искусства. Княжна прекрасно играла на пианино, а принц музицировал на скрипке. Их дуэт был великолепен.

Не думая более ни о чем Альфред сделал княжне предложение. Влюбленная девушка тут же отправила принца к папеньке. Однако Александр II был далеко не в восторге от союза с английской королевской семьей. Кроме того, императору совершенно не хотелось отпускать любимую дочь в чужую страну. Принцу Альфреду он заявил, что неволить дочь он, конечно, не станет и последнее слово будет за ней, но надо выждать немного времени, ведь пока Мария слишком молода.
Великая княжна Мария Александровна Романова
Королева Виктория тоже была не рада такому союзу. Но влюбленный принц не отступал, и в 1873 году Виктория все же начала переговоры с императорской семьей о браке Альфреда с княжной. Тогда императору ничего не оставалось, как отправить дочь в Германию, чтобы влюбленные перед свадьбой получше узнали друг друга.

Именно там, в цветущих садах Югенхайма, Мария Александровна и дала принцу Альфреду согласие стать его супругой. Принц был счастлив и писал матери восторженные письма. Наконец-то он смог добиться желаемого!

В январе 1874 года состоялась роскошная свадьба. Невесте было всего 20 лет. Церемония бракосочетания прошла сначала по по православному обычаю, пару венчали, ну а после — по-англиканскому. Александр II устроил в Санкт-Петербурге пышные торжества, шокировав английских гостей размахом и дороговизной праздника.

После свадьбы великая княжна Мария стала герцогиней Эдинбургской. От отца-императора она получила огромное приданое, солидное годовое содержание, фамильные драгоценности и множество нарядов. Александр II до последнего не хотел, чтобы Мария уезжала из России и отчаянно уговаривал ее остаться жить в Петербурге. Но весной 1874 года молодожены все же уехали в Лондон, где поселились в Кларенс-хаусе. Впоследствии княжна часто жалела, что не послушала папу.

Разочарование и тоска по дому

Герцогиня Эдинбургская
Много раз Мария слышала, что жить вдали от России для русских крайне сложно, однако не верила в это. Вскоре княжна ясно поняла, что на чужбине ей не рады. Ее холодно приняла британская аристократия, светское общество обсуждало ее роскошные наряды и дорогие украшения. Она была куда умнее и образованнее многих женщин, которые ее окружали, что делало их скучными для нее собеседницами. Иными словами, Марии Александровне не удалось найти общий язык практически ни с кем.

В России ее окружали любовью и заботой, в Англии ей завидовали и втайне ненавидели, считая слишком высокомерной. Вскоре и Мария невзлюбила Англию. Она писала матери в Россию, что Лондон — ужасный город, в котором даже еда отвратительна.

Королева Виктория тем временем, желая угодить сыну и невестке сделала княжну Марию следующей по значению дамой при дворе после принцессы Уэльской, являющейся супругой наследника престола. Однако для дочери Александра II этого было мало. Она и ее отец требовали от Виктории, чтобы Марию Александровну величали титулом, что был у нее до брака с принцем Альфредом, а именно «Её Императорское Высочество». Но, увы, после брака она стала именоваться «Её Королевское Высочество». Это досадное обстоятельство сама княжна расценила как значительное понижение статуса. Однако в данном вопросе королева Англии осталась непреклонна, и Марии пришлось смириться.

Казалось бы, какая разница, как обращаются к великой княжне? Но разница все же была. Женой принца Эдуарда VII была принцесса Дании Александра Датская. И на всех церемониях она, как будущая королева, шла впереди дочери российского императора. Можно ли судить надменную Марию за чувство гнева, которое она испытывала?

Конец семейному счастью

Герцог и герцогиня Эдинбургские
Спустя год после свадьбы Мария родила мужу сына, а впоследствии еще четырех дочерей. Герцогиня сама воспитывала своих детей, лишь изредка прибегая к помощи нянюшек. Английский двор был этим шокирован. А принц был счастлив и горд. Он боготворил супругу и наслаждался завистью мужчин, что окружали его. И все же в итоге Мария наскучила Альфреду. Он начал изменять супруге, хоть и старался скрывать свои похождения из уважения к ней. Она, конечно, все знала — окружающие ее люди старательно доносили до нее все подробности романов принца с другими женщинами. Предательство мужа причиняло боль, но герцогиня старалась всеми силами держать лицо на публике и перед детьми.

Герцогская чета по долгу службы Альфреда часто была в разъездах. Мария Александровна любила путешествовать и вместе с мужем побывала в каждом уголке Европы. При этом она сильно тосковала по родине и часто наведывалась в Россию, где подолгу гостила.

Все шло в целом неплохо. Однако вскоре княжна столкнулась с более тяжелыми испытаниями, чем неверность мужа. Началась Русско-Турецкая война. Королева Виктория не стеснялась в выражениях, оценивая политику российского императора и России на мировой арене. Слова свекрови пробуждали в Марии ярость и она часто давала ей волю. По мнению княжны, никто не смеет оскорблять ее отца и ее родину. Даже королева.

Вскоре муж Марии вышел в отставку и их частые путешествия прекратились. Супруги поселилась в немецком Кобурге, где герцогиня на свои деньги построила новый дворец. Решение покинуть Англию и не возвращаться в Россию было неким компромиссом для пары. Да и жизнь в Германии пришлась по душе и Альфреду, и Марии.
Мария Александровна
Через несколько лет после переезда, принц, являвшийся наследником своего дяди, герцога Эрнста II, унаследовал герцогство Саксен-Кобург-Готское. После этого супруги почти не покидали Германию, не было ни нужды, ни желания. Мария получила еще один титул и стала герцогиней Саксен-Кобург-Готской. Она много времени уделяла благотворительной деятельности и благоустройству жизни в герцогстве. Тем временем ее отношения с мужем становились все хуже.

Альфред много пил, добавив к своей неверности еще один порок. Мария терпела. Даже, когда муж превратился в законченного алкоголика она готова была быть рядом с ним. То, что действительно подкосило сильную духом великую княжну было связано вовсе не с ее мужем.

В 1899 году ее единственный сын, 24-летний Альфред, покончил с собой. Он выстрелил в себя в тот день, когда его родители отмечали 25-летие совместной жизни. Причина? Их много.

Юноша вел беспорядочную половую жизнь, увлекался азартными играми и был ярким представителем золотой молодежи своего времени. В итоге, сын Марии и Альфреда заразился сифилисом. Не исключено, что именно это побудило его решиться на подобный шаг. Либо же он вовсе не собирался умирать, но спасти его все же не смогли. Первенец княжны умер от последствий ранения через 2 недели после случившегося.

Потеряв сына Мария Александровна не находила себе места. Она все время плакала, мало ела и много спала. Усугубляло ее состояние то, что муж обвинил во всем ее, дескать плохо воспитала. Сам Альфред умер вскоре после сына. В 1900 году 55-летний герцог скончался от рака. Дальнейшая судьба Марии и ее дочерей была не так уж радужна.

Вдова с разбитым сердцем и израненной душой

Мария Александровна
По законам тех лет, после смерти герцога его титул и земли получил его племянник, ведь у Марии и Альфреда был лишь один сын. Дочери и вдова наследовать титул и состояние не имели права. И все же, невзирая ни на что, 46-летняя Мария с дочерьми осталась жить в Кобурге. Она оставалась там до тех пор пока не началась Первая Мировая война. Когда антироссийские настроение в Германии стали невероятно сильны, дочери Александра II пришлось эмигрировать в Швейцарию. Все было непросто и вернуться в Россию Мария не могла. Нарастала смута.

В последний раз побывать на Родине княжна смогла в 1914 году. Через несколько лет после этого она с ужасом узнала о гибели своего племянника, императора Николая II и его детей. Мария Александровна была не просто шокирована, она была раздавлена. Ее мир рухнул прямо у нее на глазах.

В результате политических потрясений герцогиня лишилась значительной части своего состояния и в последние годы жизни была вынуждена продавать подаренные отцом драгоценности, живя в крайне стесненных обстоятельствах.

«Я испытываю крайнее отвращение к нынешнему состоянию мира и человечества в целом... Они разрушили мою любимую Россию, мою горячо любимую Германию», — писала в 1920 году Мария.

В том же году любимица российского светского общества, дочь Александра II, названная им херувимом, умерла в Цюрихе. Ей было всего 67 лет. Ее дочери удачно вышли замуж и оставили после себя наследников. Примечательно, что именно Мария Александровна заботливо организовала личную жизнь своих детей, не обращая внимания на пожелания мужа.

Ее старшая дочь Мария впоследствии стала румынской королевой. Ее вторая дочь Виктория являлась супругой великого князя Кирилла Владимировича и сейчас внучка этой пары — правнучка великой княжны Марии Александровны — Мария Владимировна называет себя главой Дома Романовых… в изгнании.


Фото: свободные интернет-источники