Кадр из к/ф «День сурка»
Комедия, с которой нельзя не начать эту подборку. Этот фильм стал основой жанра петли времени, задав неизменный шаблон: герой должен измениться, осознать себя и мир вокруг, чтобы вырваться. Билл Мюррей предстает в амплуа метеоролога, который попадает в ловушку ежедневного повторения — он снова и снова переживает празднование «Дня сурка» в городке Панксатони. Фильм получил BAFTA за оригинальный сценарий и навсегда вошел в культурный канон как яркий пример сочетания философии, юмора и экзистенциальной метафоры.
Кадр из к/ф «Беги, Лола, беги»
Немецкий триллер от режиссера Тома Тыквера рассказывает о девушке Лоле, которой надо добыть крупную сумму денег и спасти своего бойфренда за 20 минут. Она проживает три жизни, каждый раз с новым исходом. История во многом построена на научной концепции «эффекта бабочки»: мелкие изменения в начале маршрута героини радикально меняют ее финал. Фильм, блестяще сочетающий стилевую дерзость и философию выбора.
Кадр из к/ф «Грань будущего»
Не просто боевик, а настоящая военная научная фантастика с участием Тома Круза. Его герой погибает во время битвы и просыпается вновь в начале дня: теперь ему нужно понять, как победить в бою с инопланетянами, используя каждую смерть как урок. Повествование в фильме напоминает формат видеоигры: каждому поражению соответствует рестарт, пока персонаж не находит верный путь.
Кадр из к/ф «Счастливого дня смерти»
Молодежный слэшер с элементами черной комедии. Студентка колледжа умирает в свой день рождения от рук загадочного убийцы в маске младенца. Героине придется повторять этот день вновь и вновь до тех пор, пока она не поймет, как раскрыть нападающего и как от него спастись. Фильм имел кассовый успех и запустил одноименную кинофраншизу ( «Счастливого нового дня смерти» и далее).
Кадр из к/ф «Исходный код»
Научный технотриллер с Джейком Джилленхоллом в роли солдата, внедряющегося в сознание человека, погибшего во время взрыва поезда, чтобы пережить его последние восемь минут жизни. Он пытается предотвратить теракт, но каждый повтор становится шансом приблизиться и одновременно глубже усомниться в границах симуляции и свободы выбора. Отличительная особенность в том, что временная петля в этом фильме возникает не в качестве ловушки, а как стратегическое боевое задание.
Кадр из к/ф «Патруль времени»
Фантастический триллер с литературной основной: путешествующий во времени агент пытается остановить преступника, но случайно создает свою собственную альтернативную версию. Он сталкивается с копиями самого себя и личной катастрофой, возникшей из-за попыток разобраться в запутанной системе времени. Сюжет построен на основе концепции причинно-следственной петли, или парадокса предопределения — другими словами, герой сталкивается с последовательностью событий, которые являются взаимной причиной друг друга.
Кадр из к/ф «12 обезьян»
Культовая фантастическая драма Терри Гиллиама с Брюсом Уиллисом и Брэдом Питтом в главных ролях. В центре истории — время и вирус. Герой отправляется в прошлое, чтобы собрать информацию, способную остановить пандемию, которая почти стала причиной падения человечества в его время. Хотя это не петля в классическом понимании, постоянное возвращение и ошибки влияют не только на миссию, но и на личное сознание персонажа.
Кадр из к/ф «Выход 8»
Головокружительный аттракцион, герой которого заперт в бесконечно повторяющемся переходе токийского метро. Он должен искать аномалии, чтобы найти выход №8, но любая ошибка возвращает его в начало. Фильм удивительно совмещает временную и пространственную петлю и работает в форме симулятора — зритель постоянно находится в поиске нового элемента или «аномалии» в кадре. Каждая итерация пути героя немного отличается: внимательный зритель может сам «играть», выискивая изменения в деталях. Режиссером картины выступил Гэнки Кавамура (продюсер легендарных аниме Макото Синкая).
Кадр из к/ф «Инцидент»
Мексиканский мистический триллер, совмещающий две параллельные истории: семье, застрявшей на бесконечной дороге, и братьях и детективах, которые не могут выбраться с бесконечной лестницы. Это еще один пример визуализации бесконечности в одном конкретном взятом пространстве. Пространственная петля становится метафорой бессмысленного бытия — герои пытаются выбраться, но реальность отказывается меняться.
Кадр из к/ф «Треугольник»
Загадочный триллер, в котором молодая мать-одиночка с группой друзей попадает в шторм и оказывается на застывшем лайнере, где начинают повторяться события, действия и даже убийства. Незнакомка говорит героине, что надо совершить нечто страшное, чтобы вернуться домой. Петля здесь становится настоящим психологическим испытанием, затемняющим рассудок: персонажи не понимают порядок событий, а ужас растет с каждым циклом.
Ранее мы рассказывали про лучшие фильмы для просмотра в одиночестве.
Ранее мы рассказывали про лучшие фильмы для просмотра в одиночестве.