Кино, сериалы и ТВ

Режиссер фильма «Небеса подождут» Андре Эркау: «Наша жизнь похожа на трогательные американские горки»

Режиссер фильма «Небеса подождут» Андре Эркау: «Наша жизнь похожа на трогательные американские горки»
14 января в российский прокат выходит немецкая драма с элементами комедии «Небеса подождут». Штеффи всего 16, ее жизнь только начинается: первая любовь, выпускной, поездка с классом в Париж. Но после неожиданного вердикта врачей все это придется отменить: Штеффи ждет серьезное лечение в больнице. Однако жизнь у человека всего одна, и молодость тоже дается один раз. Как быть, если ты еще ничего толком не успел попробовать в этой жизни?
Фильм основан на реальных событиях. Пятнадцатилетняя школьница, узнав, что неизлечимо больна, начала вести дневник. После смерти девушки родители опубликовали записи в виде романа.

Это легкое и захватывающее роуд-муви про любовь и борьбу с болезнью. Одну из главных ролей (отца девушки) сыграл Тиль Швайгер. Картину уже сравнивают с другой работой этого популярного немецкого актера — «Достучаться до небес».

Мировая премьера фильма «Небеса подождут» состоялась в октябре, картина также была показана в Москве в ноябре в рамках XIX фестиваля немецкого кино.
Андре Эркау режиссер фильма «Небеса подождут»

— Итак, жизнь все так же создана не для трусов?


— Это отсылка к моему фильму «Жизнь не для трусов» («Life Is Not for Cowards»), который я снял несколько лет назад и который все так же очень важен для меня. Не только потому, что мне нравится оглядываться в прошлое, но и потому, что он символизирует ту работу, которая мне очень дорога. А именно, темы, которые произрастают из темных сторон жизни, которые исследуют быстротечность, боль, предельность нашего существования, темы, которые — и я не исключаю себя — нравятся людям, стремящимся убежать от реальной жизни. Для меня, однако, принципиально важно, чтобы этот побег был совершен с надеждой, легкостью и определенной чувственностью, чтобы аудиторию было легче вовлечь.

Я хочу говорить о жизни, хочу провоцировать зрителя на смех, слезы, а также мысли. Возможно, мое намерение вполне можно сравнить с поездкой на американских горках.

И отвечая на вопрос: да, жизнь все-таки создана не для трусов. Но стоит впустить в себя все эти мрачные моменты, которые, разумеется, могут быть пугающими. Ведь это делает жизнь такой богатой и достойной «проживания». И фильм становится таким же насыщенным и стоящим просмотра в случае, если вы не просто приукрашиваете реальность.

— Как вы понимаете фильм «Небеса подождут»? И что особенного в этом фильме?

— Я отец дочери-подростка, которой, когда я впервые услышал об этом проекте, должно было исполниться 16 лет. Мне кратко пересказали историю о 16-летней девочке, которой недолго осталось жить, а когда я получил книгу, то изначально немного опасался ее читать. Я не был уверен, смогу ли я составить компанию этой девочке в ее путешествии, не говоря уже о родителях, поскольку я еще не знал, что смогу найти легкость и надеялся, что мне удастся почувствовать, добиться и найти ее в фильмах. К счастью, я усмирил свои внутренние запреты и прочел сценарий Томми Воша и Кати Киттендорф.

Уже первые несколько страниц заставили меня улыбаться вновь и вновь — я почувствовал связь с моим осознанием жизни и боли. Книга звучала как любовное письмо, адресованное жизни: рассказывающее о том, какой тягостной, какой жестокой она может быть порой, как она может заставить плакать и отчаиваться, но как ен, несмотря ни на что любят, возможно, как раз именно за все это. Наши взгляды с продюсером Томми Вошем, все больше и больше совпадали во время обсуждения. Мы оба думаем, что «Небеса подождут» — это признание в любви к жизни! Вот почему мне было абсолютно необходимо создать эту картину.
— Как и фильмы «Жизнь не для трусов» и «Счастливое выгорание», «Небеса подождут» — фильм о жизни в чрезвычайной ситуации, на грани. Что особенного в этой теме, так привлекающей Вас? В чем «Небеса подождут» отклоняется от этой темы?

— Я никогда не был так близок к смерти, к неизбежности, как с фильмом «Небеса подождут». Фильм «Жизнь не для трусов» о мужчине, потерявшем жену, и дочери, которой пришлось иметь дело со смертью матери и больной бабушкой. Конечно, это те темы, в которых быстротечность была показательной. В фильме «Счастливое выгорание» также в центре внимания был страх перед потерей. Тем не менее, главные герои обоих фильмов, как бы ни были повергнуты и поражены событиями, всн-таки имели шанс на девиз «Жизнь продолжается — так или иначе». С фильмом «Небеса подождут» всн по-другому, поскольку с самого начала ясно, что наша главная героиня не выживет, смерть нельзя отрицать.

Если задуматься дальше, то у нашей героини Штеффи та же судьба, что и у всех нас, а именно: мы смертны, рано или поздно это произойдет, что бы мы ни делали при нашей жизни на Земле. За исключением того, что для Штеффи конец наступит уже в обозримом будущем. Несмотря на осознание смерти и «временного» характера жизни, неважно, сколько у нас остается времени: в конце концов, это всегда меньше, чем мы думаем или надеемся. Поэтому гораздо важнее обратиться к зрителю: «Используйте свое время! Научитесь ценить жизнь и близких людей! Это еще одно жизненно важное послание фильма «Небеса подождут»».

— Что особенного в сценарии Томми Воша и Кати Киттендорф? Что Вам понравилось?

— До сих пор я избегал фильмов-путешествий, поскольку у меня часто создавалось впечатление, что я имею дело с комедийным сериалом, в котором персонажи обрисовывались только в общих чертах. В фильме «Небеса подождут» все было иначе. В сценарии Томми и Кати поездка в Париж имеет очень важную функцию: эта поездка воплощает духовное путешествие Штеффи. Через это путешествие Штеффи может смириться со своей судьбой и найти понимание того, что происходит в ее жизни. Это меня очень впечатлило.

— Что Вы приняли во внимание при реализации этого проекта?

С самого начала мне было ясно, что фильм «Небеса подождут» должен быть сфокусирован на актерском составе! Я хотел взаимодействовать как можно ближе с актерами, чтобы гарантировать наилучшее исполнение. Конечно, это означало, что необходимо было делегировать ответственность в некоторых других областях, преимущественно технических, чтобы сконцентрировать все свое внимание на актерах. Но у меня собралась отличная команда, с которой мне удалось подготовить фильм очень заблаговременно, поэтому я смог не концентрироваться собственно на фильме во время съемок. Доверие и позволение всему идти своим чередом облегчают многие вещи. Не только во время съемок.

На съемочной площадке я представляю себя — метафорически говоря — хозяином вечеринки, я забочусь о таких вопросах как: пребывают ли люди в хорошем настроении? Играет ли здесь правильная музыка или её нужно поменять? Есть ли у каждого напиток? Я думаю, когда люди чувствуют себя комфортно, когда они чувствуют, что их ценят и им доверяют, они раскрепощены в своей работе, и вы получаете наилучшие результаты.
— Расскажите о вашей работе с актерами, в первую очередь с ведущей актрисой Синье Ирслингер. Какими качествами она обладает?

— Синье — это подарок не только для нашего фильма, но и для всей киноиндустрии. Я уверен, что у нее большое будущее! Она великолепна и самобытна. Хотя уже на самом первом кастинге было ясно, что Синье одна из главных претенденток на роль, мы отсмотрели множество молодых женщин и девушек, потому что очень хотели убедиться, что найдем идеальную Штеффи. Мы трижды возвращались к Синье и каждый раз убеждались, что именно она подходит на эту роль. Она казалась такой собранной. Я был очарован тем, что такая молодая девушка, исполняющая свою первую главную роль в кино, не выглядела подавленной и не боялась сниматься вместе с такими легендами как Хайке Макач и Тилем Швайгером.

— Сотрудничество с Максом Хубахером: Что Вы считаете важным для успешного дуэта?

— Я хотел рассказать о развитии отношений между двумя людьми, которые поначалу были чрезвычайно независимы и каждый был «сброшен со своей орбиты». Стив также прошел через многое. Я хотел, чтобы аудитория увидела и прочувствовала встречу двух людей, которые нелегко устанавливают связи и принимают решение о сближении. В своей поездке они становятся ближе и учатся ценить друг друга.

Мы снимали все максимально хронологически, что очень помогло. Мы сами представляли собой своеобразную путешествующую группу, которая узнавала и училась ценить друг друга не только благодаря всем нашим хорошим сторонам, но и вопреки всем нашим причудам на протяжении всего съемочного процесса. Можно было почувствовать, как это здорово знакомиться друг с другом. Многое из того, что было пройдено в плане знакомства и межличностных отношений, вошло в фильм. Когда я увидел, как Штеффи и Стив или Синье и Макс играют вместе, у меня сразу же появилось хорошее предчувствие. Между ними возникла примечательная «химия» — странная смесь чужеродности и близости. Знакомые незнакомцы. Мне понравилось наблюдать за ними.

— Как прошло ваше сотрудничество с Хайке Макатч и Тилем Швайгером?

— Прежде я не был знаком с Хайке Макач и Тилем Швайгером ни в профессиональном, ни в личном плане. Они оба тоже родители, и эмоциональное воздействие темы фильма было сразу заметно. Благодаря обмену мнениями и дискуссии у нас сложилось хорошее общее понимание, и я рассказал им о своем первоначальном ощущении беспомощности и обескураживающего удара во время прочтения книги.
Это бессилие, это неизмеримое чувство страха превращения в ничто у родителей вспыхивает снова и снова в определенные моменты на протяжении всего фильма. Как будто они не знают, что делать дальше. Как будто они забыли свои реплики. И в следующий момент прорывается гнев, смешанный с отчаянием.

Они исполнили, прожили это эмоциональное путешествие, напоминающее прогулку на американских горках, в невероятно трогательном ключе. Целое шоу. У меня часто наворачивались слезы на съемочной площадке. Я так рад, что они поучаствовали в этом проекте.
— Как получилось, что на роли второго плана вы выбрали таких именитых актеров? Юрген Фогель, Жасмин Герат, Бенно Фюрман, Инка Фридрих — это только некоторые известные имена...

— Меня спрашивали, кого бы я хотел пригласить на эти роли, с кем я хотел бы поработать. Мне сразу же пришел в голову Юрген Фогель. Я никогда не работал с ним раньше, хотя всегда восхищался им. Прежде он не соглашался на участие в предложенных проектах. Поэтому я подумал: почему бы вновь не пригласить Юргена Фогеля?

Это было похоже на ситуацию с Инкой Фридрих. Мы с Томми Вошем ее большие поклонники. Сначала мы сомневались, поскольку думали, что будет неуважительно пригласить ее всего на один день съемок. Но это сработало, и сцена с ней так важна для фильма. Инка играет в ней грандиозно и в то же время отрешённо. Только эта сцена могла стать трейлером к фильму.

Мы уже работали вместе Жасмин Герат в телевизионной комедии «Любовь в воздухе» («Love Is in the Air»). Я очень ценю ее как профессионала и как человека. Она прекрасно подходит на роль Тэмми. Это лишь небольшая роль, но её встреча со Штеффи является центральной.

Забавная история с Бенно Фюрманом: ранее он уже снимался на той самой заправке, где мы снимали его сцену, около 20 лет назад в фильме «Принцесса воин» Тома Тыквера. Наш специалист по поиску натуры, который в то время также работал на Тома Тыквера, рассказал нам об этом во время отбора различных автозаправочных станций, которые мы рассматривали. В то время мы даже не думали об актерах второго плана. Но потом я подумал про себя: Может быть, это знак судьбы...

Но и здесь я также изначально сомневался, поскольку роль на самом деле слишком мала для такого актера как Бенно. Но почему бы не попытаться дотянуться до звезд?… И последнее, но не менее важное, нам даже удалось договориться о роли-камео с Дитмаром Бером, с которым я познакомился, работая в сериале «Место преступления» в Кельне.
— Что было особенного в сотрудничестве с известным кинематографистом Торстеном Бройером?

— Это была наша первая совместная работа. Я знаком со многими его работами. Торстен — великий кинематографист, а также талантливый музыкант, о чем мало кто знает. Среди прочего, он написал музыку к фильму «Самый желанный мужчина». Мы много говорили во время подготовки в Кельне и, конечно же, позже во время съемок. После напряженного рабочего дня он по вечерам занимался музыкой — играл и сочинял. Для него это важная практика — чтобы очистить мысли. Я узнал Торстена как человека с широким кругом интересов и множеством талантов. Прежде всего, конечно, как потрясающего кинематографиста! Он создает впечатляющие образы, которые никогда не выходят на первый план, но всегда подчиняют себе персонажей и сюжет. На мой взгляд, это и есть проявление истинного мастерства!

В целом, у меня на съемочной площадке работали профессионалы своего дела и просто замечательные люди, обмен идеями происходил быстро, и именно к этому я всегда стремился во время работы над всеми своими фильмами: собрать вокруг себя хороших людей и реагировать на то, что они привносят — вот идеал кинематографа для меня. Живая и общительная атмосфера.

Под хорошими людьми не всегда подразумеваются великие актеры! Параллель с содержанием нашего фильма, вероятно, можно найти и здесь: Потому что в кинематографе, как и в жизни, нужно понимать, кто находится рядом с тобой. Если вы обратите внимание, подумаете об этом и найдете людей, с которыми у вас все сразу складывается, то это лучшее, что с вами может случиться.
Андре Эркау, режиссер: родился в 1968 году в Дортмунде. После обучения актерскому мастерству в Гамбурге и нескольких лет работы в театре, с 2001 по 2005 год учился режиссуре в Академии медиа-искусств в Кельне. Закончил с отличием. Его дипломный фильм «37 без луковиц» («37 ohne Zwiebeln») (2005) получил приз как лучший короткометражный фильм и приз жюри «Интерфильм» на фестивале Макса Офюльса в 2006 году, за которым последовали другие награды, в том числе премия молодого дарования «Студия Гамбург» за лучший сценарий и премию «Прозиебен» за лучшую режиссуру немецкого фильма. Дебют Эркау в качестве режиссера игрового фильма состоялся в фильме «Входите и сгорайте» («Внутренний монолог 2007») («Come In and Burn» («Selbstgespräche 2007»)), который был снят по сценарию, написанному им самим, и в 2008 году был удостоен премии Макса Офюльса.

Удачное сочетание трогательных историй и повседневного юмора стало его фирменным стилем. Фильм «Жутко холодно» («Arschkalt») был выпущен в прокат в 2011 году, за ним последовал третий полнометражный художественный фильм Эркау «Жизнь не для трусов» («Das Leben ist nichts für Feiglinge»), снятый в ноябре 2012 года по мотивам романа Гернота Гриксча.

Его фильм для юных зрителей «Сын Виннету» вышел на экраны немецких кинотеатров в апреле 2015 года и получил приз зрительских симпатий и премию «Эмиль» на Варшавском кинофестивале 2015 года.

В 2015 г. Эркау снял эпизод сериала «Место преступления» в Мюнстере, под названием «Лебединое озеро» («Schwanensee»), ставший самым успешным эпизодом за 23 года с 13,69 млн просмотров, а в 2015 г. — самой просматриваемой телепрограммой.

Его фильм «Счастливое выгорание» имел успешный немецкий релиз в 2017 году. Последний фильм Эркау «Небеса подождут» с Хайке Макач, Тилем Швайгером и Юргеном Фогелем будет выпущен в 2020 году.
Тиль Швайгер, актер: родился 19 декабря 1963, Фрайбург-им-Брайсгау) — немецкий актер, кинорежиссер, сценарист и продюсер. Вершиной его актерского мастерства считается роль Мартина Бреста в криминальной комедии Томаса Яна «Достучаться до небес» (за эту роль в 1997 году Швайгер получил премию Московского международного кинофестиваля, серебряный «Святой Георгий»), также известен по своим ролям в фильмах «Где Фред?», «Бесславные ублюдки», «Значит, война». Тиль Швайгер известен и в качестве режиссера, его знаменитыми картинами считаются такие известные фильмы, как «Босиком по мостовой», «Красавчик», «Красавчик 2», «Мед в голове».

Синье Ирслингер, актриса: Родилась 30 января 1996 года в семье визажиста и телевизионного журналиста. Живет в Кельне, где окончила среднюю школу в 2014 году. Еще в школьные годы она получила первую роль. На ее счету более двадцати работ в кино и на телевидении. Российскому зрителю она знакома по фильмам «Самая красивая девушка в мире», «Чумовые тетки», «На твой день рождения».

Хайке Макач, родилась 13 августа 1971 года — немецкая актриса, телеведущая и певица. Родилась в Дюссельдорфе, ее отец был голкипером немецкой национальной сборной по хоккею. Проучилась четыре семестра в Дюссельдорфском университете, где изучала политологию и социологию, затем училась на портниху, но не окончила образование. Карьера на телевидении началась в 1993 году на музыкальном канале VIVA, где Хайке Макач вела две передачи, с августа 1995 и до лета 1996 г. она работала модератором на музыкальном телеканале MTV. Впервые на съемки в кинофильме Хайке пригласил немецкий режиссер Детлев Бук, дав ей одну из главных женских ролей в фильме «Мужской пансион» (Männerpansion), в фильме также снимался Тиль Швайгер. За исполнение этой роли Хайке Макач была отмечена Баварской кинопремией лучшей молодой актрисе. В ее фильмографии такие фильмы как «Обитель зла», «Реальная любовь», «Воровка книг».