“Лавстория”

Новый спектакль в репертуаре «Другого театра»

1 и 2 октября (а еще 10 и 25) в "Другом театре" будут сыграны премьерные спектакли по пьесе самого поэтичного, самого тонкого и, конечно, самого загадочного российского драматурга. Речь, разумеется, об Ольге Мухиной, а пьеса называется "Любовь Карловны". Впрочем, для новой постановки автор придумала своему детищу новое имя - "Лавстория".

Все началось года два назад как самостоятельная работа молодых артистов-вчерашних выпускников театральных ВУЗов внутри некоего театра, который, в итоге, от выпуска спектакля отказался. Походив по слишком немногим театральным адресам, по которым есть смысл ходить в таких случаях, они оказались в "Другом Театре".

Тут к работе над спектаклем подключилась целая команда профессионалов.

Это сценограф и художник по костюмам Евгения Панфилова, известная зрителям по работам с Р. Виктюком ("Заводной апельсин", " Эдит Пиаф", "Мастер и Маргарита"), К.Серебренниковым ("Изображая жертву", "Голая пионерка", "Лес"), Н. Чусовой, П. Сафоновым и др. Поклонники "Другого Театра" до сих пор восхищенно обсуждают ее костюмы к спектаклю "Розенкранц и Гильденстерн мертвы".

Это балетмейстер Рамуне Ходоркайте, работавшая над спектаклями " Утиная охота" (МХТ), "Улисс" и "Танцы на празднике урожая" (Мастерская П. Фоменко), "Америка. Часть вторая" (Современник) и " Малороссийские песни" (ШДИ).

Это композитор Алексей Айги, автор музыки к фильмам "Страна глухих", "Любовник", "Мой сводный брат Франкенштейн", "Дикое поле" (премии "Ника", "Золотой Орел" и "Белый слон" за лучшую музыку к фильму).

А главную роль - девушку Холли, влюбленную, как всегда у Мухиной, в некоего Иванова ("все мои пьесы о любви к человеку по фамилии Иванов") - играет известная по фильмам "9-я рота", "Девять месяцев" и "Питер FM" Ирина Рахманова. (Зрители "Другого Театра" любят её в пронзительно сыгранной роли монтировщицы Скрябиной из " ПроЯвлений Любви" Драгунской-Субботиной).

Правда, режиссер у спектакля - такой же дебютант, как и артисты. Тем не менее, Оксана Цехович "железной рукой" руководит процессом.

И, все-таки, главная фигура в этой истории - автор.

О нем - вернее, о ней - подробнее.

"И если вы будете просить меня напеть то,
что я слышала, у меня ничего не получится
- ни звуки, ни запахи не хотят быть узнанными…"
О.Мухина, "Любовь Карловны".


Оля Мухина - уникальная фигура. Даже чисто хронологически, она - первый драматург новой российской волны. С ее пьес "Ю", "Любовь Карловны" и "Таня-Таня", поставленной Петром Фоменко в момент, когда за современную драматургию вообще никто не брался, начинается новая театральная эра.

Чехов писал, что в его "Чайке" пять пудов любви.
В мухинских опусах их не меньше пятидесяти.
Ее персонажи не едят, не спят, не работают, не думают
о смысле жизни, и вообще ни о чем не думают.
Они все время находятся в состоянии влюбленности.
Марина Давыдова, "Время Новостей"

Пьеса "Таня-Таня" произвела сенсацию на семинаре молодых драматургов "Любимовка" весной 1995 г. Ее премьера состоялась в театре "Мастерская П. Фоменко" в январе 1996 г., вскоре появились питерская и челябинская постановки. Пьесу перевели на французский и немецкий, английский, шведский, датский, чешский языки, иврит…

Спектакль живой и радостный, и воспринимать его
нужно как джаз: вслушиваться в музыку слов,
удивляться легкости игры; здесь танцуют до упаду,
влюбляются до гроба, ссорятся до смерти.
Наталия Колесова, "Российские вести"

В 1997 г. в Студии при "Мастерской П.Фоменко" Е. Каменькович поставил пьесу "Ю". В 2001 г. он повторно обратился к этой пьесе и выпустил спектакль в МХТ им. Чехова (в ролях С. Любшин, Е. Добровольская, Е.Бероев, М. Виторган).

Сюр, морок, россыпь дробящихся образов,
игра в слова, но за всем этим встает такое острое,
такое точное ощущение нынешнего времени,
какого не найдешь ни на телеэкране, ни в газете.
Алексей Филиппов, "Известия"

Е. Каменькович, режиссер спектакля "Ю": "Почему я так люблю Мухину? Потому что она не поддается нормальному анализу. Это - поэзия, она не раскладывается. Здесь проверенные ходы не работают".

Весной 1998 г. в театре "Школа современной пьесы" состоялась премьера спектакля И. Райхельгауза по пьесе "Любовь Карловны". Ею открылась новая сцена театра - "Зимний сад".

Сюжет пьесы вне времени. Да он и не важен.
Важен тон. Спектакль хочется ощущать, а не анализировать..
Это спектакль о наваждении любви, его герои юны и
красивы и с легкомыслием юности бросаются
апельсинами, страстями и судьбами…
Елена Кочетова, "Вечерняя Москва".

И неожиданно - затишье. Мухиной не нравилось, как ее ставят, и она взяла паузу. Пауза, как водится, затянулась. Появилось и исчезло много новых драматургов, а Мухина все не писала. Театр ждал. Не дождавшись новых пьес, стал вновь обращаться к "старым". И вот уже вчерашняя студентка О. Цехович предлагает свою версию пьесы "Любовь Карловны".

Оксана Цехович, режиссер спектакля "ЛАВСТОРИЯ" : "Это пьеса о любви, молодости и одиночестве, в которой причудливо переплетаются быт и видения, сон и явь. На мой взгляд, это пьеса-трансформер, из этого текста можно сделать совершенно непохожие спектакли - мистическую драму, абсурдистскую комедию, мюзикл, триллер, клип. А спектакль будет лёгким, грустным, прозрачным, страстным, музыкальным, иногда чёрным, иногда белым,… как жизнь".

Источник: «Другой театр»

PS
Пока материал готовили. премьера спектакля уже состоялась. Можно сказать, что спектакль, однозначно, получился. При этом, он получился не таким, каким, нам казалось, он должен получиться, когда мы читали пьесу или даже смотрели первые показы - еще с репетиционной музыкой, без оформления, без хореографии... Приобретя всю эту "упаковку", спектакль стал "жестче", из него ушли "солнечность" и "воздушная легкость"... хотя, легкость-то осталась, но какая-то другая, не "воздушная" и не "солнечная".
У спектакля уже есть рьяные сторонники и не менее рьяные протвники (что всегда свидетелствует о том, что спектакль, как минимум, интересный). Все отмечают Ирину Рахманову, ее яркую игру и ее завораживающую сексуальность ("я и писала пьесу о сексе" - сказала Мухина на банкете).
В общем, предварительный вердикт такой - если за первые 15 минут вам не удастся втянуться в атмосферу спектакля, вы, скорее всего, уйдете, не дожидаясь окончания спектакля... или дождавшись, но все равно - с ощущением недоумения. А если удастся втянуться - получите огромное удовольствие. Возможно, даже, наслаждение. Потому что выстроен этот спектакль по музыкальным законам, и выстроен здорово; а дальше все просто - либо вы любите такую музыку, либо нет.