Меню

Дедушка

Любовь к морю и внучка

AD

Призер конкурса "в ноябре тому назад"


Пронизывающий ноябрьский ветер кружил снежинки и швырял их прохожим в лицо. Погода была серая, и люди шли серые, недовольные. Они старались спрятать замерзшие носы за отворотами курток, а когда поднимали глаза, то с удивлением провожали взглядом нелепую фигуру.

По улице шел старик, невысокий, неказистый, с обветренным морщинистым лицом. Неловко, но очень бережно он прижимал к груди огромную яркую коробку, из которой внимательными синими глазами на прохожих глядела большая розовая кукла в блестящем платье…

Год назад Николай Петрович сидел в квартире сына и ждал, когда тот привезет из роддома жену. Он никогда не был особенно близок с сыном и чувствовал себя лишним в этой аккуратной маленькой квартирке, но уйти было бы совсем невежливо: родители его невестки жили на другом конце страны и не смогли приехать, его жена умерла несколько лет назад, поэтому он оказался единственным родственником, призванным разделить радость рождения новой жизни.

Наконец щелкнул дверной замок, и в квартиру ввалились молодые с огромным конвертом. Николай Петрович, вежливо улыбаясь, вышел им навстречу в прихожую.

    - Сначала малышку разверну, а то спарится…

    - Отец, подержи ребенка, пока мы сами разденемся…

И, не спрашивая, вот так с ходу, сын вложил в руки Николаю Петровичу розовое существо. Старик замер в ужасе, боясь шевельнуться, боясь сжать, раздавить, напугать. Ребенок был маленький, просто крохотный и очень серьезный. Он смотрел на Николая Петровича понимающим, сочувствующим взглядом… или это ему просто так казалось?

    Николай Петрович никогда не видел маленьких детей. Он и женился-то случайно, назло товарищам, дразнившим его старым холостяком. Подошел к первой попавшейся круглолицей девчонке, через месяц сыграли свадьбу, а еще через три Николай ушел в кругосветку.

    Море было единственной любовью Николай Петровича. Он любил его с рождения, с первой книжки про бегущие по волнам корабли. Никто не удивился, когда он покинул свой маленький сибирский городок и уехал к морю – поступать в мореходку. Море было его другом и домом: несколько месяцев на берегу и опять к ветрам, к штормам, в долгий рейс.

    Там его и застала телеграмма о рождении сына. Он никогда не видел его совсем маленьким, да и уже подросшим плохо помнил. Дом с женой и ребенком был для него чужим, и, вернувшись из одного рейса, он старался поскорее уйти в другой...

Наверное, прошло всего несколько секунд, но Николаю Петровичу они показались часом. Наконец, ребенка забрали, и Николай Петрович поспешил вернуться на кухню, к накрытому столу.

Через неделю он зашел снова. Зачем, он не знал… Может, помощь нужна? Маленькая девочка, которую назвали непривычным именем Алина, смотрела на него с любопытством. Он смотрел, как она копошится в своей кроватке, и с горечью думал, как далек он от мира детей. Но через неделю он зачем-то пришел снова…

Через месяц Алина ему улыбнулась. Николай Петрович вздрогнул, убедился, что невестки нет в комнате, и неловко дотронулся пальцем до ладошки с маленькими пальчиками…

    Через три дня он ушел в очередной рейс. Земля не была его домом. Он был уже стар, но он знал, что он нужен морю и что море нужно ему.

Алине было полгода, когда он вернулся. Он вспоминал улыбку внучки, такую мимолетную, такую быструю. Сейчас она уже будет улыбаться по-другому, осознанно, именно ему. Николай Петрович зашел в комнату - Алина глянула на него и разревелась. Старик попытался подойти поближе, улыбнуться, но девочка отворачивалась и рыдала навзрыд. Прибежала невестка, взяла ее на руки, шептала: «это дедушка, совсем не помнишь?», но девочка начинала рыдать каждый раз, когда Николай Петрович подходил к ней.

Он приходил каждый день. Сидел на кухне и пил чай, чашку за чашкой. Иногда вставал и смотрел на внучку с порога комнаты… пока Алина не замечала его и не начинала плакать. Он ненавидел себя, и каждый раз сам себе обещал, что завтра не придет. Но приходил - и опять сидел в кухне. И опять смотрел с порога…

Через месяц Алина привыкла к деду. Он рассказывал ей про море, а она хохотала и пыталась встать, опираясь о его ногу.

    А еще через месяц подошло время очередного рейса. Но неспокойно было Николаю Петровичу. Коротка детская память. Как встретит его внучка? Узнает? Вспомнит? Или опять… забудет?…

    А в свободное время он выстругивал из бруска кораблик. Как когда-то давно, еще в школе… в детстве…

Алина смотрела настороженно и серьезно. Он боялся сделать лишнее движение, лишний шаг. Молча протянул ей кораблик. Алина взяла грубую деревянную игрушку, пошла к своим игрушкам. Бог мой, она уже ходит! Вернулась, взяла Николай Петровича за палец и повела за собой. Старик услышал, как за его спиной облегченно выдохнула невестка.

    Сегодня у внучки день рождения. Николай Петрович купил для нее самую лучшую, самую красивую куклу. И… он решил, что больше не пойдет в рейс. Он по-прежнему любил море, но ему уже давно пора на пенсию. Морю нужны молодые, а он нужен здесь, на берегу. Потому что у невестки родители далеко, а его жена умерла несколько лет назад, и кто же будет играть и баловать маленькую красавицу? Дедушка…


Танка

Второе место в конкурсе "В ноябре тому назад "

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325