Меню

Как выбрать божество?

Письма из Непала, выпуск 21

17.08.10 00:00
AD
Письма из Непала, выпуск 21

В прошедшую субботу мы с Леночкой ездили в Патан. Но на этот раз красоты и архитектурные шедевры этого популярного среди туристов местечка нас нисколько не интересовали. Ни Королевский дворец, ни пятиэтажный храм Кумбешвор, ни богатый музей неварской культуры, ни четыре колоны императора Ашоки, установленные по четырем сторонам света для обозначения исторических границ Патана, ни Золотой храм 12 века, который нам, может быть, и стоило посетить, раз уж мы называем себя буддистами, - ничто не привлекало нас. Мы искали статуи!

Когда-то Патан был отдельным городом, независимым от Катманду. Как и все древние поселения, за свою многовековую историю Патан успел сменить ни одно название: среди них - Лалитпур, что с непальского языка можно перевести как «Город красоты». Действительно, ни в Катманду, ни в Бхактапуре вы не увидите такого скопления великолепных образцов средневековой неварской архитектуры как в Патане. На центральной, или, как ее по старинке здесь называют, королевской, площади этого древнего города плотность шедевральных построек на один квадратный метр просто умопомрачительная!



За последнее столетие Катманду и Патан так разрослись, что, утратив свои границы, слились в один город, и лишь река Багмати напоминает знающим людям о том, что когда-то по ее течению проходила грань между двумя городами. Современный Патан - это центр туризма и деловой жизни, здесь же находится район крохотных мастерских, специализирующихся на художественной обработке металла. Любая статуя или серебряный браслет, которые вы купите в Катманду, скорее всего, были сделаны здесь, в Патане. Поэтому любые изделия, выполненные из металла, будь то латунь, бронза или серебро, выгоднее покупать здесь.



К северу от центральной площади Патана начинается район, где вся жизнь сосредоточена вокруг создания и продажи металлических изделий. Десятки магазинов и лавочек, в которых можно найти статуи всех богов, богинь и демонов как буддийского, так и индуистского пантеонов; утварь для ритуалов: светильники, чаши для подношения воды, мандалы; браслеты, серьги, кольца; поющие чаши. Все что душе угодно!

Вот этот островок изобилия и был целью нашей поездки. Поэтому когда такси остановилось возле патанской площади, мы, не тратя время на препирание с билетерами, сразу же свернули в узкий проулок, даже одним глазом не взглянув на деревянно-каменные прелести Королевской площади. Я давно уже подозреваю непальских таксистов в том, что они находятся в сговоре с билетерами Патана, ведь каждый раз они вежливо и с удивительным постоянством подвозят западного клиента прямо к билетной кассе, из которой тут же выскакивают билетеры и заставляют туриста купить у них билет за вход на площадь.

И в этот раз все было по обычному сценарию. Но мне ужасно не хотелось объясняться с ними и показывать свою нетуристическую визу в паспорте, да и не нужна нам была их площадь, поэтому, игнорируя крики билетеров, мы прямиком направились к магазинам статуй.



Кажется: что может быть проще покупки двух статуй? Тем более, если есть точные указания. Но все не так просто: мы обошли все (действительно - все!) магазины, потратив на осмотр бронзовых изваяний не один час, и только в самом последнем, почти уже отчаявшись, нашли то, что искали: правильное соотношение цены, качества и размера.

Задание у нас было ответственное: купить статую Ваджрасаттвы (будды очищения) и статую Зеленой Тары (Будды в женском облике) для ритуала шитро, буддийского ритуала, который проводится для умершего человека, с тем, чтобы сознание этого человека обрело благоприятное перерождение. Родственники человека, для которого должен был проводиться посмертный ритуал, попросили нас купить статуи, и Лена, через неделю отправляющаяся домой к родителям, должна была доставить статуи в Россию. Одним словом, дело не последней важности, тем более что ритуал будет проводить один из величайших буддийских учителей и практикующих современности.

Итак, статуи должны быть из бронзы, без позолоты и росписи, высотой от 15 до 20 сантиметров, особое внимание нам советовали уделить деталям (символике жестов, поз и атрибутов) и наличию полости внутри статуи. Кроме того, на каждую статую разрешалось потратить не больше 100 долларов. Учитывая все это, выбор было сделать непросто. Тем более что, несмотря на бесспорную важность всех перечисленных требований, самым главным в статуе остается ее лик! Мы выбираем божество, поэтому черты лица должны быть изящны и благородны, желательно, чтобы глаза не косили, подбородок не съезжал на бок, а щеки не раздавались в стороны как у хомяка!

Поверьте, здесь можно увидеть незабываемые лица: злую Тару или обиженного на весь мир Будду! Поэтому мы с Леной договорились, что первым делом обращаем внимание на лик статуи, если выражение лица Ваджрасаттвы или Тары нас удовлетворяет, тогда можно переходить к деталям.

В тибетском буддизме все до неприличия символично, каждый браслет, каждое ожерелье и даже цветок скрывают в себе бездны религиозного смысла. Так, Зеленая Тара держит стебель цветка не большим и указательным пальцем, а большим и безымянным. Этот жест обозначает прибежище в трех драгоценностях буддизма, в Будде, его учении и общине духовных практикующих. Когда я говорю продавцу статуй, что все, дескать, прекрасно в изваянии, которое он пытается мне продать, но вот жест неверный, продавец ссылается на различие традиций и, как всегда, отвечает: «No problem». Может быть, он и прав, но я в текстах ничего, что подтверждало бы его слова, не встречала. Часто, основываясь на внешнем сходстве, вместо Зеленой, пытаются продать Белую Тару, отвечающую за совершенно иной аспект бытия и практики. Факт остается фактом: компетенция продавцов религиозных атрибутов оставляет желать лучшего.



Если лик божества спокоен и пропорционален, если его озаряет легкая улыбка, если все жесты верны, атрибуты (например, Ваджрасаттва в правой руке держит ваджру, а в левой - колокольчик) не утеряны и даже количество пальцев в норме (кому же хочется иметь у себя на алтаре четырехпалого Будду?), тогда можно переходить к техническим моментам: осмотру внутренней полости и поиску дыр.

Буддийская статуя изнутри должна быть пустой, потому что при освещении новой статуи лама заполняет ее мантрами, и таким образом дает образу жизнь, или обожествляет его. Пустую незаполненную статую ставить на алтарь нельзя. У статуй среднего и большого размера внутренняя полость должна проходить через все тело божества, в том числе через голову. Чтобы проверить это, мы просили продавца отодрать днище, которое представляет собой тонкую пластину, расположенную под лотосовым сидением, на котором восседает божество.

Во время церемонии освещения статуи лама вставляет в эту полость деревянный стержень, символизирующий центральный энергетический канал тонкого тела человека, и в зависимости от уровня тела статуи заполняет оставшееся пространство крохотными свитками мантр. Для уровня головы, уровня туловища и уровня сидения существуют свои особенные мантры, не говоря уже о том, что выбор мантр, в первую очередь, определяется тем, какое божество символизирует данная статуя. Для Будды Шакьямуни одни мантры, для Манджушри, рассеивающего тьму неведения, - другие, а для Авалокитешвары, Будды Сострадания, - третьи. В завершении все эти святые внутренности засыпаются благословленным рисом, шафраном и благовониями, после чего лама закупоривает низ лотосового сидения навеки, произносит последние молитвы и отдает статую ее хозяину с пожеланием успешной практики.

Вот почему так важно проверить статую на отсутствие дырочек и щелей, которые иногда образуются в процессе заливки бронзы в форму. Бывали случаи, когда во время освещения статуи из таких дырочек начинал сыпаться рис, а это считается знаком неблагоприятным!

В старые добрые времена ламы в монастырях сами изготовляли материалы для заполнения статуй, теперь же все продается в специализированных магазинчиках в буддистских кварталах. Достаточно сказать размер статуи и имя божества, и к вечеру вам уже подготовят наборчик, куда входят и свитки мантр, и стержень, и шафран.

Патан удобен еще и тем, что здесь, если позволяет время, статую можно заказать, например, у мастера, чьи работы вам понравились. Одному русскому коллекционеру в мастерской Патана делали на заказ 21 статую Тары в точном соответствии с 21 аспектом этого божества.

Цены на статуи и другие металлические изделия в Патане ниже, чем в других районах Катманду, ведь все это делают прямо здесь. И все же, чтобы купить что-то по адекватным ценам, приходится торговаться, чуть ли не насмерть. Мы за свои две статуи торговались очень упорно и как раз уложились в 200 долларов. Мне же больше всего понравилось то, что обе статуи, на которых мы решили остановиться, являются работой одного мастера, следовательно, выполнены в едином стиле и вместе должны хорошо смотреться на алтаре. Надеюсь, что своим будущим хозяевам они принесут много радости!

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325