Меню

14 лет в пещере

Письма из Непала, выпуск 6

5.05.10 00:00
AD
Письма из Непала, выпуск 6

На прошлой неделе я посетила Международную Буддийскую Академию. Пришла я туда, чтобы своими глазами посмотреть на Тензин Палмо и составить личное мнение о монахине, посвятившей 14 лет своей жизни практике уединенного затворничества. Ведь не каждый способен совершить такое, тем более женщина и тем более уроженка западного мира.

Она родилась и выросла в Англии, в 18 лет прочитала первую буддийскую книгу, а в 20 уехала в Индию, где повстречала своего духовного учителя, Его Святейшество Восьмого Кхамтрула Ринпоче. Она была в числе первых западных женщин, принявших монашество в рамках буддийской традиции. Два года назад глава одной из школ тибетского буддизма, Его Святейшество Гьялванг Друкпа, даровал Тензин Палмо весьма редкий и уважаемый титул «джецунма» (что в переводе означает «достопочтенный учитель») в знак признания ее духовных достижений, а также благодарности за деятельность по возрождению традиции женщин-практикующих в тибетском буддизме. Удивительно! Похоже, что западные женщины продолжают дело эмансипации, но теперь в совершенно ином контексте: ломая представления традиционного азиатского общества о роли женщины, они стараются всей своей жизнью доказать этим азиатским женщинам, что они способны на великие духовные свершения.

Послушать выступление западной монахини пришло много людей, в основном интересующиеся буддизмом уроженцы Запада и всего несколько тибетских монахов, ведь для тибетского мужчины слушать наставления и поучения от женщины - это подлинное унижение! Вопросы, адресованные Джецунме, в основном касались духовной практики, и она блестяще на них отвечала, показав полную свою компетентность. Мне же особенно интересным показался «женский вопрос», к которому Джецунма волей-неволей, но все время возвращалась в своем выступлении.

Уже сам тот факт, что молодая женщина 14 лет провела в пещере, на большой высоте, в тяжелейших условиях, опровергает бытующее представление о том, что женщины не способны переносить длительное уединение и некомфортные условия жизни. Местечко, которое монахиня выбрала для затворничества, называется Лахул, расположено оно в Ладаке, в индийских Гималаях, и по природным условиям очень напоминает Тибет. Восемь месяцев в году Лахул отрезан от мира снегами. Бывали недели, когда вход в пещеру, где практиковала Тензин, неделями был завален снегом, и тогда ей приходилось рыть туннель, чтобы выбраться наружу и раздобыть дров.

Но рассказывая о трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться на духовном пути, Тензин Палмо в первую очередь говорит о тех ограничениях, которые возникали из-за ее общественного положения, из-за того, что она - женщина. В Индии на протяжении пяти лет она жила рядом со своим учителем, вместе с его семьей, но за все эти годы не получила от него никаких серьезных наставлений, сколько бы ни просила об этом. Однако когда на две недели приехал некий американский ученый, Кхамтрул Ринпоче изложил ему учения глубочайшего уровня, хотя тот ничего не практиковал, да и вовсе не был буддистом, зато он был мужчиной. «Они мило улыбаются вам, но при этом совершенно не воспринимают вас всерьез, потому что вы - женщина!» - со всей откровенностью говорит Тензин Палмо о тибетских учителях.

О неравенстве говорит уже тот факт, что на сегодняшний день женщина не может стать полноценной монахиней, потому что статус, который она получает при постриге, делает ее скорее послушницей, новобранцем, проходящим испытательный срок. Тензин Палмо активно выступает за возобновление традиции дарования полных монашеских обетов женщинам, и не столько для того, что бы утереть нос мужчинам, а чтобы укрепить чувство собственного достоинства в самих тибетских монахинях.

Кроме того, Тензин Палмо настаивает на необходимости учителей-женщин. Среди наставников самой Джецунмы не было ни одной женщины, и она чувствовала острую потребность в том, чтобы своим духовным опытом с ней поделилась именно женщина. Она даже попросила об этом своего учителя, но найденную для нее йогиню (практикующую духовный путь женщину) так и не удалось переправить через границу Тибета и Индии. И сейчас в молодых монахинях она чувствует ту же потребность - ведь есть вопросы, которые гораздо легче обсуждать с учителем-женщиной. Поэтому в настоящее время Тензин работает над открытием женского монастыря, а также колледжа для монахинь. В прошлом монахини не имели возможности серьезно изучать буддийскую философию, зачастую они и вовсе не получали никакого образования, их обучение сводилось к зубрежке свода основных молитв, ежедневных практик и ритуалов, заняты же они были большей частью решением бытовых вопросов. Например, монахини Ладака славились приготовлением абрикосового варенья. Даже если у женщины и было стремление глубоко постичь философию буддизма, возможности осуществить это стремление были ничтожны. При этом жизнь монахов складывалась совершенно по-иному: они могли получать основательное образование, держать экзамены на звание геше (профессор буддийской философии) и преподавать в монастырских школах и колледжах. Поэтому все, что оставалось монахиням, это молиться о том, чтобы в следующей жизни обрести рождение в мужском теле. Такие молитвы действительно существуют.

Роль женщин в буддийской общине была так ничтожна еще и потому, что девочек никогда не признавали тулку. И до сих пор не признают. Тулку - это ребенок, признанный перерождением какого-либо прославленного ламы, пришедшего вновь в наш мир помогать живым существам. С самого рождения (а точнее с момента официального признания его тулку) такой ребенок обладает многими привилегиями, получает образование от лучших учителей и имеет все шансы занять в будущем высокое общественное положение. Вот почему вы не найдете ни одного ламу, восседающего на троне, который не был бы мужчиной.

Тензин Палмо спрашивала своего учителя Его Святейшество Кхамтрула Ринпоче, который и сам был тулку, о причинах: почему ламы-перерожденцы рождаются только мальчиками? И тот ответил, что социальная и культурная обстановка в Тибете лишала всякого смысла рождение в женском теле: тогда только мужчина мог стать квалифицированным учителем и таким образом помогать людям, ищущим духовный путь; поэтому для перерождения ламы выбирали мужские тела. Кхамтрул Ринпоче также рассказал интересную историю о своей сестре, родившейся до него. Гороскоп будущего ребенка был многообещающим, а само рождение сопровождалось множеством благоприятных знаков, поэтому все ожидали появления на свет великого учителя. Но родилась девочка, и, конечно же, ее не опознали в качестве тулку, а толкование гороскопа и знаков признали ошибочным. Вот так! Ошибочка вышла! Если бы ребенок оказался мальчиком, о нем бы заботились, отправили бы учиться в хороший монастырь, пытались бы выяснить, чьим перерождение он является. Но так как родилась девочка, ребенка не отправили учиться, а в положенный срок выдали замуж.

Сама Джецунма уверена, что, будь она мужчиной, ей бы пришлось преодолевать меньше препятствий на своем пути. И все же эта буддийская монахиня дала обет достичь просветления именно в женском теле, чтобы вдохновить тысячи женщин и истребить их сомнения в собственных силах. На сегодняшний день Джецунма ведет активную общественную жизнь, руководит строительством женского монастыря и ретритного центра для монашек, выступает с многочисленными лекциями в буддийских общинах, у нее даже есть свой аккаунт на Facebook и 1001 человек в друзьях. Ей прочат карьеру духовной наставницы. Когда же ее спрашивают о планах на будущее, она всегда отвечает, что мечтает о продолжении практики уединения и когда-нибудь обязательно вновь уйдет в затвор.

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325