Меню

Послушник Александр. Финал

Письма из Непала. Тайна зеленых куполов

AD
Письма из Непала. Тайна зеленых куполов

... Как доехать на маршрутке до района Балу-аватар, где расположено российское консульство, я не знала, но сообщила, что на такси поездка обойдется примерно в 250 рупий. Но прежде, чем дать ему эту сумму, я решила расспросить Александра в надежде, что он провалится на каком-нибудь вопросе или запутается в собственных показаниях.

- Что же вы делали в Индии?
- Ну как же, как же?! В паломничество ездил, по местам святого апостола Фомы, что на юге Индии.
- Да вы что! Святой Фома был в Индии? И где же эти места находятся?
- Да, святой Фома совершал духовный подвиг, нес свет Христов индийским безбожникам и погиб мученической смертью. Это было в районе Мадраса. Сейчас там католические храмы понастроили, - ответил Александр.
«Действительно ведь в Мадрасе, знает, похоже на самом деле был там», - подумала я, но внутреннее чутье на людей продолжало шептать мне, что в этой истории что-то не так.

- Александр, вы монах или послушник? Как же вас монастырь одного отпустил? Кстати, а из какого вы монастыря-то? - поспешила задать я каверзный вопрос.
- Послушник я, из Ярославля родом, а послушание проходил в Ростове Великом, там монастырь мой. Вы в Ростове были?
- Да, была, давно, правда, - сказала я, судорожно вспоминая название хотя бы одного тамошнего монастыря, но тщетно. - Так из какого вы монастыря?
- А помните такой белый храм с зелеными куполами? Вот я из него.
- Смутно весьма припоминаю. Так как же он всё-таки называется? - не унималась я.

И тут, на радость моей недоверчивости, Александр замялся и стал переступать с ноги на ногу, как бы вспоминая. Помявшись несколько секунд, он, запинаясь, выговорил: «Спасо-Яковлевский мужской монастырь».

«Не забыть: обязательно проверить в интернете, есть ли в Ростове монастырь с таким названием и каким цветом крыты его купола», - отметила я про себя и, мучимая противоречивыми чувствами, продолжила расспросы.
- Так что же вы не обратитесь к своему руководству, к братьям, чтобы выручили, прислали денег. Неужели они откажутся вызволить вас с чужбины?
- Нет. Только не это. Лучше я умру здесь под забором, чем доставлю беспокойство братьям и всему монастырю. Коли будет воля Бога, я и так вернусь на родину, с помощью людей добрых, вот консул обещал помочь, может быть, и вы, чем сможете, подсобите мне. А то тяжко здесь на чужбине, кругом беспросветная, темная Азия, нехристи-азиаты, все сплошь язычники. Насмотрелся я тут всякого, если бы вы только знали! Одно утешение, что Господь иногда посылает добросердечных соплеменников, вроде вас. Если можете, помогите мне, я же за вас молиться буду.

«Ну, а я-то сколько всего тут видела, тоже, можно сказать, насмотрелась. Однако православного послушника, да еще просящего деньги, вижу впервые», - подумала я, протягивая Александру 250 рупий на такси до консульства. Он принял деньги легко, без смущения, спрятал и рассыпался в благодарностях, раз сто пообещав за меня молиться. Тем не менее, я заметила, что он постарался закончить разговор как можно быстрее и уйти, как будто бы его благая миссия на этом была выполнена.

Дала я деньги не потому, что мои сомнения в правдивости рассказанной послушником Александром истории рассеялись, а скорее из банального человеческого любопытства - посмотреть, как он себя поведет. А также потому, что мне так и не удалось его подловить на слове, а возле ступы Боудханатх нас уже ждали друзья, чтобы идти на совместный ужин. В конце концов, подумала я, даже если этот человек мошенник, ему можно заплатить за усердие, с каким он создавал свой облик и выдумывал легенду. Этих денег ему хватит на ужин в ресторане средней руки.

За обедом фигура послушника Александра всплыла вновь. На этот раз в разговоре. Говорили о том, что некогда приличное место, где снимали жилье только благообразные и почти совершенные в нравственном вопросе буддисты, теперь превратилось в разбойничье логово. Теперь там живет странная компашка русских, которые только и делают, что пьют и всё в подряд курят.
- Там еще чудак один живет, Александр. Он в монашеском одеянии ходит, но не в буддийском, а в православном. Так дико смотрится! - заметил кто-то.
- Кажется, я его знаю, - сказала я.
- Ты главное денег ему не давай! - поспешил с ответом мой собеседник. - Он уже месяц здесь и у всех клянчит деньги.
- Вон оно что! Где же вы раньше были, мои дорогие?!

Впрочем, мне показалось, что личность Александра не столь однозначна, я решила оставить вопрос открытым и не выносить ему окончательного приговора. Может быть, он и вправду мошенник, обманом выманивающий деньги, играя на чувстве патриотизма и религиозности своих соотечественников. А может быть, он паломник, оказавшийся по неосмотрительности и нерасчетливости в затруднительном положении. Может, и так статься, что он нечто среднее, бывший послушник, по каким-то причинам выбравший жизнь плута. Мне ли его судить?

Единственное, что мне известно доподлинно, так это то, что в Ростове Великом есть Спасо-Яковлевский мужской монастырь и купола на нем зеленые!

Майя Берковская
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325