вопрос по русскому языку

копировать

скажите, глагол Спать - это 1-е спряжение? Тогда почему оно склоняется с окончаниями 2-го спряжения??
есть разносклоняемые глаголы, судя по учебнику - хотеть, бежать, брезжить.
Ко 2-му спр.относятся 4 глагола на -ать - гнать, дышать, держать, дышать.
А что с Спать??

копировать

Я вот такое нашла:
Правило о спряжениях глаголов относится ТОЛЬКО к глаголам с БЕЗУДАРНЫМ ОКОНЧАНИЯМ.
БоЯть (ся) и спАть---ОКОНЧАНИЯ УДАРНЫЕ, поэтому здесь и думать нЕчего: (что они делают? ) спЯт--2е спряжение.
(они что делают? ) боЯТ (ся) --2-е спряжение
ЖИть: (они что делают? ) живУТ--1-Е спряжение.
****
Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь — I спряжение, горишь, спишь — II спряжение. бояться и спать - второе, жить - первое

Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива).

копировать

зашибись...
что ж этому не учат нигде??
т.е. все правила об окончаниях по спряжению действуют только в безударном случае?

копировать

как это не учат? мух считать не надо на уроке. откройте любой учебник, тема называется *БЕЗУДАРНЫЕ личные окончания глаголов*. бе-зу-дар-ны-е, понимаете??
есть еще приставка вы-, которая перетягивает на себя ударение. вЫлетит, тогда окончание становится безударным, но приставка эта на основной принцип никак не влияет. т.е надо ее отбросить и определить ударный гласный *летИт* - в слове "вылетит" все равно пишем И.

копировать

ну вот объясните мне - зачем тогда это спряжение определять, если окончание уже ударное?
Спряжение ведь нужно, чтобы правильно писать личное окончание?
А тут еще такой бардак. Глаголы на -ать легко могут относиться ко 2-му спр.(кроме исключений).

копировать

Согласна. Это раздел лингвистики. Зачем в начальной школе детей этому пытаются научить, при чем криво ... не понимаю.

копировать

"Запомните, что спряжение по инфинитиву определяется только у тех глаголов, которые имеют ударные личные окончания: стоИт — стоять (II спр.), летЯт — лететь (II спр.).

Если же личные окончания у глагола ударные, то незачем искать инфинитив, нужно смотреть на это окончание: берёшь, берёт, берём, берёте, берут (ЕШЬ/ЁШЬ, ЕТ/ЁТ, ЕМ/ЁМ, ЕТЕ/ЁТЕ, УТ/ЮТ) — I спряжение; шумишь, шумит, шумим, шумите, шумят (ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ) — II спряжение."
Я одна тут логики не вижу?
или где-то ошибка, раз в обоих случаях пишется про ударные окончания?
Но вопрос - где именно ошибка?
Я запуталась.
Бедные дети...

копировать

Глагол найти
Что делают? НаходЯТ 2 -е спр, найдУТ 1-е спр.
Уйти уходЯТ, уйдУТ ???? 2 или 1?
Так как правильно определить?

копировать

по будущему времени спряжение не определяют - это я про глаголы найдут . уйдут

копировать

не путайте вид! глагол *найти* в инфинитиве совершенного вида(что сделать?) и спрягать надо тоже глагол сов.вида. он 1 спр., т.к имеет ударные личные окончания 1 спр.
Единственное число:

1 л. - найду.
2 л. - найдЕШЬ.
3 л. - найдЕТ.

Множественное число:

1 л. - найдЕМ.
2 л. - найдЕТЕ.
3 л. - найдУТ.

Спряжение устанавливается по самим личным формам (не по инфинитиву), так как окончания в них ударные, четко слышатся.
а находят(что делают) - инфинитив *находИТь*, это гл. 2 спр.

еще есть еще глаголы ОСОБОГО спряжения. современные учебники называют их разноспрягаемыми. вот мнение учителя РЯ:
"Когда я сама училась в школе, а позже преподавала, ЕСТЬ и ДАТЬ и от них производные приставочные (ПОЕСТЬ, НАЕСТЬ, СЪЕСТЬ, ПОДАТЬ, ВЫДАТЬ, ПЕРЕДАТЬ и пр.) и возвратные глаголы (НАЕСТЬСЯ, ОБЪЕСТЬСЯ, ВЫДАТЬСЯ, ПОДАТЬСЯ и пр.) называли ГЛАГОЛАМИ ОСОБОГО СПРЯЖЕНИЯ. Времена были советские, учебники русского языка (как и учебники по всем другим учебными предметам) были единые для всего СССР: и для РСФСР, и для иных союзных республик, так что никаких разночтений, никаких альтернативных терминов на уроках не допускалось: ученики самых крутых московских школ и ученики из деревенской глубинки называли эти глаголы ГЛАГОЛАМИ ОСОБОГО СПРЯЖЕНИЯ.
Когда в школе, ещё советской, начались реформы, появились сначала новые учебники, не успевшие пройти настоящую апробацию, позже, уже в постсоветское время, учебники альтернативные, зачастую написанные авторами некомпетентными, которых не только к созданию учебников нельзя было привлекать, но и вообще следовало бы от школ держать на расстоянии, желательно приличном. Вот тогда (времена советские двигались к своему закату) появился иной термин: ГЛАГОЛЫ, СПРЯГАЮЩИЕСЯ ОСОБО. Но это ещё не беда: термины практически идентичны, а то, что ученики теперь уже не понимали, о чём речь, когда учитель старой закалки называл их ГЛАГОЛАМИ СПРЯЖЕНИЯ ОСОБОГО, в большей степени характеризовала, к сожалению, пошедший на спад интеллектуальный уровень детей, сидящих за партами (не в укор им говорю: на мой взгляд, виновата система, которая из нескольких поколений школьников сделала подопытных кроликов).
Но вот когда до написания учебников дорвались все, кому не лень, когда разрешены были учебники альтернативные, произошла настоящая катастрофа:
• разные авторы учебников истории называли разные даты одних и тех же исторических событий;
• кое-кто из географов решил, что есть материк, на котором нет рек;
• продраться сквозь написанное в учебниках геометрии, физики, химии стало невозможно;
• мои ученики, читая учебник литературы, заботливо присланный в Казахстан из дружественной соседней страны, просили расшифровать написанное.
Вот в это время и появились авторы, которые сгребли все глаголы, не относящиеся к 1-му и 2-му спряжениям, в одну кучу и назвали их РАЗНОСПРЯГАЕМЫМИ, даже не подумав о той грубейшей ошибке, которую они, призванные учить, допустили из-за незнания русского языка.
Почему я об разговор завела? Да потому, что уже как минимум 3-4 поколения школьников выросли на таких учебниках, авторам которых впору делать работу над ошибками.
Почему ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ и их производные являются глаголами РАЗНОСПРЯГАЕМЫМИ (этот вариант спряжения ещё называют СМЕШАННЫМ)? Да потому, что окончания они имеют ТАКИЕ ЖЕ, как глаголы спряжения 1-го, 2-го, только вперемешку:
• хотеть спрягается в единственном числе как глагол спряжения 1-го , а вот во множественном – как глагол иного спряжения, 2-го;
• бежать в пяти формах имеет окончания спряжения 2-го, а вот в 6-й (3 л. мн.ч.) – окончание спряжения 1-го.
Теперь посмотрим на глагол ЕСТЬ. Что общего у него с глаголами разноспрягаемыми? А НИ-ЧЕ–ГО. В числе ед. у него особые окончания, каких ни в 1-м, ни во 2-м спряжении НЕТ:
• 1 л. ем (-м, а у всех глаголов, включая разноспрягаемые, – -У (-Ю)!)
• 2 л. ешь (-шь, а у всех – -ЕШЬ (-ЁШЬ) и -ИШЬ!);
• 3 л. есть (-ст, а у всех – -ЕТ(-ЁТ), -ИТ!).
В числе мн. ЕСТЬ имеет окончания спряжения 2-го, зато корень претерпевает изменения: из Е- превращается в ЕД- (супплетивный корень).

У глагола ДАТЬ в числе ед. окончания такие же, как у ЕСТЬ, а во мн. он похож на ЕСТЬ тем, что меняет корень ДА- на ДАД-, и чуточку похож на глагол разноспрягаемый тем, что в лицах 1-м, 2-м у него окончания спряжения 2-го, а в 3-м – 1-го. Но лишь на этом основании причислять не только оба эти глагола, но и все производные от них к разноспрягаемым нельзя прежде всего потому, что с глаголом ЕСТЬ этот номер вообще не проходит, а у ДАТЬ следует учесть в первую очередь ОСОБОСТЬ окончаний единственного числа.
Вот что по этому поводу пишут на портале gramma.ru, хорошо известном любителям языка:

Итак, ЕСТЬ и от него производные – это глаголы ОСОБОГО СПРЯЖЕНИЯ, которые можно обозначить синонимическим термином – СПРЯГАЮЩИЕСЯ ОСОБО, но никак нельзя назвать разноспрягаемыми.
А другой глагол ЕСТЬ (форма времени настоящего глагола БЫТЬ) вообще не спрягается, как видно из материала с портала gramma.ru."

копировать

А я, на сколько помню, надо во 2 лицо ед. числа поставить и так определять.
Ты спИшь - 2 спр.
:mda