Меню

Точка опоры

Сильная независимая женщина и 40 котов: кто и зачем придумал формулу неудачницы

Сильная независимая женщина и 40 котов: кто и зачем придумал формулу неудачницы
Колумнист Евы.Ру Алла Боголепова - о котах, которые из обычных домашних животных внезапно превратились в символ женского одиночества и отчаяния.
AD
AD
Журналист Алла Боголепова и ее кот Карлуш
Журналист Алла Боголепова и ее кот Карлуш
У меня есть кот.

В его паспорте, в графе «Порода», стоят две буквы: БП. Это значит «беспородный». Но паспорт мы оформили давно, с тех пор времена изменились, и в справках на выезд сотрудники Россельхознадзора ставят теперь политкорректную отметку «метис».

Итак, у меня есть кот, БП, то есть метис. Окрас, опять же, согласно паспорту, «полосатый». Этот кот появился в нашем доме шесть лет назад - просто увязался за мной на автобусной остановке. Ужасающе пыльный кот-подросток с огромными прозрачными ушами и непропорционально длинными лапами. Нескладный, тощий, длинноносый, он, тем не менее, явно не был совсем уж уличным: знал лоток и не боялся людей. Иногда я называю его Карлуш Дачерожденный, потому что этот кот явно из тех, кого привезли в город после летних каникул, а потом выкинули на улицу. Потому что животное на дачном участке и животное в маленькой «двушке» - это совсем разные животные.

Кот нам был не нужен: мы много работали и много путешествовали, да к тому же только купили новый диван. И от вида пыльного… ну не то чтобы прямо уродца, но далеко не красавца!.. в восторг не пришли. Честно говоря, у нас просто не хватило духу его выгнать. И он остался.
Как я уже сказала, с тех пор многое изменилось. Во-первых, худой пыльный обалдуй превратился в вальяжного взрослого кота, и нам уже трудно представить свою жизнь без него. Так бывает, когда встречаешь кого-то по-настоящему «своего» - будь то человек или животное. Тебе начинает казаться, что это «твое» было всегда, с самого начала времен.

Во-вторых, в нашу жизнь прочно вошли соцсети. Как и в случае с моим котом, мне кажется, что они были всегда. Давным-давно, когда кот только появился, я вела ЖЖ - собственно, именно его читатели и уговорили тогда оставить «пришельца». Но ЖЖ это не какой-нибудь фейсбук или инстаграм, ЖЖ человека, который претендовал на аудиторию, требовал текстов. Постить только картинки считалось дурным тоном. Нынешние платформы предъявляют гораздо меньше требований. Они удобны, лаконичны и оповещают о любых обновлениях практически в режиме реального времени.

В-третьих, у нас появилась возможность снимать, обрабатывать и загружать контент буквально несколькими нажатиями на экран. Хочешь - фото, хочешь - видео. И совсем неудивительно, что домашние животные - в моем случае кот - прочно прописались в наших аккаунтах. «Котики», даже если это собачки, рыбки или птички, составляют около трети популярного сетевого контента. Они милые, забавные и повышают настроение.

А еще - и это в-четвертых - мне теперь за сорок. И потому что все чаще люди смотрят на моего кота сквозь призму моего возраста.


Кот? А дети есть? Нет? Ну все понятно.

Кот? У женщины за сорок? Одинокая, наверно, точно одинокая.

Два кота? И незамужем? Ну лет через пять котов будет штук восемь.

Удивительный парадокс: все любят котиков, но при этом именно котики живут в коллективном бессознательно как символ женского одиночества и невостребованности.

Сорокалетняя тетка с котами. Сумасшедшая кошатница.

Не собачница, заметьте. Не любительница грызунов. Именно кошатница.


Страшное будущее, которое предрекают почти любой женщине за сорок: если немедленно не выйдешь замуж и не родишь ребенка, то заведешь десять кошек и умрешь в одиночестве. Причем почему-то кошки, фигурирующие в этом мрачном алгоритме, обязательно помоечные. Никто не скажет «заведешь десять мейн-кунов» или «десять бобтейлов». Говорят обычно «наберешь кошаков по помойкам».

Как же так случилось, что эти гордые, независимые, красивые и умные животные стали чем-то вроде клейма неудачницы? У моего знакомого, бытового прорицателя, обожающего пугать женщин как раз котами, есть теория. Вкратце она сводится к тому, что женщина, которая до сорока не вышла замуж, насколько никчемна, что терпеть ее способны только кошки - в силу того, что, в отличие от собак, они якобы не привязаны к людям и воспринимают их только и исключительно как способ выживания. С собакой, понимаешь, отношения. Собака требует эмоциональной отдачи. А кошки что, им по фигу, кто наполнит миску едой. Идеальный вариант для ущербной возрастной тетки, которая настолько эмоционально недостаточна, что ни замуж не вышла, ни детей не родила.

Прямо скажем, никуда не годная теория. «Прорицатель» не раз бывал виртуально бит за нее, в особенности за ту ее часть, которую можно назвать предостережением: что-то ты часто про кота своего говоришь, не знак ли это, что тебе пора заняться личной жизнью, пока не завела второго и третьего?

Все это было бы смешно, если бы не тот факт, что нас, сорокалетних «кошатниц», нет-нет да и уколют нашими же котами. Время от времени, довольно часто, я получаю вопросы: а чего вы так носитесь со своим котом? Чего вы его таскаете за собой, он вам все равно что ребенок? Материнский инстинкт реализуете? Сублимируете? Нет, он, конечно, красивый, но уж очень вы много о нем говорите, как будто пытаетесь заполнить какую-то пустоту.
Иногда мне хочется ответить: разве что пустоту в вашей голове. Но это невежливо и неправда, потому что откуда мне знать, что там, в голове постороннего человека. Поэтому я терпеливо объясняю, что зооматеринство, то есть, родительские чувства к животному и соответствующая модель поведения, это не правило, а скорее печальное исключение. Что для абсолютного большинства женщин завести кошку не равно родить ребенка. Что именно кошка, существо независимое и не поддающееся дрессуре, меньше всего годится на роль условного «ребенка».

Но ты чуть не каждый день выкладываешь фотки своего кота.

Да, потому что он красивый и фотогеничный, и мне приносит радость смотреть на эти снимки, и когда на них смотрят другие. У Карлуша выразительная морда, он умеет выглядеть уморительно или величественно, и снимать его одно удовольствие.

Но когда вас снимают вместе, ты выглядишь такой счастливой, как будто обнимаешь собственного ребенка. Во-первых, я видела довольно большое количество женщин, которые отнюдь не выглядят счастливыми, обнимая собственного ребенка. Во-вторых, почему я должна выглядеть несчастной в те моменты, когда существо, за которое я несу ответственность, демонстрирует мне привязанность и доверие? Помимо того, что это очень приятно физически - а коты приятны, и это знают все! - я испытываю некоторую гордость за себя. За то, что я взрослый человек, который неплохо справляется с однажды принятой ответственностью.
Но ты возишь его с собой, тратишь деньги на его перевозку, на документы и бог знает на что еще. Ты эмоционально зависима и не можешь прожить без своего кота и дня?

Могу. Но не хочу, потому что за те годы, что этот кот живет в нашем доме, у меня сформировались привычки. Я привыкла засыпать, чувствуя на ногах увесистое кошачье тельце. Я привыкла просыпаться от его мурчания. Когда мне грустно, кот приходит и ложится ко мне на колени, и это повышает мне настроение. Да, я не хочу обходиться без всего этого, потому что мне все это очень нравится. А еще я таскаю его за собой, когда уезжаю надолго - потому что опять-таки так я понимаю ответственность.
AD
AD
Тебе твой кот дороже людей!

А вот тут мне возразить нечего. Мой кот мне действительно дороже абсолютного большинства людей. В основном потому, что я провожу с ним гораздо больше времени, чем с кем-либо из двуногих. Я привязана к нему, я горжусь им, и он доставляет мне гораздо больше радости, чем многие люди. И уж точно меньше негатива.
Я терпеливо и по возможности благожелательно объясняла все это - до тех пор, пока не поняла две вещи.

Во-первых, бессмысленно доказывать свою женскую и человеческую состоятельность тому, кто уже давно сделал привязанность к животному маркером одиночества и неудовлетворенности.

Во-вторых, бессмысленно доказывать что-то тому, кто в отличие от меня очеловечивает кота. Да, мой кот Карлуш - это радость в чистом виде, это любовь, которую не омрачают ни траты на врачей, ни сложные перелеты, ни испорченная мебель. Я мирюсь с кошачьей шерстью по всему дому, с громкой ночной охотой на мотыльков, с испорченной мебелью. Я безропотно стираю диванные подушки и не считаю, что кота надо наказывать или в чем-то ограничивать. Но не потому что я одинокая несчастная тетка, которой негде больше взять любви и некуда деть свою потребность заботиться. Просто для меня кот - это кот, и подходить к нему с теми же мерками, что и к человеку - мягко говоря, тупо.
И, наконец, одно маленькое наблюдение: люди, полагающие, что сорокалетняя женщина с кошкой, бездетная и незамужняя, неспособна построить отношения с представителями своего вида, сами-то в этом не слишком преуспевают. Кошки, конечно, не люди, но они, как и люди, все разные. С одними складывается. С другими - нет. С кошкой можно жить душа в душу, а можно не сойтись характерами. И это не вопрос одиночества. Это вопрос «твой или не твой». Совпали или не совпали. Мне повезло. Пыльный помоечный котенок оказался абсолютно «моим».

И то, что я его люблю, и много снимаю, и выкладываю это в сеть; то, что мне нравится говорить о нем; то, что я беспокоюсь о его здоровье - все это не говорит о том, что я заполняю какую-то пустоту. Собственно, это говорит только об одном: у меня есть кот. А у вас, кто из ложного чувства собственного превосходства клеймит таких как я «сумасшедшими кошатницами» - нету.

Кстати, лайфхак: настоящее, подлинное, природное превосходство над всем сущим способны демонстрировать только кошки. Понаблюдайте. Поучитесь. А то как-то довольно неубедительно выходит.

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325