Меню

Новости

Феминизм на плечах декабристок: разбираемся с историком, как это было

Феминизм на плечах декабристок: разбираемся с историком, как это было
Споры о том, откуда пошел российский феминизм, не утихают: одни считают предвестницей российского женского движения императрицу Екатерину, давшую импульс к зарождению образования для женщин, другие предлагают отправиться за первыми феминистками в Сибирь. А именно — в Тобольск, где находится единственный в России памятник женам декабристов. Вместе с историком Юлией Аркус попробуем отправиться туда и разобраться, станет ли Тобольск столицей русского феминизма и стоит ли вообще причислять этих удивительных женщин к прогрессивному гражданскому движению.
AD
AD
Такая постановка вопроса на первый взгляд может показаться странной, ведь декабристок традиционно представляют символами патриархальных семейных ценностей — символами служения мужьям. Действительно, они уехали в Сибирь вслед за своими осужденными мужчинами и терпели вместе с ними все тяготы ссылки.

В российской культуре их поступок оценивают часто как противоположный всему, что олицетворяют собой феминизм, эмансипация и борьба женщин за равноправие. Но возможно, это справедливо только на первый взгляд. Потому что если перенестись во время, в которое жили жены декабристов, в условия, в которых им было суждено отречься от их прежнего мира — скрепы трещат по швам.

В первую очередь, здесь важно отметить одну принципиальную вещь: декабристы были сосланы в Сибирь по воле императора. Декабристкам же пришлось добиваться этого как привилегии, пойдя наперекор всем мыслимым тогда «традиционным ценностям». Они бросили вызов не только своим семьям, но и всему обществу.

Их отъезд в ссылку означал разрыв с прежней жизнью навсегда, и родители декабристок отнюдь не желали благословлять дочерей на каторжное будущее. Такой поступок предвещал утрату дворянских привилегий, невозможность вернуться домой, бессрочный тяжелый труд, ограничения на связь с внешним миром даже через письма и отсутствие свободы передвижения и после смерти мужей.

Более того, решение этих женщин означало отказ от материнских обязанностей, так как взять с собой в ссылку детей было нельзя. Рожденные же в неволе дети ссыльных приобретали статус государственных крестьян, даже несмотря на дворянское происхождение их родителей. Детей на своих родственников оставили Александра Муравьева и Наталья Фонвизина — и трудно представить, что им пришлось пережить.
Памятник женам декабристов в Тобольске
Памятник женам декабристов в Тобольске
Конечно, не все решились на такое самопожертвование. Участь ссыльных (всего в Сибирь отправили 121 декабриста, 23 из которых были женаты) разделили 11 женщин. Среди них были не только официальные жены декабристов, но и их невесты. При этом не всем пожелавшим отправиться в Сибирь женщинам удалось добиться добровольного изгнания — например, Николай I лично отказал в этом праве матери братьев Бестужевых. Спустя годы после приговора возможности отправиться вслед за осужденными добились еще семь женщин, среди которых были матери и сестры декабристов.

Жены декабристов внесли свой вклад в историю и культуру Тобольска. Вместе со своими супругами они строили здесь церкви и организовывали школы, занимались просвещением. В доме Фонвизиных воспитывались дети многих жителей города. Их дом был центром культурного притяжения: в нем устраивались музыкальные и поэтические вечера, а библиотекой могли пользоваться все желающие. Наталья Дмитриевна Фонвизина организовала нравственно-религиозный кружок, занималась благотворительностью, помогала бедным, бездомным, а также другим декабристам и их семьям. В тобольской тюрьме она навещала опального писателя-петрашевца Федора Достоевского, и там же подарила ему евангелие, с которым он не расставался до конца жизни.

Дома декабристов в Тобольске, за исключением дома Фонвизиных, не сохранились, их разрушили уже наши современники. Однако город все же помнит о добрых делах декабристов и их жен. Свою благодарность последним тоболяки выразили в бронзовом памятнике женам декабристов, который расположен у исторического Завального кладбища. Туда приходят жители города и туристы, чтобы отдать дань уважения и памяти этим мужественным людям.

Спустя полвека после декабрьского восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге поэт Николай Некрасов посвятил женам декабристов пронзительную поэму «Русские женщины». Об их историях снимали фильмы, писали научные труды, слагали песни. Может быть, сейчас поездка в Тобольск вдохновит кого-то на создание нового художественного произведения об этих отчаянных женщинах, наверное, первых в России, заявивших о своем праве самим решать свою судьбу. А возможно, Тобольск, который в свое время был столицей Сибири, когда-то станет и меккой российских феминисток, где они будут вдохновляться на борьбу за право женщин выбирать, как им жить и за какой следовать звездой. Кстати, этой осенью в городе откроют первый аэропорт и отправиться туда можно будет добровольно и не на перекладных лошадях.
Автор: историк Юлия Аркус
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325