Никита Малышев
— Никита, как Вы решились начать работать в инклюзивном театре?
— У нас детская инклюзивная театральная студия, она все-таки отличается от инклюзивного театра. С детьми я работаю давно, у меня всегда получалось находить с ними общий язык. Но до «Снов Алисы» работать именно с «особенными» детками не приходилось. Это был своеобразный вызов для меня и одновременно было очень интересно. Поэтому я согласился.
— У нас детская инклюзивная театральная студия, она все-таки отличается от инклюзивного театра. С детьми я работаю давно, у меня всегда получалось находить с ними общий язык. Но до «Снов Алисы» работать именно с «особенными» детками не приходилось. Это был своеобразный вызов для меня и одновременно было очень интересно. Поэтому я согласился.
Актеры детской инклюзивной театральной студии «Сны Алисы»
— С чего все начиналось?
— Довольно неожиданно и вместе с тем банально — с телефонного звонка. Со мной связалась Любовь Ковалёва, исполнительный директор благотворительного фонда «Семейная в помощь». Она предложила поставить спектакль с «особенными» детьми. Сама идея появилась раньше и принадлежала 16-летней Этель Симкиной.
Суть идеи — сделать театральный проект для «особенных» детей. Проект, в котором дети могут стать настоящими актерами, создателями спектакля — и играть спектакль для широкой публики. Это было ново, потому что использовать театр для развития детей придумали уже давно, но всегда дети выступали в качестве зрителей. А Этель решила, что можно попробовать наоборот.
— Довольно неожиданно и вместе с тем банально — с телефонного звонка. Со мной связалась Любовь Ковалёва, исполнительный директор благотворительного фонда «Семейная в помощь». Она предложила поставить спектакль с «особенными» детьми. Сама идея появилась раньше и принадлежала 16-летней Этель Симкиной.
Суть идеи — сделать театральный проект для «особенных» детей. Проект, в котором дети могут стать настоящими актерами, создателями спектакля — и играть спектакль для широкой публики. Это было ново, потому что использовать театр для развития детей придумали уже давно, но всегда дети выступали в качестве зрителей. А Этель решила, что можно попробовать наоборот.
Актеры детской инклюзивной театральной студии «Сны Алисы»
— Ставить спектакли с детьми — не самая простая из задач... Сложно ли вам находить подход к особенным ребятам или юные артисты легко вживаются в роль?
— Не всегда легко, но всегда интересно. На самом деле, любому ребенку всегда требуется индивидуальный подход. Раскрыть личность ребенка, его талант, обнаружить его потенциал и сделать так, чтобы он поверил в себя — задача сама по себе не простая. Но если ты любишь детей и свое дело, то неважно с какими детьми ты работаешь, с особенностями или без.
— Не всегда легко, но всегда интересно. На самом деле, любому ребенку всегда требуется индивидуальный подход. Раскрыть личность ребенка, его талант, обнаружить его потенциал и сделать так, чтобы он поверил в себя — задача сама по себе не простая. Но если ты любишь детей и свое дело, то неважно с какими детьми ты работаешь, с особенностями или без.
Актеры детской инклюзивной театральной студии «Сны Алисы»
— Родители детей не пытаются встревать в репетиции? Присутствуют ли они на репетициях?
— Мы достаточно гибко подходим к выстраиванию отношений с родителями, но ориентируемся всегда на реакцию детей и их комфорт. Когда ребенок только начинает заниматься в студии, ему может быть сложно без родителей, да и родители очень волнуются (и это волнение передается ребенку). Поэтому в начальный, адаптационный период присутствие родителей допускается. Но потом, как показывает практика, это присутствие начинает мешать процессу, некоторым детям сложно открываться в присутствии родителей.
Что же касается самой работы над спектаклем, то внести свои предложения могут все — и родители тоже. Ведь они так или иначе тоже участники творческого процесса, и их мнение важно. Правда, финальное решение всегда остается за мной.
— Мы достаточно гибко подходим к выстраиванию отношений с родителями, но ориентируемся всегда на реакцию детей и их комфорт. Когда ребенок только начинает заниматься в студии, ему может быть сложно без родителей, да и родители очень волнуются (и это волнение передается ребенку). Поэтому в начальный, адаптационный период присутствие родителей допускается. Но потом, как показывает практика, это присутствие начинает мешать процессу, некоторым детям сложно открываться в присутствии родителей.
Что же касается самой работы над спектаклем, то внести свои предложения могут все — и родители тоже. Ведь они так или иначе тоже участники творческого процесса, и их мнение важно. Правда, финальное решение всегда остается за мной.
Актеры детской инклюзивной театральной студии «Сны Алисы»
— Как выбираете постановку? К примеру, почему решили взять сказку Льюиса Кэрролла?
— Сказку Льюиса Кэрролла предложила Этель, она хотела не просто сделать инклюзивную детскую театральную студию, а сразу же поставить именно это произведение. Далее у нас выработался уже некий алгоритм работы: я приношу на выбор несколько произведений, и мы с детьми обсуждаем каждое, чтобы выбрать наиболее интересное для них. Получается, что окончательный выбор за детьми, и это правильно, ведь важно, чтобы детям нравилось это произведение и им хотелось его воплощать на сцене.
— Сказку Льюиса Кэрролла предложила Этель, она хотела не просто сделать инклюзивную детскую театральную студию, а сразу же поставить именно это произведение. Далее у нас выработался уже некий алгоритм работы: я приношу на выбор несколько произведений, и мы с детьми обсуждаем каждое, чтобы выбрать наиболее интересное для них. Получается, что окончательный выбор за детьми, и это правильно, ведь важно, чтобы детям нравилось это произведение и им хотелось его воплощать на сцене.
Никита Малышев с актерами детской инклюзивной театральной студии «Сны Алисы»
— Какие спектакли планируются в новом сезоне?
— Что именно мы будем ставить, я пока не скажу, не стану раскрывать этот секрет. Но, конечно, мы будем продолжать играть и «Сны Алисы», и «Колыбельную Пушкина». Плюс, в связи с увеличением количества детей в студии, в этом сезоне планируется несколько новых постановок.
Мы расширяемся и набираем детей в студию не только в Москве, но и в городе Долгопрудном. В новом учебном году мы вместе с МОО РОО «От сердца к сердцу» будем развивать работу с инклюзивной группой в театре в Долгопрудном и близлежащих к нему районах Московской области. Набор в студию еще открыт. Приглашаем всех желающих!
— Что именно мы будем ставить, я пока не скажу, не стану раскрывать этот секрет. Но, конечно, мы будем продолжать играть и «Сны Алисы», и «Колыбельную Пушкина». Плюс, в связи с увеличением количества детей в студии, в этом сезоне планируется несколько новых постановок.
Мы расширяемся и набираем детей в студию не только в Москве, но и в городе Долгопрудном. В новом учебном году мы вместе с МОО РОО «От сердца к сердцу» будем развивать работу с инклюзивной группой в театре в Долгопрудном и близлежащих к нему районах Московской области. Набор в студию еще открыт. Приглашаем всех желающих!