Меню

Здоровье

Первый класс: всему свое время

Первый класс: всему свое время
В последние десятилетия за школьную парту взрослые усаживали сотни тысяч первоклашек-шестилеток. К сожалению, у медиков, и педагогов немало данных, что эксперимент не удался. Хороший интеллектуальный потенциал – далеко не всё. Ребёнок должен ещё созреть для школы и физически, и психологически. А зрелость по этим параметрам у большинства ребят наступает лишь к 7 годам. Поэтому становиться школьником ребёнку лучше всего именно в этом возрасте. Однако школьные проблемы могут быть и у семилеток. Как их преодолеть?
AD
AD
Нередко возраст первоклассника – период психологического кризиса: возросшие интеллектуальные возможности, с которыми, вроде бы, учиться, учиться и учиться, ребёнок пока может удовлетворить лишь специфическими дошкольными способами – в форме игры. Усадив его за парту, взрослые создают почву для неблагоприятных учебных ситуаций.

Ситуация № 1, дошкольно-игровая

Самая типичная для первоклашек. Школьный кодекс правил поведения такие малыши (их в каждом классе набирается примерно 25 %) отвергают сходу, взамен устанавливая свой собственный – игровой. Ошибок они совершенно не замечают. А если учитель укажет, ответят, что так, с ошибкой, даже лучше. Могут вставать в середине урока и ходить по классу. Или затеять игры с соседом по парте – что называется, «выпасть» из урока. Дома такие первоклашки также часто не принимают ограничений со стороны взрослых членов семьи.

Замечания, одергивания, наказания, метод кнута и пряника на этих ребят чаще всего не действуют и обычно только усугубляют и без того непростую ситуацию. А если педагог или родители ужесточают репрессии, перед ребёнком одновременно открываются 3 перспективы: попасть в злостные хулиганы, незнайки или на приём к невропатологу. Между тем у семилетних мальчиков и девочек эти проблемы возникают значительно реже.

Ваши действия

Отдавая ребёнка в первый класс, обязательно поинтересуйтесь, владеет ли учитель методикой дидактических игр (игровых форм обучения), и обеспечьте малышу возможность играть дома – тогда он меньше будет отвлекаться на уроках!

Ситуация № 2, коммуникативная

Это установка на общение, которую ребёнок переносит в школу из домашних отношений. Тогда в учителе, так же как в маме, бабушке или любом другом взрослом, он видит, прежде всего, собеседника и совершенно не воспринимает его как педагога. К заданию приступает только после персонального обращения, а стоит учителю выйти из класса, сразу же бросает работу. И чего только не изобретает, чтобы привлечь к себе внимание! Может перебить вопросом не по теме (ведь интереса к содержанию учёбы ещё нет), раскапризничаться, наябедничать на одноклассника, напрашиваясь на жалость и одобрение. Дружба с другими детьми у «коммуникативного» ребёнка никак не клеится, да он и не нуждается в ней (один из важнейших признаков подобной ситуации). Зато если взрослый не замечает его попыток выделиться или, хуже того, наказывает за них, поведение становится всё более вызывающим, реакции – негативными. Помочь ребёнку преодолеть кризис можно, лишь уяснив, что корень проблемы – в малолетстве, наложившемся на определённые личностные особенности, плюс дефицит внимания в семье. Такого рода сложности возникают у домашних малышей, чьё воспитание загруженные работой родители перепоручили бабушкам, а также после появления младшего ребенка. Если это событие пришлось на шестилетний возраст старшего, дождитесь, когда ему исполнится 7 полных лет, и только тогда отдавайте в школу.

Ваши действия

Больше общайтесь с ребёнком дома, помогите найти друзей для игр, запишите в театральный или танцевальный кружок, на занятия художественным словом – короче говоря, туда, где он сможет реализовать потребность выделиться, быть на виду.

Ситуация № 3, псевдоучебная

Чем младше ребёнок, тем труднее ему отделить главное от второстепенного. Обязанность дежурного вытереть доску и умение сидеть за партой, определённым образом сложив руки, могут показаться важнее, чем поиск решения задачи. В итоге формальная сторона новой роли ученика становится выше содержательной. Внешне «псевдоученик» кажется идеальным школьником. У него всегда аккуратные тетради, он ничего не забывает, в точности выполняет указания учителя: столько-то клеточек отступить, написать столько-то букв, выдержать такой-то наклон. Но подчёркнутая старательность сопровождается интеллектуальной робостью. В присутствии взрослого ребёнок пассивен, ждет подсказок и не пытается решить задачу сам. Словом, «псевдоученик» способен лишь подражать, но не умеет самостоятельно думать. Причина такого формально-исполнительного отношения к учёбе – в авторитарном стиле семейных отношений. Если для родителей главное, чтобы ребёнок во всём их слушался, его мнение не учитывается, а инициатива наказуема, то и в школе он ведёт себя так же, как его научили дома. Ведь в 6 лет перестроиться на диаметрально противоположный стиль поведения очень трудно, и необходимость резкой смены ориентиров усугубляет свойственный этому возрасту психологический кризис, приводя к срывам, «неудам» и неврологическим проблемам. Выход из этой ситуации один – демократизировать семейные устои.

Ваши действия

Не забывайте играть с ребёнком, читайте ему сказки, обязательно обсуждайте прочитанное, беседуйте о школьной жизни, обращая внимание на то новое, чему он научился, а уж если что-то просите сделать в приказном порядке, объясните смысл распоряжения.

Текст: Ирина КОВАЛЁВА, педиатр

Источник: журнал "Здоровье школьника", сентябрь 2013
Журнал "Здоровье школьника" - единственный журнал для родителей, ориентированный на возрастную категорию детей от 6 до 17 лет.

Самая современная и полезная информация по всем вопросам, касающимся развития, питания, обучения детей. Советы и консультации психологов, врачей, педагогов.

Ссылки по теме:

Каким карандашиком в прописи писать – большим или маленьким?
Форум "Детская психология и развитие"
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325