Мария Елисеева
Ошибки, которые совершают родители, когда учат читать
Сегодня родители стремятся обучать ребенка иностранному языку с раннего возраста. Конечно, можно пригласить репетитора или отвести малыша в лингвистическую школу, но для этого требуются финансовые вложения и время.
Если нет возможности обратиться к профессионалу, осваивать иностранную речь можно и дома. Делать это нужно грамотно, иначе легко наломать дров. Стремясь помочь ребенку, родители совершают ошибки, которые впоследствии негативно влияют на результат.
Стимулируют ребенка заучивать тексты наизусть
Многие папы и мамы в свое время учили английский методом заучивания фраз и топиков, не всегда вникая в их смысл. Этого они требуют и от ребенка. Современный подход ориентирован на понимание устной речи, восприятие и обратную связь, что делает говорение осознанным. Чтение также необходимо, но оно не должно быть первоочередным.
Учат с ребенком сначала буквы, а потом звуки
Буква в языке может обозначать несколько звуков в зависимости от позиции в слове. Если просто учить с малышом алфавит, он не сможет правильно читать. Сначала познакомьте ребенка со звуками, научите понимать устную речь. Тогда на примерах уже изученных слов вы сможете продемонстрировать, какой звук означает одна и та же буква в разных позициях.
Делают акцент в обучении на переводе текстов
Чтение и перевод — один из наиболее легких способов проверить, усвоил ли малыш новую лексику и насколько он понимает смысл фраз и предложений. Но эти методы не предполагают обратной связи. Если необходимо узнать, насколько понял ребенок прочитанное, задайте ему вопросы по теме на иностранном языке. Так вы одновременно практикуете устную речь и не создаете барьер, который мешает полностью погрузиться в языковую среду.
Сегодня родители стремятся обучать ребенка иностранному языку с раннего возраста. Конечно, можно пригласить репетитора или отвести малыша в лингвистическую школу, но для этого требуются финансовые вложения и время.
Если нет возможности обратиться к профессионалу, осваивать иностранную речь можно и дома. Делать это нужно грамотно, иначе легко наломать дров. Стремясь помочь ребенку, родители совершают ошибки, которые впоследствии негативно влияют на результат.
Стимулируют ребенка заучивать тексты наизусть
Многие папы и мамы в свое время учили английский методом заучивания фраз и топиков, не всегда вникая в их смысл. Этого они требуют и от ребенка. Современный подход ориентирован на понимание устной речи, восприятие и обратную связь, что делает говорение осознанным. Чтение также необходимо, но оно не должно быть первоочередным.
Учат с ребенком сначала буквы, а потом звуки
Буква в языке может обозначать несколько звуков в зависимости от позиции в слове. Если просто учить с малышом алфавит, он не сможет правильно читать. Сначала познакомьте ребенка со звуками, научите понимать устную речь. Тогда на примерах уже изученных слов вы сможете продемонстрировать, какой звук означает одна и та же буква в разных позициях.
Делают акцент в обучении на переводе текстов
Чтение и перевод — один из наиболее легких способов проверить, усвоил ли малыш новую лексику и насколько он понимает смысл фраз и предложений. Но эти методы не предполагают обратной связи. Если необходимо узнать, насколько понял ребенок прочитанное, задайте ему вопросы по теме на иностранном языке. Так вы одновременно практикуете устную речь и не создаете барьер, который мешает полностью погрузиться в языковую среду.
Продвинутые родители стараются уже с 2-летнего возраста учить ребенка иностранному алфавиту, полагая, что это поможет ему быстрее освоить навык чтения. И напрасно.
Изучать азбуку с ребенком можно в 4-5 лет или в любом другом возрасте. Но делать это нужно после того, как малыш начнет понимать бытовую речь и правильно произносить звуки. Не важно, в каком возрасте вы приступили к занятиям. Развивайте понимание, говорение, а затем беритесь за алфавит.
Есть несколько эффективных методик, применив которые, можно научить малыша грамотно читать на иностранном языке.
• Фонологический метод. Изучая букву алфавита, рассказывайте, как правильно произносить ее в разных буквосочетаниях. Например, в английском языке произношение и написание слов могут сильно отличаться. Фонологический метод создает акцент на правильном произнесении слова, даже если ребенок впервые знакомится с ним.
• Методика целых слов. Чтение фонем опускают и сразу переходят к словам. Начинайте с коротких, затем приступайте к более сложным. Постепенно дети усваивают закономерности в произнесении буквосочетаний и учатся различать их в новых словах.
• Алфавитный метод. Не самый эффективный: если не фокусироваться на том, как называются буквы в алфавите, чтение не станет для малыша уверенным навыком.
• Методика целых слов. Чтение фонем опускают и сразу переходят к словам. Начинайте с коротких, затем приступайте к более сложным. Постепенно дети усваивают закономерности в произнесении буквосочетаний и учатся различать их в новых словах.
• Алфавитный метод. Не самый эффективный: если не фокусироваться на том, как называются буквы в алфавите, чтение не станет для малыша уверенным навыком.
Вызубрив с ребенком алфавит, вы не научите его читать, ведь в азбуке буквы называются иначе, чем звучат в словах. Даже в русском языке «бэ» в слове «баба» произносится как «б», а «мягкий знак» и вовсе лишь смягчает предыдущий звук.
Изучая отдельную букву, окружите ее языковой средой. Ребенок должен узнать, какие звуки она обозначает, в каких уже известных ему словах встречается.
Можно выучить с малышом песенку, посвященную различным буквосочетаниям, посмотреть мультфильм.
Максимально задействуйте игровой подход. Предложите ребенку указать на предметы, в названии которых в иностранном языке встречается эта буква, разложите перед ним карточки с рисунками и словами. Для отработки навыков чтения используйте книги с картинками. Чтение — важный навык в процессе изучения иностранного языка, но не основной. Начинайте с умения воспринимать речь, и правильно произносить звуки. Когда ребенок начнет вас понимать, говорить короткими фразами, можно постепенно знакомить его с буквами, их написанием и звучанием.
Можно выучить с малышом песенку, посвященную различным буквосочетаниям, посмотреть мультфильм.
Максимально задействуйте игровой подход. Предложите ребенку указать на предметы, в названии которых в иностранном языке встречается эта буква, разложите перед ним карточки с рисунками и словами. Для отработки навыков чтения используйте книги с картинками. Чтение — важный навык в процессе изучения иностранного языка, но не основной. Начинайте с умения воспринимать речь, и правильно произносить звуки. Когда ребенок начнет вас понимать, говорить короткими фразами, можно постепенно знакомить его с буквами, их написанием и звучанием.