Меню

Покупки

«Я первый» - что делать родителям?

«Я первый» - что делать родителям?
Все родители мечтают о том, чтобы их дети крепко дружили, поменьше ссорились, уважали друг друга, а в семье стоял мир и покой. Но далеко не редкой является ситуация, когда братья и сёстры не ладят между собой. Между ними возникает соперничество, желание быть лучшим и первым во всём: в игре, в учёбе, в глазах мамы и папы.
AD
AD
Порой доходит и до того, что детишки совсем не понимают порядка очередности. Каждый хочет первым нажать кнопку в лифте, попробовать конфету, бросить кубик и даже задуть свечи на чужом дне рождении. И частенько заходятся в истерике, если им этого не удается. С такими детьми родителям весьма непросто, а еще сложнее другим детям.

Проблемам сиблингов (от англ. Siblings – это родные братья и сестры, у которых общие родители) психологи уделяют внимание с 19 века, и до сих пор нет четких правил и указаний, как именно поддерживать благоприятные взаимоотношения между ними. Здесь все индивидуально. Почему та или иная проблема возникает, зависит от разницы в возрасте между детьми, от количества детей в данной семье, от стиля воспитания, от их темперамента и других индивидуальных особенностей. Например, чем меньше возраст между сиблингами, тем острее будет конкуренция. Дети одного пола также намного больше соперничают между собой.

Когда желание ребёнка быть самым-самым касается какой-то деятельности (учеба, танцы, спорт), то желание быть первым, то есть лучшим, это очень хорошо, и даже полезно! Это желание ведёт ребёнка к успеху. Но в случае, когда дети хотят быть первыми только в мелочах, и им не нужны для этого ни старания, ни знания, - такая ситуация нуждается в некоторой коррекции воспитания. Родителям стоит задуматься, не излишне ли они стимулировали ребёнка на успех. Возможно, он решил, что первым быть хорошо, а вторым плохо? Не редки случаи, когда и родители (и бабушки, и дедушки) во всем подчиняются только интересам ребёнка. И получается, что из здорового эгоизма, который вполне допустим у всех детей, поведение ребёнка перерастает в эгоцентризм. Соответственно, при появлении второго ребенка, первый будет пытаться вернуть всеобщее внимание любыми способами.

Если в общем ситуация не является тревожной и напряжённой для всех членов семьи, то можно обратить такую проблему в игру. Например, Саша первым получает сок, а Петя печенье. Или попробовать предложить детям обоим первыми открывать двери, чистить зубы. Можно, и даже нужно, заранее установить очередность ежедневных дел, своего рода правила игры, менять эту очередность, включая в процесс всех членов семьи.

В ситуации же острого соперничества между детьми, когда ребенок постоянно испытывает желание быть первым всегда и во всем, а, не достигнув задуманного, сердится и даже устраивает истерики, - уже идет речь о недостатке внимания. Дети перетягивают одеяло родительской любви и испытывают ревность к своему брату/сестре. Тот, кто выполнил что-либо первым, всегда заметен, и ему достается больше внимания. Соответственно, нам, родителям, необходимо грамотно распределять свою любовь и внимание к каждому ребенку. И главное здесь качество, а не количество!

Одной из главных ошибок родителей в семье с двумя и более детьми, является их одинаковое отношение ко всем малышам. Но ведь даже близнецы всегда имеют разный характер, что уж говорить о других братьях и сёстрах. Любим мы детей одинаково, но проводить с ними время, продумывать совместную деятельность, необходимо исходя из особенностей и потребностей конкретного ребенка. Дайте каждому то, что нужно именно ему. Одним нужны прикосновения, другим похвала, третьим подарки. «Язык» детской любви родитель может и должен улавливать. Ну а совместное времяпрепровождение необходимо каждому ребенку. Пусть это будет непродолжительное время, но уделяемое лишь ему одному.

Во-вторых, у ребенка должны быть свои игрушки и свое пространство. То есть ситуация, когда все игрушки общие, к сожалению, напоминает детский дом; пусть совсем немного игрушек будет личных – помните, искренне делиться может только тот, у кого есть своя собственность! То же самое и со своей территорией, как и любому человеку, ребенку необходим хотя бы свой уголочек. Так мы приучаем ребенка к самостоятельной будущей жизни. Ведь нередко бывает, что дети из многодетных семей не могут построить свою отдельную семью.

В-третьих, необходимо избегать привычку сравнивать кого бы-то ни было, особенно сиблингов, между собой. Замечания типа: «А Вася так хорошо справляется в школе, надо бы и тебе подтянуться», «Как хорошо Даша кушает, а ведь она тебя младше!», - обостряют соперничество в разы. При этом никогда нельзя говорить, что кто-то хуже, а кто-то лучше. Все это рождает не только ревность, но и ощущение собственной неполноценности, которое может остаться в детской душе на многие годы. Развивайте и поощряйте особенные качества каждого ребенка, цените его неповторимую личность. В семьях с постоянными сравнениями дети будут конкурировать между собой вплоть до взрослого возраста, им будет хотеться непременно первыми добиться признания, успеха.

В-четвертых, постарайтесь не вмешиваться, если в этом нет необходимости. Порой дети сами успешно разбираются в своих конфликтах. Опыт, который дают ребенку детские конфликты, способен облегчить ему общение со сверстниками, подготавливает детей к взрослой жизни, к построению карьеры и предстоящей личной жизни. Но, бывает, дети устраивают «показательные выступления» так как видят, что взрослые тут же заводятся. Посмотрите, а возникают ли подобные ситуации в ваше отсутствие?

В-пятых, научите ребенка выражать свои чувства. В этом случае вы и сами будете точно знать, а не гадать, что происходит в душе у ребенка. Возможно, он испытывает стресс из-за ситуации с братом/сестрой, и даже чувствует ненависть. Как же научить их правильно выражать? Нет ничего лучше собственного примера. Я-сообщение, когда взрослый четко словесно выражает, что именно он чувствует в данный момент, поможет вам наладить мир в семье. Ведь если нам сложно порой разобраться в психике ребенка, то дети иногда совсем не в курсе, что мама, оказывается, переживает (например, если она при этом злится).

Рассмотрим также ситуацию, когда у ребенка, желающего быть первым всегда и во всем, не вышло совершить задуманное. Вы, или его брат/сестра, нажали кнопку в лифте, в подъезде, вперед него; взяли десерт, открыли подарок. И тут ребенок закатывает истерику. Не спешите поддаваться таким манипуляциям и торопиться всё переделать, закрепляя нежелательное поведение. В случаях бурного эмоционального всплеска у детей – самое главное, сохранять спокойствие, терпение. Ровным голосом (глубоко подышав, успокоив посылы своего раздражения) нам необходимо воспользоваться техникой активного слушания. И, присев на уровень ребенка, прежде всего, постараться точно отразить, утвердительным предложением, что именно сейчас чувствует ребенок. Например: «Ты злишься. Тебе обидно». Далее родитель замолкает, дабы показать ребенку что его слушают, понимают, ценят. Чудеса активного слушания подробно описаны Ю.Б.Гиппенрейтер. Ребенок как минимум получит необходимую долю качественного внимания к его чувствам и эмоциям, а как максимум, впоследствии и вовсе перестанет «взрываться».

Итак, для того, чтобы ребенок в семье, где детишек двое и больше, не пытался быть первым и лучшим на каждом шагу, прежде всего, необходимо удостовериться, что чадо получает необходимое ему количество внимания, родительской любви и теплоты. Тогда его поведение не будет ограничиваться лишь целью собрать зрителей, обратить на себя побольше внимания, сначала родителей, потом воспитателей, учителей, друзей. В семье, где каждому ребенку всего хватает, где царит комфортная психологическая атмосфера, дети с интересом и с удовольствием проводят время друг с другом. Помните, если с раннего детства прививать любовь и уважение к себе и друг к другу, ваши дети будут идти рука об руку возможно всю жизнь!
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325