Меню

Покупки

Дети до года. Правильно ли говорит мой ребенок?

Дети до года. Правильно ли говорит мой ребенок?
В жизни здорового ребенка логопед появляется на 4-5-м году жизни: зачем корректировать речь до того, как ребенок научится говорить? Спешим удивить: речь формируется уже с первых дней жизни. И буквально через месяц после рождения малыша есть повод задать себе вопрос: правильно ли он «говорит» - выстраивает коммуникацию с окружающей средой, и правильно ли формируется его речь в целом?
AD
AD
Чаще всего родители обращаются к логопеду, когда надо скорректировать произношение малыша: звук «л» западает или «р» не выговаривается. Однако, коррекция работы речевого аппарата - это вершина айсберга.

В первую очередь логопед занимается вопросом «программирования» речи в мозге: как она зарождается и развивается, как мы учимся связно высказывать свои мысли, как мы подбираем слова для выражения тех или иных чувств, описания событий и действий. Этот процесс «программирования» запускается еще в перинатальном периоде. Мы призываем вас отслеживать все этапы формирования речи у ребенка, чтобы при тех или иных отклонениях вовремя принять меры.

Младенчество: общение с первых дней

Первое слово в норме человек произносит к концу первого года жизни. Однако, общение начинается задолго до этого момента. Уже в первый после рождения месяц ребенок обучается интонировать: плач типа «я голодный» и плач «у меня болит живот» – это звуки, наполненные разной интонацией. И пусть пока эти нюансы способна с точностью расшифровать только мама: это важны подготовительный этап к полноценному общению.

- 2-ой месяц: с этого времени общение включает в себя мимические движения. Малыш начинает улыбаться. К выражению радости подключаются ручки и ножки: он размахивает руками не рефлекторно, как раньше, а от радости, привлекая к себе внимание.

- 3-4-ый месяц – ребенок обучается различать голоса близких людей и сам начинает гулить. Гуление – это фантастический набор звуков. Во всем мире дети гулят одинаково: этот универсальный младенческий язык содержит звуки всех языков мира. По мере взросления из этой насыщенной палитры ребенок будет выбирать те звуки, которые характерны для его языковой среды. Звуки, не задействованные в родном языке, постепенно будут уходить из использования. Вместе с гуление у малыша происходит мощный всплеск эмоционального общения: ему интересно взаимодействие со взрослым, он счастлив проявлениям родительского внимания. В зависимости от того, насколько интенсивно окружающая среда реагирует на его интерес, потом будет строиться его способность самовыражения (ведь любой навык развивается только в случае, если он востребован). Поэтому на этом этапе развития ребенку очень важно общение. Изоляция на 3-4-м месяце жизни (в силу болезни или социальных особенностей семьи) с большой вероятностью ведет к задержке эмоционально-личностного развития и, как результат, к нарушениям речи.

Основания для беспокойства

Любые нарушения, описанные в этом и следующих разделах, не дают основания для постановки какого-то диагноза. Возможно, это временная аномалия, и она пройдет. А может быть, это сигнал о какой-то серьезной патологии. Если вы заметили какие-то тревожные «звоночки» из списка, - это повод проконсультироваться со специалистом (или с несколькими специалистами).

- ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого;
- неинтонированный плач: однообразный характер крика;
- отсутствие подготовительного кряхтения перед криком: в норме ребенок должен «настроиться» на плач, раскачаться – и только потом закричать;
- однообразное гуление: в норме гуление – это нечто очень мелодично-певучее, «инопланетные» песенки на почве беспричинной радости. Если гуление монотонное, как заевшая пластинка, есть повод для обращения к специалисту.
- Не улыбается и не смеется, нет адекватной реакции на речь окружающих. В норме, если с ребенком разговаривают ласково, он улыбается, а если кто-то в доме ругается – плачет.

7-10 месяцев: первый лепет

Пришло время активного изучения окружающих предметов: к 10-му месяцу ребенок начинает ползать, он берет игрушки, рассматривает их и обязательно тащит в рот. В речи этот период знаменуется первым лепетом – его так и называют: лепетная речь. Ребенок отбирает звуки своей языковой среди, в его речевом арсенале появляются слоги, которые он с удовольствием повторяет: «Ба – ба», « тя – тя» и т.д. Лепетная речь бывает отраженной (ребенок повторяет звуки за взрослыми) и так называемый самолепет – малыш выдает в эфир комбинацию освоенных звуков.

Основания для беспокойства

- полное отсутствие лепета или резкая его ограниченность. Нет отраженного лепета, то есть ребенок не повторяет слоги за взрослыми.
- не выполняет простые словесные команды: «Посмотри, где мама?»
- отсутствие игровой деятельности: взрослый показывает, как играть погремушкой, а ребенок не повторяет его действий.

10-12 месяцев: озвучь свои желания!

К этому возрасту маленький человек приобретает возможность выражать свои мысли речью. Как правило, все начинается с выражения желаний в эмоционально значимой ситуации: «дай!», «мама!» (приди), «папа» (обрати на меня внимание) и т.д. Ребенок активен в освоении нового и счастлив продемонстрировать навыки (обними, поцелуй, давай поиграем в ладушки – стоит попросить, и он готов на все!)

На данном этапе одно слово может выражать десяток различных понятий: например, «дай» - это и дай, и возьми, и приди, и уйди, и даже сказку почитай. Пока это нормально: не требуйте, чтобы ребенок быстро научился по-разному объяснять свои желания.

Основания на беспокойства

- не реагирует на свое имя;
- нет лепетных слов («мама», «баба», «дай» и т.д.).

За помощью

В случае, если есть те или иные коммуникативные сложности, важно вовремя обратиться к специалисту. Необходимо пройти обследование у невролога и отправиться на консультацию к логопеду. Невролог диагностирует психофизическое здоровье ребенка и при необходимости назначит обследование и лечение, логопед же оценит речевое развитие ребенка и займется коррекцией речевой функции. Кроме того, большим подспорьем в работе над здоровьем ребенка будет помощь остеопата. Врач-остеопат с помощью мягких мануальных техник поможет телу преодолеть и изменить накопленные нарушения.

Выбирайте грамотного специалиста, который готов понятно разъяснить вам проблему и действовать здесь и сейчас, не откладывая коррекцию на потом (когда ситуация станет еще более запущенной). В некоторых случаях выжидательная тактика действительно срабатывает: те или иные нарушения проходят сами. Но в значительно большем проценте случаев патология прогрессирует, и чем раньше начато лечение, тем эффективнее оно будет. Поэтому если тот или иной специалист рекомендует подождать (ребенок еще мал, корректировать рано), а вы однозначно видите разницу в развитии своего малыша с другими детьми, или вас что-то настораживает, я предлагаю собрать другие мнения специалистов. Ищите ответы, будьте настойчивы, и это рано или поздно такая тактика даст результаты. В зависимости от ситуации, логопедическое воздействие может начинаться буквально с первых месяцев жизни.

Виктория Краснова, врач-невролог, врач-остеопат, логопед (нейродефектолог, нейропсихолог), врач лечебной физкультуры и спортивной медицины, клиники "OsteoPolyClinic".
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325