Летние каникулы ребенка-дислексика

Родители дислексиков мучили своих детей весь учебный год уроками и страдали сами. Теперь с нетерпением ждут каникул, чтобы хотя бы на время забыть занятия чтением и письмом со своими детьми, как страшный сон. И это ошибка!

Летние каникулы ребенка-дислексика

Так что же делать? Как совместить занятия и отдых? Как добиться за лето прогресса, но не замучить ребёнка?

Ответы на эти вопросы легче найти, если понимать, что ошибки появляются не сами по себе, а являются следствием недостаточного развития некоторой функции, способности, или особенностей восприятия и обработки информации. При этом процессы чтения и письма – сложные и комплексные, состоят из разных этапов, и важно выявить, какой именно этап вызывает трудности у ребёнка (определить тип нарушения). И заниматься развитием именно в этом направлении. Тогда 5 минут радостных занятий в новой обстановке дадут гораздо больший эффект, чем 2 часа страданий над уроками.

Какими могут быть занятия?

Если у ребёнка зрительно-пространственная дислексия:


Будут полезны танцы, сёрфинг, тайцзицюань, любые спортивные занятия, где развивается координация движений, умение управлять своим телом осознанно и чётко, выполнять заранее заданные последовательности движений. Даже игры в мяч и многие незаслуженно забытые так называемые «дворовые» игры будут способствовать развитию определённых зон мозга, которые, как ни странно, и в процессах чтения и письма тоже задействуются.

Полезны будут различные игры с элементами разных цветов (мозаики из цветных камней, игры с разноцветными карточками, даже рассматривание живых цветов и нахождение похожих образов). Обводить контуры разных изображений и букв, угадывать нарисованные пальцем буквы и геометрические фигуры на спине, собирать паззлы (лучше с крупными яркими деталями). И даже ходить по большой нарисованной на песке восьмёрке два раза вправо и три раза влево.

Если у ребёнка фонетико-фонематические нарушения:

Научите его играть в «бочку-почку». Вы кидаете ребёнку мячик (небольшой, размером с апельсин), и называете слово. Например, «бочка». Ребёнок должен поймать мяч и бросить его вам, одновременно назвав слово с заменой звука «б» на звук «п». В данном случае получается «почка». Вы снова кидаете мяч и так продолжаете: бар-пар, бас-пас, бабочка–папочка и т.д. Обычно эта игра нравится детям, хотя и требует некоторой подготовки от родителей. Нужно заранее придумать такие слова, чтобы при замене буквы получалось бы именно существующее слово, а не просто набор букв. Разные фонемы – это не только разные звуки, а именно смыслоразличительные единицы. И такая игра помогает детям натренировать способность эти разные единицы языка замечать, слышать, подбирать.

Если играть несколько дней в слова с заменой звуков «б-п», потом «д-т», потом «з-с», потом других, и гласных, и согласных (за одну игру только одна пара, не запутывайте ребёнка, особенно в начале занятий), то будет и не скучно, и полезно.

И радость, и пользу такому ребёнку принесут также любые занятия музыкой: уроки игры на разных инструментах, посещение концертов, пение в хоре. Игры на тренировку чувства ритма.

Отдельно нужно развивать умение слышать звуковые различия сквозь лёгкий шум (часто дислексики испытывают с этим сложности, а в школе на уроках бывает и довольно шумно). Например, когда пойдёте на детское мероприятие, устройте игру: чтобы ключевое слово, сказанное вами в любой момент, ребёнок услышал и заметил – тогда получит маленький приз. Тренировка внимания, слуха, положительное подкрепление.

Если у ребёнка семантический вариант дислексии:

Связывайте знаки и смыслы. Лепите, рисуйте, создавайте символы и схемы действий вместе с ребёнком. Вы порадуетесь их креативности!

Полезны будут игры, где надо подобрать карточки с картинками к разным словам. Полезно рисовать смыслы абстрактных слов (это могут быть целые картины). Обсуждать с детьми смыслы (и при этом больше слушать ребёнка, меньше говорить самим). Называть последовательность отдельных звуков (например, м-а-ш-и-н-а) и просить ребёнка назвать слово целиком – в такую игру можно по паре минут играть и в дороге, и в процессе приготовления ужина. Читать слова только наполовину: только начало или только последние 3-4 буквы слова – хотя бы даже в вывесках при прогулке по городу.

Если вы с ребёнком каждый день, пусть понемногу, но весело и радостно играете (подбирая игры под задачу), уделяете ему доброе внимание, время, ласку, то с ним вполне можно договориться на пару простых упражнений в день.

Любому дислексику полезно отдельно раз в день обвести строчку букв в прописях – именно немного, одну строчку, и лучше для начала – именно обводить (продаются прописи, где буквы нанесены точками на всю строку). Пусть привыкает и видеть, и писать буквы красивыми. Но не перегружайте! Одна строчка в день, но в спокойной обстановке – достаточно. И еще раз в день – одно предложение (начиная с 2-3 слов, постепенно наращивая) переписать, предварительно ритмично прочитав вслух по слогам.

Не надо заставлять таких детей переписывать упражнения, в которых допущены ошибки, надо давать такие упражнения, в таком объеме, чтобы дети могли выполнить их без ошибок. Хоть три буквы сначала – но правильно. Потом чуть больше – и снова правильно. Закрепляя даже на уровне нейронных путей этот опыт. И постепенно наращивая сложность – в таком темпе, чтобы задания были всё время в зоне ближайшего развития, но не чрезмерными. Чтобы ребёнок видел, что у него есть прогресс, и заслуженно слышал: «Ты молодец! Ты смог!» Ему это так важно после постоянных упрёков во время учебного года.
Помните, что для дислексика чтение и письмо – это очень энергозатратные процессы. И если начинает зевать или нервничать – это он не пытается отлынивать от занятий, а действительно устал. Дайте отдохнуть и предложите поиграть. Например, в одну из игр, описанных выше.

Эксперт: Светлана Дорофеева, лингвист (МГУ им. Ломоносова)

Подарки и скидки для наших читателей

Ссылки по теме:

День, когда я перестала торопить своего ребенка

Читайте нас в Facebook, Instagram, Viber

Рассказать друзьям