Меню

Покупки

Советы психотерапевта для родителей подростков

Советы психотерапевта для родителей подростков
Подростковый возраст характерен своей непредсказуемостью. В связи с этим новой информации о том, а «что же с ними делать – с этими детками?», никогда не бывает слишком много. Поэтому сегодня семейный консультант Павел Лачёв делится наблюдениями из своего опыта.
AD
AD
Для удобства разделим жизнедеятельность нашего подростка на условные сферы: учёба, поведение в школе, отношения со сверстниками, отношения с родителями, психосоматика.

Итак.

УЧЁБА

Обычно мамы и папы, которые приходят на консультацию со своими великовозрастными чадами по поводу учёбы и говорят следующее: «Не хочет учиться», «Лень-матушка вперёд родилась», «По всем предметам 5-ки, а по русскому 3-ки, и ошибки-то нелепые по невнимательности», «Говорит, что всё это не нужно», в общем – речь всегда или почти всегда об отсутствии желания учиться, успевать, показывать хорошие результаты.

И в качестве решения – есть только две вещи, которые могут помочь нам – родителям подростков - преодолеть этот барьер на пути к успеху.

Первое: всегда играть только на интересе ребенка. А для этого искать интересы вокруг, создавать интересы у ребенка, выявлять интересы, дремлющие внутри. Только интерес. Не бывает человека без интересов. Каждый чего-нибудь хочет. И наша задача эту хотелку найти и обыграть. Такие действия под силу только человеку с авторитетом.

Отсюда второе: авторитет в этом возрасте у мамы и папы может быть только заслуженный. И ни в коем случае не априорный! То есть как раньше: «это будет вот так, потому что мы твои мама и папа» - уже не работает. Авторитет у подростка можно только заслужить.

ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ

Здесь целый спектр жалоб, предъявляемых мамами и папами: «Игнорирует требования учителей», «Много замечаний на уроках и в дневнике», «Курит», «Дерется», «Стесняется выходить к доске», «Не хочет отвечать на уроках», «Пропускает уроки», «Не ходит в школу».

Обычно такого рода нарушения поведения это признак искаженной на более ранних стадиях развития самооценки. То есть в силу каких-то внешних обстоятельств, произошедших в прошлом, отношение ребенка к самому себе стало помехой на пути к достижениям, успехам, результатам. Отсюда и задача: помочь выверить точно вектор на успех, показать - куда и как двигаться, чтобы было, за что испытывать гордость. А для этого опять же – нужны устойчивые интересы (см. пункт 1).

ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Жалобы часто более печальны: «Совсем нет друзей», «Не лидер», «Изгой».

Здесь нам предстоит научить ребенка парадоксальным вещам:

1) одновременно «быть как все» и «НЕ быть как все»,
2) одновременно уметь строить отношения с другими и не стремиться к этим отношениям слишком сильно,
3) одновременно хотеть дружить и не зависеть от этой дружбы,
4) одновременно понимать и уважать желания других и ни в коем случае не игнорировать свои собственные желания.

И очень важно – прояснить для себя позицию ребенка в семье – кто он, какой, где, как, почему, зачем. Это необходимо, так как очень часто позиция в среде сверстников это всего лишь проекция позиции ребенка в семье.

ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

«Не слушается», «Всё делает на зло», «Не помогает», «Не ценит», «Огрызается, грубит», «Не разговаривает, молчит», «Ничем не делится», «Уходит из дома» - вот, что обычно говорят мамы и папы на эту тему.

В первую очередь здесь нам – родителям – необходимо отделить рациональные вещи – такие как обеспечение жильем, одеждой, едой и, вообще, заботой. Эти вещи не являются проявлением нашей эмоциональной любви по отношению к ребенку. Так это воспринимают дети. И так это есть на самом деле.

Всё, что связано с нашими эмоциональными проявлениями – бытовое общение, шутки (отдельная большая и важная тема), общие интересы и увлечения, игры, темы для откровенных разговоров, "разговоров не по делу" – это и только это может послужить для ребенка сигналом того, что он любим и значим для нас. То есть для на нас поговорить, поиграть, пошутить с ним/с ней важнее наших важных дел!

ПСИХОСОМАТИКА

Условно названная сфера, которая включает в себя телесные проявления, связанные с психикой: «Ничего не есть, потому что боится поправиться», «Частые позывы к мочеиспусканию», «Писается по ночам», «Считает, что у нее некрасивые нос/коленки/бедра/пальцы», «Считает, что она толстая». Иногда в эту же тему попадают некоторые виды фобий, тревог и панические атаки.

Есть три вещи, которые мы делаем на всех этапах развития нашего ребенка, для профилактики проблемных ситуаций в этой сфере, а самое главное для наилучшего развития нашего чада.

Это:

1) обучаем управлять собственной эмоционально-волевой сферой, для чего у нас есть множество инструментов, из которых главнейший – игра - игра любая - карты, шахматы, лего, фантики, прятки, догонялки, бой подушками, в города, в чехарду, в анекдоты, во всякий бред, если нужно,

2) обучаем ребенка структурировать свои мысли, чувства, эмоции, состояния, поведение, распорядок дня и в конечном итоге жизнь в целом - для чего сами учимся задавать точные вопросы и внимательно выслушивать ответы, логично развивать тему новыми вопросами и снова слушать,

3) прививаем привычку выстраивать жизненные ценности в соответствии с их иерархией - для чего сначала об этих ценностях пробуем разговаривать.

Разделение на эти 5 сфер очень условно, поскольку все они представляют собой единое целое – нашего ребенка.

И делание чего-то хотя бы одного в одной сфере, приводит к результатам во всех.

Поэтому можно смело начинать с того, что уже на сегодняшний день понятно, и постепенно переходить к следующему.

Павел Лачёв, практический психолог, семейный консультант, психотерапевт.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325