Меню

Покупки

Стоит ли отдавать ребенка в ГКП в 1,5 года?

Стоит ли отдавать ребенка в ГКП в 1,5 года?
Очень многие родители задаются вопросом, в каком возрасте лучше всего отдавать своего малыша в садик. И абсолютно верного ответа на этот вопрос, к сожалению, не существует. В каком возрасте вы бы не привели ребенка в сад, будут свои особенности.
AD
AD
Полтора года – ранний возраст, в котором закладывается база для всего последующего развития малыша. Я не буду останавливаться здесь на особенностях познавательной сферы полуторогодовалого ребенка – об этом написано очень много, поэтому здесь сосредоточусь в основном на социально-эмоциональных особенностях.

Основной вид деятельности, то есть то, чем малыши занимаются большую часть времени - это манипулируют с предметами. Поэтому и общение со взрослым протекает на фоне практического взаимодействия, определенных действий с предметами. Малышам уже не просто нужно внимание и доброжелательность взрослого, не только помощь, но и соучастие.

Игры и общение со сверстниками, вопреки достаточно распространенному мнению, еще не выходят в детском развитии на первый план. Здесь лишь так называемая «эмоционально-практическая форма общения», когда ребенок ждет от другого соучастия в каком-либо деле, причем основная цель такого общения – привлечь к себе внимание и получить на это эмоциональный отклик. Совместной деятельности в этом возрасте еще нет, каждый по большей части «сам по себе». Разумеется, какое-то взаимодействие есть, но оно непостоянное и только-только формируется.

Малыш в этом возрасте еще сильно нуждается в близком взрослом, поэтому вопрос о посещении ГКП становится очень неоднозначным.

Давайте сначала разберем, что же группа кратковременного пребывания может дать вашему ребенку?

Во-первых, если ребенок в этом возрасте успешно адаптируется к новым условиям, то очень высока вероятность, что и впоследствии ему будет проще привыкать к новым обстоятельствам и быть более самостоятельным.

Во-вторых, развитие ребенка находится в руках профессионалов, которые обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками для грамотного решения задач воспитания и развития малыша. Поэтому так часто дети, посещающие детские учреждения, достаточно быстро начинают делать большие успехи.

В-третьих, разумеется, несколько быстрее идет процесс развития коммуникативных навыков. Действительно, подлинный интерес к сверстнику и полноценная игра появляется у ребенка гораздо позже, однако, безусловно, формирование коммуникативных навыков в среде детской группы сильно стимулируется. Однако быстрых результатов здесь ждать не стоит. Развитие подчиняется определенным закономерностям, время сверстников приходит ближе к 3-4 годам.

«Противопоказаний» посещения ГКП в этом возрасте, как таковых, нет. В основном все возникающие сложности связаны с процессом адаптации ребенка.

Казалось бы, плюсы есть, минусы относительны, значит ответом на вопрос «Стоит ли отдавать ребенка в 1,5 года в ГКП», будет «Да». Не совсем.

В этом возрасте ребенок еще сильно нуждается в близком взрослом, который и выступает главным действующим лицом на сцене развития ребенка. Поэтому, я бы рекомендовал в данном случае, если хотите как можно раньше отдать в ГКП, подождать до двух лет (может, несколько раньше). Все-таки, ближе к двум годам у детей лучше сформированы навыки самообслуживания, более развита речь, облегчающая коммуникацию, больше интересуют сверстники. Самостоятельности тоже больше.

В таком возрасте лучше мягко готовить малыша к садику, а заодно и развивать его, на различных занятиях по типу «мама и малыш». Сначала там присутствуют малыши вместе с мамами, а затем, постепенно учатся заниматься и играть одни. По продолжительности это обычно максимум 1,5 часа. Тем более очень часто эти занятия проводятся в садах и детских центрах, в которые впоследствии можно пойти и в ГКП, и на полный день, что значительно упрощает последующую адаптацию.

Стоит сюда также добавить одну очень важную вещь. Все малыши очень индивидуальны, как по своим личностным качествам, так и по всем остальным. В науке есть определенные представления о нормативах развития, что и как уже должен уметь малыш в конкретный период времени. Однако индивидуальные особенности, «разброс» может составлять иногда по отдельным параметрам полгода и даже более (!!!).

Критериев «готовности» к саду, как таковых, нет, тем более, в таком юном и нежном возрасте, как полтора года. Тем не менее, есть определенные «показатели», которые в последующем облегчат адаптацию ребенка к ГКП и сделают его пребывание там более комфортным:

• Чем более развиты навыки самообслуживания ребенка, тем лучше.
• Чем дольше ваш малыш может самостоятельно заниматься чем-то, тем лучше
• Если ваш малыш достаточно легко вас отпускает – может находиться с бабушками, дедушками, друзьями и пр., тем проще ему будет привыкнуть к новому воспитателю.

Разумеется, все эти показатели к двум годам будут гораздо выше. Да и интерес к сверстникам уже несколько сильнее, чем в полтора года. Поэтому и идти в ГКП лучше ближе к двум годам (и позже). Малышу будет гораздо проще, потому что он будет более самостоятелен, более способен к коммуникации. Полтора года – это все-таки рановато. Хотя и бывают, конечно, исключения. В полтора года лучше проводить активную «подготовку» малыша, приближая его режим к потенциальному режиму садика, водить на различные занятия, где он будет развиваться и постепенно отпускать маму, а также особое внимание уделить формированию навыков самообслуживания. Это будет самым верным решением.

К сожалению, далеко не у всех родителей есть возможность подождать до определенного возраста. Могут сложиться самые различные обстоятельства, и тогда вопрос, а стоит ли отдавать ребенка в ГКП, превращается в необходимость.

Хочу уверить родителей. Страшного в этом ничего нет, вы не ломаете ребенку психику и не отказываетесь от него своим решением. Просто если вы приняли решение отдать вашего малыша – делайте это максимально грамотно, и вреда малышу не будет.

Во-первых, тщательно выбирайте детское учреждение (если, разумеется, у вас есть такая возможность). Сделать это не так просто, однако интернет позволяет значительно упростить эту задачу. Выбирайте садик (или детский центр) с хорошей игровой средой, с небольшой наполняемостью малышей в группе и профессиональными педагогами.

Во-вторых, очень аккуратно подойдите к процессу адаптации ребенка к группе. На эту тему написано очень много материалов, а педагоги и психологи помогут выбрать вам индивидуальную стратегию, поэтому кратко скажу лишь о самом главном. Адаптировать ребенка нужно плавно и аккуратно – не надо шоковой терапии, приучайте малыша отпускать вас постепенно. Наладьте контакт с воспитателем, расскажите о вашем ребенке как можно больше – ему будет проще с ним работать. И, ни в коем случае, не уходите «по-английски»! Обязательно попрощайтесь с ребенком. Многим мамам и папам кажется, что если они тихонечко уйдут, пока ребенок чем-то занят, то тем самым избавят его (и себя) от слез расставания. Это неверно. Ребенок потом увидит, что взрослый пропал и заплачет позже, просто без вас. Тем более, что так можно сформировать у ребенка тревогу, которая может очень сильно аукнуться впоследствии. Мама с папой не должны просто так пропадать. Попрощайтесь, скажите, что вернетесь. Слезы своего малыша – это очень больно для родителей, но важно понимать, что это – проявление эмоций. Вы уходите – малышу грустно, и он выражает это так, как умеет – слезами. Но, к сожалению, плач в процессе адаптации зачастую неизбежен. И, поверьте, через некоторое время вы увидите, как ваш малыш вместо слез сам радостно побежит в группу, забыв даже с вами попрощаться.

В-третьих – настройтесь на положительный лад. Маме всегда тяжело отпустить своего ребенка, она переживает за него, и это абсолютно нормально. Однако, если вы приняли решение – следуйте ему. Смотрите на то положительное, что вы делаете для своего ребенка - формируете в нем основы самостоятельности, стимулируете его эмоциональное и познавательное развитие. Старайтесь не показывать своих тревог малышу, он хорошо чувствует вас. Сначала вы отпустите ребенка, и тогда ему будет проще отпустить вас. В моей практике очень редко встречались случаи, когда ребенок не мог адаптироваться к садику. Но когда это случалось, то чаще всего причина крылась в родителях, которые не хотели и не были готовы малыша отпустить – и, сами того не сознавая, саботировали процесс.

Итак. Если у вас есть возможность подождать – подождите. Начните с занятий, где ребенок будет плавно привыкать к новым условиям и учиться отпускать вас от себя.

Если нет возможности ждать – смело отдавайте, главное, будьте в тандеме с педагогами и психологами. Они всегда смогут вам помочь разрешить возникающие сложности. У вас и вашего малыша все получится, в любом случае.

И все же, постарайтесь не торопиться. С садиком успеется.
Эксперт: Павел Тарунтаев, психолог Интересного детского сада
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325