Надо ли что-то менять?

копировать

Будет много букв, спасибо тем, кто дочитает.
Злюсь на дочь, но не знаю, что изменить и надо ли.
Ситуация следующая. Дочери почти 10 лет, учится в муз. школе. Вчера был концерт для поступающих в муз. школу детей (типа презентации, вот какие у нас ученики замечательные). Дочь выбрали выступать. Но поскольку экзамены прошли в апреле, то произведение она уже немного подзабыла. Мы всю неделю перед концертом ей напоминали, что нужно позаниматься как следует. Концерт - это важно и т.д. и т.п. Она, вроде бы и занималась, но кое-как. В итоге сыграла пьесу до середины, сбилась, даже не смогла продолжить, просто ушла со сцены.
Я просто в бешенстве.
И это не первый ее срыв на концерте. Она в принципе играет хорошо, поэтому ее часто выбирают выступать. Но уже в третий раз вот такая ерунда.
Я теперь чувствую свою вину, если бы я настояла на более серьезных занятиях, то она бы сыграла нормально. Но с другой стороны, она же должна чувствовать какую-то ответственность сама. Она же не только себя подводит, но и педагога.
В общем, я не могу понять. Может, мы ее слишком опекаем. Ее забирает из школы бабушка, водит по кружкам, следит, чтобы она делала уроки. Т.е. бабушка спрашивает:"Ты русский сделала? Математику сделала?" Делает дочь все сама, бабушка не проверяет. Но если ей не напомнить об уроках, она, мне кажется, вообще их делать не будет. Вот я и думаю, может вообще ей ни о чем не напоминать. Ну придет несколько раз с невыученными уроками, зато, может, какая-то ответственность появится ...

копировать

В отношении концерта конкретно - я за день, за два, за 3 дня - точно садилась бы и слушала, как моя дочка идеально играет это произведение вплане тренировки...
В отношении уроков - да,я бы за ними не следила, тут иная степень важности - от пары тройки двоек ничего страшного не случится.

копировать

А, если ребенок отказывается репетировать (считае. что и так хорошо играет), капризничает и прочее?
Отказываться от концерта?

Я не автор, но у нас была похожая ситуация. У ребенка корона на голове выросла (все знаю, легкотня и прочее...) Я прихожу поздно, "садиться и слушать" - если только ночами((( Приходится верить на слово.
А на концерте такое выдал...
Но педагог тем не меннее все равно выбирает его.
Вот что делать?

копировать

После концерта говорить: "Как мне было стыдно, что ты так плохо сыграл и т.д. и т.п." Только на полном серьезе, чтобы ребенок понимал всю глубину "ваших страданий".

копировать

Вы знаете, ситуация уже не в первый раз.
В прошлом году была аналогичная ситуация. Мы все проговорили. Мне было действительно ОЧЕНЬ стыдно, и этого нельзя было не заметить. Я была очень расстроена, по-настоящему.
В этому году на трех концертах она выступила хорошо. И вот завершающая точка в году вот такая...
Жуть просто...

копировать

А зачем ребенку показывать ваши страдания? Ребенок ходит в муз.школу ради удовлетворения ВАШИХ амбиций и ВАШЕГО удовольствия?

копировать

Я смогу доказать своему ребенку,что это необходимо для него прежде всего) Поэтому мой бы не отказался.У меня обычно дети сами за мной бегают - чтобы я проверила д/з или послушала стих заданный.

копировать

"А, если ребенок отказывается репетировать (считае. что и так хорошо играет), капризничает и прочее?
Отказываться от концерта?"

Сделала бы выводы что ребенку концерты не нужны и попросила бы педагога больше на такие мероприятия не выбирать.

копировать

Спасибо за ответ!
По поводу концерта, до какого возраста садились бы и слушали? Если играет неидеально, но заниматься не хочет, считает, что так проскочит? Или вроде занимается, но кое-как (как в нашем случае).
Я просто не понимаю, как вести себя в будущем. Ну вот вижу я, что неидеально. Вообще не вести на концерт?

копировать

та же ситуация...
мне было ну очень стыдно, а сыну ... даже и не знаю. Но бросать музыку не собрался. но и заниматься после такого позора усиленно не стал.

Вот ума не приложу, что с этим делать

копировать

Ну хорошо хоть, что мы не одиноки с Вами.
Я такого позора как у своей еще ни у кого не видела. Некоторые дети играют лучше, другие хуже. Кто-то сбивается, затем играет дальше, кто-то где-то фальшивит. Но чтобы встать и уйти - это для меня за гранью. Причем начала-то она играть отлично, со всеми нюансами...

копировать

я вот не верю, что ребенку все равно.
Просто так она переживает.

Мне кажется надо это проговорить, но не сразу,а когда буря чувств уляжется.

Я то как раз очень неправильно поступила. Я рассвирепела и устроила ребенку дома скандал-разборку. НЕ сдержала эмоции, сказала что у него "бабский характер" (извините, девчонки).... в общем вела себя ужасно. Но я не была готова к таким его "вывертам". Я была уверена, что он готовился

копировать

Ну вот пока у него карьера музыкальная будет - всегда садилась бы и слушала. Потом женится и уже жена будет слушать . Чужой контроль- очень помогает.Создает дополнительную ситуацию стресса - сходную с той что будет на концерте..ну хоть немного сходную.

копировать

Есть люди, которым нужен "волшебный пендель", а есть те, которые сами способны принимать решения и отвечать за свои поступки. Попробуйте все пустить на самотек, если у девочки есть здоровые амбиции, то после парочки двоек она возьмется за ум и начнет все делать самостоятельно, ну а если нет, то этого не изменить - придется пинать. Только наберитесь терпения и за двойки не ругайте, хотя показать, что вы расстроены такими результатами, необходимо.

копировать

Надо чувствовать свою вину за то, что валите на ребенка ответственность, которую он нести не готов и имеет полное право этого не делать. Ну не получается у нее выступать, не ее это. Вы концертирующую пианистку что ли из нее готовите? Нафиг вам эти выступления? Играет хорошо - вам мало? Это же не ЕГЭ, который хорошо не сдал - в вуз не поступил. Пересмотрите свои приоритеты. Вы ребенка доведете до того, что она вообще музыкалку бросит, несмотря на все ваше бешенство.

копировать

Возможно, Вы правы. Но ведь не я ее на концерт выбрала. К тому же она гордится, что выбрали именно ее. А вот поработать побольше не готова.
Ну вот Вы бы как поступили в следующий раз? Отказались от концерта?

копировать

Как одно противоречит другому? Да, хочет выступать, да, не хочет пахать для этого. В первый раз с таким сталкиваетесь? Не самое лучшее в человеке, но не трагично, и это его дело.
И что выбрали ее не вы, значит только то, что вы вообще в этой ситуации ни при чем. В следующий раз - я бы напомнила дочери об этом разу и попросила сделать выводы. И соответственно принять решение, выступать или нет. И как к выступлению готовиться, если выступать. Я вообще не понимаю, почему вы спрашиваете у меня, мамы, как бы поступила в следующий раз я, на месте вас, мамы. Вам выступать? не вам. Вот и решать как поступить должны не вы, а дочь ваша.
Есличе - пишу не совсем теоретизируя, у нас бывают похожие ситуации, только не в музыкалке, а в секции бадминтона.

копировать

ответственность в 10 лет
это только от рождения гиперотвественных
кстати там свои проблемы
а тут какая ответственность по не слишком любимому делу
концерт важен видимо только для вас, а для нее - лишняя обуза

копировать

Почему это обуза? Дочка хотела выступить - автор же написала. Просто силы не рассчитала. НУ и вкладываться не хотелось (что не значит не хотела участвовать). Именно на таких жизненных примерах дети потихонечку и понимают, что это им, а не маме, нужно тренироваться перед выступлением. Все нормально - рабочий момент.

копировать

А где девочкин педагог был во время подготовки к концерту?
Мало быть готовым сыграть пьесу хорошо. Именно педагог учит и настраивает на то, что сбился - ничего страшного. Берешь себя в руки и продолжаешь с того места, с которого можешь. Это тоже нужно уметь. И к идеальной подготовке пьесы это самое умение собраться, не растеряться и продолжить, отношения не имеет.
Странно то, что не в первый раз, и это не разобрал и не отработал педагог.

копировать

По поводу педагога.
Мы в этом году перевелись в другую муз. школу. Т.е. этот педагог с ней работает один год (предыдущие срывы были с другим педагогом). Я, правда, предупредила сразу в сентябре, что она у нас девушка проблемная в этом плане. Может сыграть, а может и сорваться. Но три концерта в течение года все было в порядке. Видимо, педагог решил, что я все выдумываю, или она переросла, или не знаю, о чем он думал...

копировать

Еще раз, Вы ругаете дочь ни за что. 10 лет ребенку. Очень сложно продолжить выступление, если сбился.
Мой педагог перед каждым выступлением настаивал, что ничего страшного. Сбился, остановись, успокойся и т.д. и т.п. Разговаривайте с педагогом. Своим поведением Вы только закрепите страх дочери перед выступлением. А может быть, уже и закрепили.
Тут работать надо не только над подготовкой.

копировать

Спасибо за ответ!
Наверное Вы правы.
Просто я разговаривала со своим педагогом (который меня учил в детстве). Он считает, что ребенок, который выучил пьесу хорошо, не собьется в любом случае. Если сбился, значит недоучил.
А по поводу настроя перед концертом и умения продолжать - да, я согласна с Вами. Надеюсь, теперь наш педагог будет с ней работать над этим.

копировать

Раз такая ситуация не впервые, то скорее всего дело не в плохой подготовке, а что-то мешает именно на концерте сыграть. Может инструмент непривычный, может просто теряется. Моя, например, а прошлом году ушла перед концертом - накануне села за рояль и поняла, что он звучит несколько иначе и на нем сыграть не может, сбивается. Времени и возможности отработать именно на этом рояле не было, поэтому просто на концерт ее не выпустили. Да, возможно, и можно было бы отдрессировать так что б играла автоматически на любом инструменте, но дрессировать не дрессировали. На фортепиано все звучало очень даже хорошо.

копировать

По поводу концерта скажу,что можно все идеально знать и играть дома,как Денис Мацуев,а придти на концерт и его провалить!((( не у всех получается хорошо выступать на концертах и конкурсах в детском возрасте.да и во взрослом тоже!

копировать

да, это так.

копировать

Если бы Паганини и Моцарта не заставляли бы заниматься, а также Рахманинова и прочих, то неизвестно что бы из них вышло;)
Срыв на концерте на 85% - результат плохих и нерегулярных занятий. Тем более, что концерт этот у Вашей дочки далеко не первый и особо новых ощущений/страха она не испытывала. Чудес, увы, не бывает.

копировать

Ну вот Ваше утверждение мне ближе всего, поэтому я и была в бешенстве, а также чувствую вину, что не дожала, не заставила нормально заниматься.
Вопрос только - а надо ли это? Она явно не Моцарт и не Рахманинов :)))
Все вокруг мне твердят, что она не обязана, конец года, она устала и вообще это ее зона ответственности.
Вот я и думаю, а дальше-то как? Заставлять? Пустить на самотек, как будет, так и будет?

копировать

Надо, потому что если берешься за что-то, надо делать идеально. Или не делать вообще.
"Взялся за гуж- не говори, что не дюж." О как.
Никого не волнует, конец-ли года, простуда, плохо спал, плохой день... Вообще никого. Ты вышел на сцену- изволь сответствовать. Мы, когда в театр приходим или на концерт, нам интересно слушать ошибки и оправдания, что у актера живот болит?

Мой так же на первом и втором концерте фигню спорол. Я пригрозила, что либо он занимаетсяи доводит пьесы до автоматизма, либо концертов больше не будет. Заниматься будет, а выступать- нет. Он сперва порадовался, вроде, потом репу почесал... На итоговом концерте сыграл как мацуев)
Дочь тоже тут попробовала халтурить. Ее я просто посадила перед собой и наорала. Что она подводит людей, что на нее надеятся, ну, бла-бла по теме. Вняла девушка, по сцене прыгает, аки Ермолова.
Недавно она из-за простуды пропустила пару важных выступлений. Я ей продолбила плешь, что она виновата, что не одевается тепло, простудилась (там явно продуло, без вариантов), подвела людей, она там центровая, ансамбль выступал без нее...бу-бу-бу... долго я мозги ложкой выедала.
Вот, завтра моя на гастроли уезжает, сегодня похолодало, гляжу- курточку надела)) Заработало что-то в башке...
Но это мои дети, я знаю, на какие кнопки давить.

копировать

здесь вина не ваша, а учителя, неужели ни одной репитиции не было? почему она не проверила?

вам нужно поговорить с учителем и вместе решить что делать и как, одна вы в поле не воин

копировать

Даже если бы вы ее "дожали" ,то ребенок все равно мог бы сбиться,потерять темп и т.д. В таких случаях учат продолжать играть дальше,не обращать внимание на срыв и ни в коем случае не бросать!Человек- не заводная игрушка,которую завел до упора и она играет от начала до конца то,что в нее запрограммировали!) тем более ребенок!

копировать

Вашей вины нет никакой. Музыкальные школы вешают на родителей груз ответственности, обязательства на детей участвовать в публичных выступлениях, на зачетах, экзаменах и тп. Все эти стрессовые условия никак не способствуют любви к усидчивости в занятиях. Неудачи порождают разочарование в занятиях.
Таких детей, которые не проявляют особенного рвения и могут спокойно неделями не присесть за инструмент, не стоит вообще учить в музыкальной школе, в которой прессинга не избежать. В спокойном, удобном себе ритме, без стрессов и тп. можно заниматься в свое удовольствие.
Ученики первых четырех лет обучения должны преодолеть самое большое количество трудностей. Масса проблем и задач. Не всем хватает духа пройти через это и не бросить. Те, кто отсиживает положенное количество часов и добросовестно выполняет все требования, а самое главное - занимаются РЕГУЛЯРНО! - потом уже справляются с занятиями с большей легкостью: привыкают к мысли об обязательном выделении времени на домашнюю подготовку, повышается чувство ответственности, все совсем по-другому.

копировать

Ну вот по поводу регулярности. Дочь занимается каждый день по часу-полтора, и в выходные, и в праздники. Но ведь заниматься можно по-разному. Конкретно эту последнюю неделю она занималась плохо, просто формально повторяла пьесу несколько раз по нотам в разных темпах, несколько раз наизусть. Видимо, считала, что раз уже исполняла эту пьесу на концерте и на экзамене, то все будет в порядке. Но со стороны я видела, что вариации она играет неуверенно, не бегло.

копировать

Объем ее занятий очень даже достаточен для ее возраста. Но, определить круг задач она, видимо, не может. Это - проблема педагога. Именно его функция - выявить самые проблемные моменты и научить как с ними бороться. Педагог не сумел этого сделать. Ведь это он должен контролировать ситуацию.
Что касается беглости, ее отрабатывают только игрой с постепенным увеличением скорости. Переход к каждому следующему темпу только при условии безупречного исполнения в предыдущем. Главное условие - знание текста назубок, до автоматизма.

копировать

Огромное спасибо Вам за ответы!
Проблема действительно не только в дочери, но и в педагоге.
Я уже написала внизу, что дочь играет на аккордеоне. К сожалению, найти хорошего педагога по этому инструменту очень сложно.
Наш педагог замечательный человек, дочери он нравится. Но как педагог он неидеален, скажем так.
А у дочери еще такой возраст/характер сейчас. Она готова заниматься много. Но делает только то, что сказал педагог. Если бы он ей задал то, что Вы тут написали, - отрабатывать до идеальности, постепенно увеличивая темп, - она бы так и занималась без вопросов и пререканий. Но он задал повторять в медленном темпе. Она и повторяла. А то, что вариации не идеально получались, ее не смущало, почему-то...

копировать

ну вообще произведение, которое уже выучено (а оно же выучено у вас было, раз она его уже играла на экзамене), как раз советуют обычно играть побольше медленно, чтобы не забалтывалось. А быстро, в концертном варианте, проигрывать 1 раз в день.

копировать

Самое главное - регулярное повторение. В таком возрасте музыкальная память еще очень кратковременная и даже хорошо выученные пьесы сразу рассыпаются, если их не повторять. Гонять в быстром темпе и в самом деле опасно, но автор пишет, что у дочки вообще проблемс с беглостью в быстрой части.

копировать

КОляка C.B. написал(а): >> Если бы Паганини и Моцарта не заставляли бы заниматься, а также Рахманинова и прочих, то неизвестно что бы из них вышло;)

Вероятно вышли бы счатливые люди, о которых мы бы никогда не узнали :) Автор точно не такой судьбы хочет своему ребенку, а именно - как жили Моцарт и Паганини? У меня таки сложилось впечатление, что она дочку любит :)

копировать

Большинство людей не занимается музыкой вовсе и совершенно счастливы. Музыка требует от ученика некоторой жертвы, а не только лишь удовольствия. Понять необходимость переломить лень начинающие музыканты не в состоянии. Многие вовсе бросают учиться, открыв для себя то, что, оказывается, сесть и заиграть как Рихтер не получится через четыре месяца занятий... Да и через четыре года тоже вряд ли:)
Час в день для музыкальной школы на любительском уровне – совсем неплохо и объяснить ребенку прямую зависимость успеха от трудоинвестиций в занятия должны родители. Разумеется это работает только для тех, кто музыку любит всей душой, но просто не знает как добиться лучшего результата.

копировать

У нас тоже был концерт в балетной школе, сначала все пустила на самотек, но за 2 дня посмотрела танец и ужаснулась. В итоге 2 вечера сидела рядом , включала музыку и репетировала с ней. Думаю, один из 10-20 детей в таком возрасте сам серьезно подошел бы к делу,я бы в детстве точно забила :-). Думаю в следующий раз у нее все сложится, главное чтобы вы все проверяли!

копировать

а почему вы? где педагог, репетиции перед концертом? чудеса какие-то

копировать

Вообще если вы мама только одной из девочек, и за полгода занятий ребенок демонстрирует только ужас, то два вечера перед выступлением вряд ли спасут, не представляю себе такую ситуацию.
В прошлом году танец к конкурсу готовили, так наших девочек на дополнительные репетиции педагог гоняла далеко не 2 вечера, а девчонкам при этом еще 5 лет не было... Танцы такая вещь что все-таки заниматься надо постоянно. ну не учатся танцы за 2 дня, никак. Особенно балет.

копировать

У нас был отдельный танец, мы тоже были еще мелкие. Но нам 2 вечера очень помогли, я реально видела разницу.

копировать

Как-то здесь все в кучу смешалось.
Я, как человек, много лет был связанный с этим, могу точно сказать, что ошибки-срывы на сцене - не только от недоученности.
У меня у самой как-то было тоже лет в 10. А я занималась очень хорошо и много, и с учителем репетировали много, и в зале много репетировали. И вот перед выступлением, когда уже концерт начался, сижу жду своей очереди, и мысленно проигрываю пьесу, и понимаю, что на каком-то месте мысль обрывается, не идет дальше. Ну и точно. Вышла на сцену и именно в этом месте я сбилась, со срывом. Ну я правда продолжила дальше, но именно эти несколько тактов у меня просто выпали, я так и не смогла их сыграть.

Плюс большую роль играет - репетировала ли она в зале, именно на этом инструменте. Нас учитель всегда вызывал на отдельные репетиции на новом инструменте, чтобы он стал привычный. К инструменту ведь тоже приспособиться нужно.

Ну а бывает, безуслоно, от недоученности. У меня так ученица играла на концерте. В классе на занятии она ее еще играла, но сыровато было. А на сцене, на концерте - эмоций больше, напряжение выше - и конечно сорвалась. Даже неудивительно было.

Поэтому ситуации разные. Конкретно в случае автора наверное да, именно от недорепетированности.
А относительно всех тех, кто считает, что срывы только от этого бывают - конкретное нет.

копировать

В зале она репетировала (более того, в этом же зале играла эту же пьесу на более серьезном концерте).
Инструмент тот же самый, на котором она занимается на уроках.
Она явно просто подзабыла пьесу после экзамена, т.к. уже начала учить новую программу.
Кроме того, есть дети более ответственные. Моя не такая, к сожалению. У нее явно еще голова не дозрела. Даже в этот раз. После концерта учитель ее успокаивал, сказал:"Ну ничего, бывает!" и еще какая-то женщина сказала:"Ты так здорово играла, подумаешь, сбилась, но зато до этого так здорово было!", и я вижу, что она переживает, но не до конца осознает, что это вообще-то было позорище.

копировать

автор, вы правы, это было позорище. Нельзя просто так уйти со сцены..
Моя дочь занималась по классу скрипки. Тоже разных концертов была куча. Дети играли и в ансамбле (что очень трудно, т.к нужно игорать и самому, и слушать других) и соло. Педагог всегда видела недочеты каждого, и потом четко на них указывала. Никогда не было - ну, сегодня не получилось, так завтра получится.. Очень хвалила детей, которые "забыли" место(а по-правде не выучили как следует!!!), но выкрутились, не сбились с такта и вырулили в конце концов. Нам-то зрителям это не очень заметно - играет и играет :), а педагог ВСЕ слышит..
А чтобы просто так кто-то ушел со сцены - за 8 лет не видела ни разу, хотя там и совсем маленькие детки выступали. Это не какие-то супер-пупер концерты, а обычные отчетные в музыкалке, и такие открытые для привлечения новых учащихся..
Были и концерты другого, более высокого уровня, но там уже более ответственно дети подходят. Там за дипломы, медали борются :)

Усли у вас "в третий раз вот такая ерунда", то нужно серьезно говорить с девочкой - она хочет заниматься музыкой или нет? Вы сами как считаете? Если заниматься, то нужно прикладывать усилия,даже если после окончания муз.школы она забросит инструмент и больше никогда к нему не прикоснется. Но сейчас она она этим занимается и должна делать это или хорошо или никак!

копировать

Ушла со сцены она в первый раз, слава богу. Но два раза до этого ошибалась в пьесах, что для меня тоже равно срыву концерта.
Музыкой она заниматься хочет. Говорили серьезно мы уже год назад, когда был предыдущий срыв. Тогда я, правда, очень просила педагога не выпускать ее на сцену, потому что понимала, что это 95% провал. Он все равно настоял на концерте, итог был закономерный.
Но тут, видимо, накладывается специфика инструмента.
Она играет на аккордеоне (сама выбрала, инструмент ей очень нравится). Однако у нашего населения отношение к этому инструменту довольно пренебрежительное и идут на него в основном те, кого на другие инструменты не взяли. Поэтому хороших учеников мало. Если у пианистов конкуренция ого-го, то у аккордеонистов во многих музыкальных школах просто некого выставить на концерт, выпихивают с сырыми произведениями. Кроме того, я даже не знаю, как это объяснить. Некоторые дети играют пьесу от и до, но удовольствия от их исполнения не получаешь особо, просто давят на клавиши/кнопки. А некоторые типа моей дочери, действительно исполняют произведение. Я ее не оправдываю, ни в коем случае. Мне до сих пор стыдно и горько. Но я понимаю педагогов, которые выбирают именно ее.

копировать

ну, зря вы думаете, что к аккордеону пренебрежительное отношение. У другой моей дочери одноклассница играла. Так она с первого класса на всех классных/школьных мероприятиях играла, сначала неумело, а потом уже твердо, с настроение. Все были просто в восторге! :)
Успехов вашей дочке! Вам нужно как-то в нее уверенность в своих силах вселить. Посмотришь, другие дети играют так себе, но выходят, как короли и королевишны.. И играют! Им это доставляет удовольствие! Вот с собственной самооценкой и удовольствием у вашей дочки что-то случилось.. Нужно поднимать! :)

копировать

Спасибо за ответ!
Будем думать, как быть дальше. Надеюсь, она повзрослеет рано или поздно и станет более ответственной.

копировать

А может быть сцена - просто не для нее? У меня тоже сын в музыкалке у очень сильного и требовательного педагога. занимается из ряда вон плохо. Со скандалами, со слезами, но когда сдает экзамен или концерт - просто удивляет всех своей игрой. Это такая особенность - суметь мобилизовать себя перед сценой. И ему пофиг, что там зритель, он играет совершенно спокойно и свободно. Училка как бы ни ругалась в середине года, очень хвалит его за эту особенность и держит его. Говорит, что это редко когда встречается, что дети так свободны на сцене. Чаще бывает, что отличные ученики теряются на сцене и ошибаются. И ничего с эти не поделаешь. Конечно, со временем они играют все лучше и перестают быть скованными на сцене. Не ругайте свою дочь. Ничего страшного не произошло.

копировать

Поздно! Я ее уже ругала :)
Я даже не знаю по поводу сцены. Ну вот у нее за этот год было три концерта в муз. школе (плюс два прослушивания) и два концерта в общеобразовательной школе. Срыв был только на последнем концерте. До этого все проходило нормально. Хотя не могу сказать, что она чувствовала себя свободно, было видно волнение. Но играла хорошо.
По поводу детей, которые не теряются. Да, есть такие дети. У нашего педагога такой ученик. В 6-м классе играет гораздо хуже, чем моя в 3-ем :)) Но при этом вообще не напрягается и не теряется никогда. На ходу что-то там сочиняет, выкручивается. Правда, в его случае ни о каких концертах речь не идет, конечно. Это я про экзамены написала. У нас явно не тот случай. Только работать, работать и еще раз работать, чтобы идеально все выучить. Но дочь пока этого не понимает явно. Не дозрела у нее голова :((