Травля в школах началась не вчера и не в прошлом году, но, к счастью, об этом, как и о других важных социальных проблемах, начали говорить. В детстве казалось, что рассказывать родителям о том, что тебя обижают ни в коем случае нельзя: с одной стороны, они могут и отругать, с другой – если они поверят и начнутся разбирательства, проблем с одноклассниками не избежать.
EVA.RU выбрала 10 фильмов о подростковой жестокости, которые помогут вам начать беседу.
«Класс коррекции»
Первый игровой фильм молодого режиссера Ивана Твердовского. Картина рассказывает о классе, как сейчас принято говорить, особенных детей. Системе безразличны особенности их развития, а важно лишь держать их отдельно от «нормальных». В класс приходит, точнее, въезжает на инвалидной коляске, новая девочка, красавица и умница Лена. У них с Антоном, страдающим эпилепсией, случается любовь. Настоящая первая любовь, которой всяческие «отклонения» совсем не помеха. Но так думают Лена и Антон. А вот одноклассники, учителя и родители считают иначе.
EVA.RU выбрала 10 фильмов о подростковой жестокости, которые помогут вам начать беседу.
«Класс коррекции»
Первый игровой фильм молодого режиссера Ивана Твердовского. Картина рассказывает о классе, как сейчас принято говорить, особенных детей. Системе безразличны особенности их развития, а важно лишь держать их отдельно от «нормальных». В класс приходит, точнее, въезжает на инвалидной коляске, новая девочка, красавица и умница Лена. У них с Антоном, страдающим эпилепсией, случается любовь. Настоящая первая любовь, которой всяческие «отклонения» совсем не помеха. Но так думают Лена и Антон. А вот одноклассники, учителя и родители считают иначе.
«Класс»
Одна из самых ярких картин о подростковой жестокости, которую вам вряд ли захочется пересматривать. Но и одного раза будет достаточно. Начинается все с классического конфликта: есть группа, есть главарь, есть изгой. Естественно, главарь доминирует, жертва покорно терпит издевательства, мечтая лишь о том, чтобы закончить школу и уехать подальше от этого места. Но в привычный ход событий вмешивается третий, заступник, который нарушает логику отношений обидчика и жертвы, превращая рутину в потенциальную трагедию. Треугольник — это слишком сложная фигура для примитивной группы, а благородство заступника, его сознательность вызывают лишь отторжение. Начинается настоящая травля.
Одна из самых ярких картин о подростковой жестокости, которую вам вряд ли захочется пересматривать. Но и одного раза будет достаточно. Начинается все с классического конфликта: есть группа, есть главарь, есть изгой. Естественно, главарь доминирует, жертва покорно терпит издевательства, мечтая лишь о том, чтобы закончить школу и уехать подальше от этого места. Но в привычный ход событий вмешивается третий, заступник, который нарушает логику отношений обидчика и жертвы, превращая рутину в потенциальную трагедию. Треугольник — это слишком сложная фигура для примитивной группы, а благородство заступника, его сознательность вызывают лишь отторжение. Начинается настоящая травля.
«Чучело»
Экранизация повести Владимира Железникова примечательна Кристиной Орбакайте в роли Чучела. В начале съемок актриса сломала руку и продолжила работать, несмотря на боль и неудобства, создав один из самых запоминающих детских кинообразов. Милая, добрая, светлая девочка Лена приезжает жить к своему дедушке. Если вы переезжали в подростковом возрасте или хотя бы меняли школу, то знаете, как мучительны эти попытки адаптироваться, вписаться в сформировавшийся коллектив. Лене адаптация не удается. Одноклассники не принимают ее, чудаковатую внучку Заплаточника, но она верит в лучшее и искренне пытается с ними подружиться. И вроде бы у нее появляется друг и заступник, да только он оказывается трусом и подлецом. Маленькая хорошая девочка и жесткий мир — такая печальная история.
Экранизация повести Владимира Железникова примечательна Кристиной Орбакайте в роли Чучела. В начале съемок актриса сломала руку и продолжила работать, несмотря на боль и неудобства, создав один из самых запоминающих детских кинообразов. Милая, добрая, светлая девочка Лена приезжает жить к своему дедушке. Если вы переезжали в подростковом возрасте или хотя бы меняли школу, то знаете, как мучительны эти попытки адаптироваться, вписаться в сформировавшийся коллектив. Лене адаптация не удается. Одноклассники не принимают ее, чудаковатую внучку Заплаточника, но она верит в лучшее и искренне пытается с ними подружиться. И вроде бы у нее появляется друг и заступник, да только он оказывается трусом и подлецом. Маленькая хорошая девочка и жесткий мир — такая печальная история.
«Куколка»
Советский фильм о гимнастке, которой из-за травмы не удается продолжить карьеру. Девочке приходится отказаться от спорта и пойти в обычную школу, где она благодаря силе — как характера, так и физической — быстро становится лидером. «Куколка» — это «Чучело» наоборот, а Таня — полная противоположность Лены. Ей удалось избежать участи изгоя в новом коллективе, но вот беда: силой никак нельзя завоевать любовь. И одноклассник, к которому Таня испытает симпатию, влюблен в учительницу.
Советский фильм о гимнастке, которой из-за травмы не удается продолжить карьеру. Девочке приходится отказаться от спорта и пойти в обычную школу, где она благодаря силе — как характера, так и физической — быстро становится лидером. «Куколка» — это «Чучело» наоборот, а Таня — полная противоположность Лены. Ей удалось избежать участи изгоя в новом коллективе, но вот беда: силой никак нельзя завоевать любовь. И одноклассник, к которому Таня испытает симпатию, влюблен в учительницу.
«Жестокие игры»
Вольная экранизация эпистолярного романа Шодерло де Лакло«Опасные связи» переносит действие в наши дни, а героев превращает в обычных школьников. В фильме виконт де Вальмон и маркиза де Мертей становятся нью-йоркскими тинейджерами, сводными братом и сестрой. Она все та же манипуляторша и интриганка, а он — скучающий ловелас. Чтобы не дать брату заскучать окончательно, заботливая сестрица находит для него интересую цель в лице девушки Аннетт, которая собирается хранить девственность до свадьбы. Конечно, у Аннетт ничего не вышло, но и Себастьяну (Вальмон) не удалось превратить ее в очередной трофей. Впрочем, ему вообще повезло меньше всех.
«Повелитель мух»
Эта экранизация известного романа Уильяма Голдинга обращается с оригиналом гораздо бережнее, позволяя себе лишь незначительные отступления. Например, в фильме нет повелителя мух — головы свиньи, насаженной на кол. В остальном все довольно точно. Группа английских школьников после авиакатастрофы оказывается на необитаемом острове. Дети пытаются играть в цивилизацию, установить правила и порядки, но все это довольно быстро скатывается к анархии. Суровые условия не способствуют развитию сознательности, зато обостряют охотничьи инстинкты. И вот мальчишки уже охотятся на бывшего вожака, как недавно охотились на дикую свинью.
Вольная экранизация эпистолярного романа Шодерло де Лакло«Опасные связи» переносит действие в наши дни, а героев превращает в обычных школьников. В фильме виконт де Вальмон и маркиза де Мертей становятся нью-йоркскими тинейджерами, сводными братом и сестрой. Она все та же манипуляторша и интриганка, а он — скучающий ловелас. Чтобы не дать брату заскучать окончательно, заботливая сестрица находит для него интересую цель в лице девушки Аннетт, которая собирается хранить девственность до свадьбы. Конечно, у Аннетт ничего не вышло, но и Себастьяну (Вальмон) не удалось превратить ее в очередной трофей. Впрочем, ему вообще повезло меньше всех.
«Повелитель мух»
Эта экранизация известного романа Уильяма Голдинга обращается с оригиналом гораздо бережнее, позволяя себе лишь незначительные отступления. Например, в фильме нет повелителя мух — головы свиньи, насаженной на кол. В остальном все довольно точно. Группа английских школьников после авиакатастрофы оказывается на необитаемом острове. Дети пытаются играть в цивилизацию, установить правила и порядки, но все это довольно быстро скатывается к анархии. Суровые условия не способствуют развитию сознательности, зато обостряют охотничьи инстинкты. И вот мальчишки уже охотятся на бывшего вожака, как недавно охотились на дикую свинью.
«Слон»
Первоначальный замысел режиссера снять документальный фильм о трагедии, произошедшей в «Колумбайне», превратился в «Слона». Съемки проходили в родном городе режиссера, а главные роли сыграли ученики местных школ. Гас Ван Сент рассказывал, что у него не было готовых диалогов, он просто просил ребят поговорить о чем-то. Все происходящее на экране выглядит так естественно, поэтому, видимо, пересказать сюжет так сложно. Обычный день в обычной школе заканчивается кровавой бойней — вот и все, никаких причин, предпосылок и анализа. Это, кстати, было основной претензией критиков. В фильме все закончилось плохо, а в жизни — «Золотой пальмовой ветвью». И так бывает.
«Все умрут, а я останусь»
Конечно, мастер российской школьной чернухи Валерия Гай Германика должна была попасть в этот список. «Все умрут, а я останусь» прекрасен тем, что рассказывает о родных российских реалиях, столкновения с которыми можно избежать лишь чудом. Например, с помощью домашнего обучения или частной школы. Хотя там все примерно то же, разве что виски вместо коктейля из банки. Мальчики, дискотеки, знакомство с алкоголем — круг интересов обычной девятиклассницы. Ну и жестокость, куда же без нее.
Первоначальный замысел режиссера снять документальный фильм о трагедии, произошедшей в «Колумбайне», превратился в «Слона». Съемки проходили в родном городе режиссера, а главные роли сыграли ученики местных школ. Гас Ван Сент рассказывал, что у него не было готовых диалогов, он просто просил ребят поговорить о чем-то. Все происходящее на экране выглядит так естественно, поэтому, видимо, пересказать сюжет так сложно. Обычный день в обычной школе заканчивается кровавой бойней — вот и все, никаких причин, предпосылок и анализа. Это, кстати, было основной претензией критиков. В фильме все закончилось плохо, а в жизни — «Золотой пальмовой ветвью». И так бывает.
«Все умрут, а я останусь»
Конечно, мастер российской школьной чернухи Валерия Гай Германика должна была попасть в этот список. «Все умрут, а я останусь» прекрасен тем, что рассказывает о родных российских реалиях, столкновения с которыми можно избежать лишь чудом. Например, с помощью домашнего обучения или частной школы. Хотя там все примерно то же, разве что виски вместо коктейля из банки. Мальчики, дискотеки, знакомство с алкоголем — круг интересов обычной девятиклассницы. Ну и жестокость, куда же без нее.
«Жестокий ручей»
Что делать, если твоего младшего брата обижает школьный хулиган? Конечно же, заступиться за него. Обычная забота о близком человеке. Рокки решает наказать обидчика своего брата и приглашает на вечеринку по выдуманному поводу. Ребята едут кататься на лодке, решив оставить плохого парня голым за бортом. То, что казалось веселой шуткой, оборачивается трагедией. Но вы уже поняли, что в этой подборке нет фильмов с хэппи-эндом.
Что делать, если твоего младшего брата обижает школьный хулиган? Конечно же, заступиться за него. Обычная забота о близком человеке. Рокки решает наказать обидчика своего брата и приглашает на вечеринку по выдуманному поводу. Ребята едут кататься на лодке, решив оставить плохого парня голым за бортом. То, что казалось веселой шуткой, оборачивается трагедией. Но вы уже поняли, что в этой подборке нет фильмов с хэппи-эндом.
«Что не так с Кевином?»
«Что не так с Кевином?» — этим вопросом задается его мать (Тильда Суинтон), перебирая воспоминания о жизни мальчика, начиная с рождения и заканчивая тем днем, когда произошла трагедия. Что же не так? Почему он так поступил? Есть ли в этом моя вина? Можно ли было это предотвратить? Кевин убил нескольких одноклассников, отца и маленькую сестру. Но на вопрос о том, почему он это сделал, ответа нет даже у самого героя.
«Что не так с Кевином?» — этим вопросом задается его мать (Тильда Суинтон), перебирая воспоминания о жизни мальчика, начиная с рождения и заканчивая тем днем, когда произошла трагедия. Что же не так? Почему он так поступил? Есть ли в этом моя вина? Можно ли было это предотвратить? Кевин убил нескольких одноклассников, отца и маленькую сестру. Но на вопрос о том, почему он это сделал, ответа нет даже у самого героя.