Меню

Новости

Взрослые проблемы маленьких детей. Как вырастить счастливого и самодостаточного ребенка

Взрослые проблемы маленьких детей. Как вырастить счастливого и самодостаточного ребенка
Хороший ли я родитель? Правильно ли я воспитываю своего ребенка? Достаточно ли я делаю для него? Эти вопросы преследуют каждого, кому посчастливилось стать родителем, с самого первого дня рождения его ребенка.
Универсального рецепта не существует, ведь мы все слишком разные. Но если вы готовы впустить ребенка в свою жизнь как полноценную личность, разделить с ним все то, чем привыкли заниматься самостоятельно, вовлекать его в самые разнообразные процессы и, как сегодня модно говорить, «быть открытыми для диалога», то мы со всей ответственностью заявляем, что вы на верном пути. В этой статье мы выделили шесть базовых принципов, которые помогут ответить на один из главных вопросов современных родителей: как вырастить счастливого, самодостаточного ребенка, который будет легко и уверенно достигать своих целей. Расскажем немного подробнее о каждом.

Добиваться своего = быть уверенным в себе и осознавать свою самоценность

Ключ к благополучию вашего ребенка во взрослой жизни — в том, чтобы воспитать гармоничную, самодостаточную личность, уверенного в себе и знающего свои права человека. У него должно быть хорошо развито чувство собственных границ, внутренней значимости и самоценности. Для этого необходимо создать дома безопасную среду и установить со своим ребенком доверительные отношения. Самое главное — дать понять растущему маленькому человеку, что вы на его стороне в любой ситуации, что дома его любят и принимают, что вы всегда готовы поддержать и ответить на вопросы — иначе он обратится за ответами и подсказками к кому-то другому.

Какие ошибки чаще всего совершают родители, неосознанно нанося своим детям психологические травмы?

— Отталкивают, игнорируют, обесценивают («подрастешь — узнаешь», «не говори глупости», «ты еще маленький» и так далее)
— Сравнивают с другими («а вот Вася…»)
— Отказывают в самостоятельности или «скатываются» в гиперопеку («дай сюда, я сама», «это слишком сложно для тебя, давай я сделаю»)
— Взращивают чувство вины («мы отказываем себе во всем, чтобы ты только мог позволить себе это», «это все ради тебя»)
— Обманывают
— Подавляют эмоции
— Проецируют свои неудовлетворенные потребности и нереализованные желания
Если вдруг вы поймаете себя на том, что разговариваете с сыном или дочерью «сверху вниз», в авторитарном режиме, остановитесь и осознайте, что перед вами не ваша собственность и не собака, а живой человек со своими индивидуальными особенностями, потребностями, способностями и устремлениями. Ваша задача как родителей не вылепить из ребенка статую по своему образу и подобию или по принятому в обществе образцу, а помочь личности найти свой путь и раскрыть свой потенциал — помочь птенцу обрести крылья, научиться летать, находить пищу и строить гнезда, а затем — отпустить в свободный полет.

Неуверенность в себе, иллюзия собственной неполноценности, комплексы и страхи, кропотливо взращиваемые с детства, и навязанные роли заставляют личность неосознанно «загонять» себя в зависимые отношения и ситуации, где она оказывается жертвой. А жертве сложно стать счастливой, самодостаточной личностью, достигающей успехов в любимом деле, потому что вместо возможностей жертва всегда ищет причины.

Я-Взрослый

Согласно концепции Эрика Берна, у человека есть три так называемых эго-состояния: «Я-Родитель», «Я-Ребенок» и «Я-Взрослый». Состояния «родителя» и «ребенка» очень часто отражают типичные социальные роли и иногда даже стереотипы, а в состоянии «взрослого» человек способен брать на себя ответственность за собственную жизнь, строить здоровые отношения и делать осознанный выбор. «Взрослый» умеет общаться без проекций и не впадая в зависимости, уважать себя и других.

Парадоксально, но, чтобы вырастить из своего ребенка самодостаточную личность, общаться с ним нужно с позиции «взрослого», а не «родителя». Старайтесь выстраивать общение с детьми по принципу «взрослый — взрослый».
Личный пример

У этого пункта несколько аспектов. С одной стороны, нельзя требовать от ребенка одного, когда сам демонстрируешь совсем другое. Элементарный пример — запретить «перебивать аппетит» и «кусочничать» перед обедом, а потом тут же самому приготовить себе бутербродик.

С другой стороны, очень важно на собственном примере показывать, как ведет себя зрелый человек. Очень часто родители, стараясь уберечь детей от проблем, опасностей и прочего негатива, помещают их в некий вакуум, далекий от реальности. Прятать слезы, говорить, что все в порядке, когда на душе кошки скребут, часами стоять у плиты, когда простуда валит с ног, покупать неоправданно дорогие вещи, когда семейный бюджет переживает не лучшие времена, — поступая таким образом, вы оказываете своим детям медвежью услугу.

Не стоит класть себя, свои надежды, мечты, интересы, личную жизнь на алтарь родительства: поверьте, пользы это не принесет никому, в том числе детям, якобы ради которых вы приносите себя в жертву. На самом деле, в большинстве случаев такое происходит не ради детей, а в угоду своим вторичным выгодам, под действием собственных паттернов и установок. Помним золотое правило кислородной маски в самолете: сначала на себя, и только потом — на ребенка. Заботиться о себе, испытывать разные эмоции и проживать разные ситуации, включая конфликты, — это нормально, и это нужно показывать детям, потому что только так можно сформировать у них адекватное представление о себе и о здоровых отношениях между людьми.

Хотите, чтобы дети стали реализованными и счастливыми — станьте такими сами: довольными собой и своей жизнью, состоявшимися в разных ролях и разных ее сферах.
Позвольте ребенку быть ребенком

Опять же, с одной стороны, это не значит, что надо сюсюкать, постоянно ограждать ребенка от естественного стремления познавать мир («тебе это рано») и снимать ответственность за неблаговидные поступки («это же ребенок!»). «Ребенок» — это не какой-то отдельный биологический вид, это маленький человек со всеми сопутствующими нюансами.

В то же время, в попытке воспитать своего ребенка самодостаточным и готовым добиваться поставленных целей, не стоит жестко загонять его в рамки стереотипов («собери нюни, ты же мужчина», «как ты себя ведешь, ты же девочка!») и сверх меры ограничивать проявление индивидуальности, а также заставлять взрослеть раньше времени. Есть ситуации, когда девочкам действительно нужно учитывать свои гендерные особенности, а есть — когда указания на половую принадлежность неуместны. Точно так же с дисциплиной и распорядком: есть базовые правила, которые создают фундамент для здорового гармоничного развития, а есть слишком строгие требования, которые не оставляют детям места для детства.

Не надо пытаться с ранних лет вырастить из своего сына или дочери гения, стараясь «впихнуть» в них неадекватное количество информации, которая чисто физически не сможет нормально усвоиться детским мозгом и превратиться в реальные знания. Детям нужно играть, читать детские книги и общаться со сверстниками — быть детьми в детстве, чтобы не искать помощи у психологов, когда они станут взрослыми.

Жажда заполнить детское расписание всевозможными кружками и репетиторами не должна перевешивать здравый смысл. Если вам все-таки хочется в довесок к спортивной секции и иностранному языку записать ребенка на дополнительные занятия, то пусть это будет что-то, что действительно поможет подготовиться ко взрослой жизни и научиться ориентироваться в современных реалиях. Например, бренд «Добрый» в сотрудничестве с GeekSchool запустил онлайн-проект «Академия Супер» с видеоуроками для детей. Здесь учат финансовой грамотности и программированию, рассказывают, как вести видео блог и объясняют основы осознанного потребления.
Закладывайте здоровые привычки

Старайтесь прививать детям осознанное отношение к собственному здоровью. Сюда входит физическая культура, умение соблюдать распорядок дня, личная гигиена и правильные пищевые привычки. Будет здорово, если ваш ребенок найдет спортивное хобби себе по душе и научится делать выбор в пользу более здоровой еды. Для кого-то этот пункт может стать одним из самых сложных. Кстати, тут придет на помощь новинки для детей «Добрый Супер Джус» и «Добрый Супер Дринк», на примере которых можно показать, что полезные продукты бывают еще и вкусными. Оба продукта содержат комплекс Active Kid (Эктив Кид) с витаминами группы B (В2, В3, В5, В12), которые помогают ребенку поддерживать энергию в организме для новых побед. Витаминный комплекс был разработан Научно-исследовательским центром АО «Мултон» совместно с DSM Nutritional Products Rus LLC (Russian) – мировым производителем витаминов и пищевых добавок, и протестирован на внутренних исследованиях и в независимой лаборатории СОЮЗЭКСПЕРТИЗА (SOEX).

Общайтесь и проводите время вместе

Очень важно, чтобы в жизни ребенка было свободное время, когда он учится занимать себя сам, и время, проведенное в играх и досуге с родителями. Например, если дети часто мешаются под ногами на кухне, когда вы готовите, не спешите отсылать их подальше. Дети очень любят готовить, и это отличная возможность для вас лучше узнать друг друга, стать ближе. Кроме того, совместное приготовление блюд — прекрасное упражнение, которое способно заменить множество развивающих тренингов. Лепите, рисуйте, читайте вместе, вместе делайте поделки, занимайтесь творчеством.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325