Советы психотерапевта для родителей подростков

Подростковый возраст характерен своей непредсказуемостью. В связи с этим новой информации о том, а «что же с ними делать – с этими детками?», никогда не бывает слишком много. Поэтому сегодня семейный консультант Павел Лачёв делится наблюдениями из своего опыта.

Советы психотерапевта для родителей подростков

...

Для удобства разделим жизнедеятельность нашего подростка на условные сферы: учёба, поведение в школе, отношения со сверстниками, отношения с родителями, психосоматика.

Итак.

УЧЁБА

Обычно мамы и папы, которые приходят на консультацию со своими великовозрастными чадами по поводу учёбы и говорят следующее: «Не хочет учиться», «Лень-матушка вперёд родилась», «По всем предметам 5-ки, а по русскому 3-ки, и ошибки-то нелепые по невнимательности», «Говорит, что всё это не нужно», в общем – речь всегда или почти всегда об отсутствии желания учиться, успевать, показывать хорошие результаты.

И в качестве решения – есть только две вещи, которые могут помочь нам – родителям подростков - преодолеть этот барьер на пути к успеху.

Первое: всегда играть только на интересе ребенка. А для этого искать интересы вокруг, создавать интересы у ребенка, выявлять интересы, дремлющие внутри. Только интерес. Не бывает человека без интересов. Каждый чего-нибудь хочет. И наша задача эту хотелку найти и обыграть. Такие действия под силу только человеку с авторитетом.

Отсюда второе: авторитет в этом возрасте у мамы и папы может быть только заслуженный. И ни в коем случае не априорный! То есть как раньше: «это будет вот так, потому что мы твои мама и папа» - уже не работает. Авторитет у подростка можно только заслужить.

ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ

Здесь целый спектр жалоб, предъявляемых мамами и папами: «Игнорирует требования учителей», «Много замечаний на уроках и в дневнике», «Курит», «Дерется», «Стесняется выходить к доске», «Не хочет отвечать на уроках», «Пропускает уроки», «Не ходит в школу».

Обычно такого рода нарушения поведения это признак искаженной на более ранних стадиях развития самооценки. То есть в силу каких-то внешних обстоятельств, произошедших в прошлом, отношение ребенка к самому себе стало помехой на пути к достижениям, успехам, результатам. Отсюда и задача: помочь выверить точно вектор на успех, показать - куда и как двигаться, чтобы было, за что испытывать гордость. А для этого опять же – нужны устойчивые интересы (см. пункт 1).

ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Жалобы часто более печальны: «Совсем нет друзей», «Не лидер», «Изгой».

Здесь нам предстоит научить ребенка парадоксальным вещам:

1) одновременно «быть как все» и «НЕ быть как все»,
2) одновременно уметь строить отношения с другими и не стремиться к этим отношениям слишком сильно,
3) одновременно хотеть дружить и не зависеть от этой дружбы,
4) одновременно понимать и уважать желания других и ни в коем случае не игнорировать свои собственные желания.

И очень важно – прояснить для себя позицию ребенка в семье – кто он, какой, где, как, почему, зачем. Это необходимо, так как очень часто позиция в среде сверстников это всего лишь проекция позиции ребенка в семье.

ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

«Не слушается», «Всё делает на зло», «Не помогает», «Не ценит», «Огрызается, грубит», «Не разговаривает, молчит», «Ничем не делится», «Уходит из дома» - вот, что обычно говорят мамы и папы на эту тему.

В первую очередь здесь нам – родителям – необходимо отделить рациональные вещи – такие как обеспечение жильем, одеждой, едой и, вообще, заботой. Эти вещи не являются проявлением нашей эмоциональной любви по отношению к ребенку. Так это воспринимают дети. И так это есть на самом деле.

Всё, что связано с нашими эмоциональными проявлениями – бытовое общение, шутки (отдельная большая и важная тема), общие интересы и увлечения, игры, темы для откровенных разговоров, "разговоров не по делу" – это и только это может послужить для ребенка сигналом того, что он любим и значим для нас. То есть для на нас поговорить, поиграть, пошутить с ним/с ней важнее наших важных дел!

ПСИХОСОМАТИКА

Условно названная сфера, которая включает в себя телесные проявления, связанные с психикой: «Ничего не есть, потому что боится поправиться», «Частые позывы к мочеиспусканию», «Писается по ночам», «Считает, что у нее некрасивые нос/коленки/бедра/пальцы», «Считает, что она толстая». Иногда в эту же тему попадают некоторые виды фобий, тревог и панические атаки.

Есть три вещи, которые мы делаем на всех этапах развития нашего ребенка, для профилактики проблемных ситуаций в этой сфере, а самое главное для наилучшего развития нашего чада.

Это:

1) обучаем управлять собственной эмоционально-волевой сферой, для чего у нас есть множество инструментов, из которых главнейший – игра - игра любая - карты, шахматы, лего, фантики, прятки, догонялки, бой подушками, в города, в чехарду, в анекдоты, во всякий бред, если нужно,

2) обучаем ребенка структурировать свои мысли, чувства, эмоции, состояния, поведение, распорядок дня и в конечном итоге жизнь в целом - для чего сами учимся задавать точные вопросы и внимательно выслушивать ответы, логично развивать тему новыми вопросами и снова слушать,

3) прививаем привычку выстраивать жизненные ценности в соответствии с их иерархией - для чего сначала об этих ценностях пробуем разговаривать.

Разделение на эти 5 сфер очень условно, поскольку все они представляют собой единое целое – нашего ребенка.

И делание чего-то хотя бы одного в одной сфере, приводит к результатам во всех.

Поэтому можно смело начинать с того, что уже на сегодняшний день понятно, и постепенно переходить к следующему.

Павел Лачёв, практический психолог, семейный консультант, психотерапевт.

Ссылки по теме:

Топ-5 советов для родителей по воспитанию детей в сети

...

Следите за EVA.RU

rambler