Развитие речи у детей от 1 до 3 лет

Мы продолжаем обсуждать особенности речи маленьких детей с логопедом Викторией Красновой. Правильно ли говорит ваш ребенок, если ему от года до трех лет?

Развитие речи у детей от 1 до 3 лет

Ранний возраст: 1-3 года

В этот период речевое развитие идет стремительно. Основная задача – познакомиться не только с предметами, но и с их назначением: что это, зачем оно, для чего нужно? Чтобы разобраться во всем многообразие окружающей среды, ребенку нужно много общения. Малыш может не просто настаивать, а откровенно требовать: объясни! Покажи! Что с этим делать?! Это необходимый этап развития, и пропускать его нельзя: отвечайте на все вопросы, рассказывайте истории (несмотря на то, что ребенок способен фокусировать внимание на одном и том же предмете очень недолго), учите его говорить с игрушками, с картинками, с домашними животными.

К полутора годам ребенок понимает значение многих слов, в частности, - знает части тела, выполняет простые инструкции (пойди принеси чашку) и способен уследить за несложным рассказом по сюжетным картинкам.

Нормальный словарный запас полуторогодовалого существа – 20 слов, к двум годам этот показатель удваивается и может достигать 50 слов. В период от полутора до двух лет формируется навык высказывать мысли с помощью простых предложений (стартовый вариант может содержать лепетные слова, которые потом заменяться полноценными – например, «я пипи» - «я пописал»).

Основания для беспокойства

- в арсенале появилось 3-5 слов, и более полугода словарный запас не расширяется, ребенок не подражает, не пытается освоить новые.

- ребенок говорит часть слова вместо целого («дека» вместо «девочка») – это нормально на этапе освоения. Но не должно войти в привычку: если после месяца-двух повторений слово не «разворачивается» до нужного объема, это повод для коррекционной работы.

- с двух лет запинки в речи также считаются тревожным сигналом: есть угроза формирования заикания.

Кульминация раннего развития: 3 года

В период от 2 до 3 лет словарный запас увеличивается с 50 до 1500 слов, а отрывочные сообщения трансформируются в развернутые предложения! Представляете, с какой скоростью детский мозг «впитывает» и запоминает информацию?! В возрасте 3 лет ребенок в норме способен слушать устное повествование (сказку) в течение 5-10 минут подряд и следить за сюжетом. Кроме того, к 3 годам активизируется функция бурного словотворчества: ребенок начинает выстраивать несуществующие слова из знакомых частей, объединяя несоединимые корни, суффиксы и приставки. Он начинает искрить смешными детскими словечками типа «кабачка» (помесь кабачка и собаки), «слонух» (слон с подсолнухом) и т.д.

В это же время начинает активно развиваться самооценка, поэтому сообщения от третьего лица («Маша не будет спать») постепенно сменяются высказываниями от первого («я иду гулять»).

Основания для беспокойства

- говорит предложениями, но грубо нарушает грамматическое согласование (вместо «я не хочу» - «Маша хочет нет»).
- отсутствие сообщений от первого лица: вместо я – все еще собственное имя.
- в процессе говорения кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся в нос.

Эксперт: Виктория Краснова, врач-невролог, врач-остеопат, логопед (нейродефектолог, нейропсихолог), врач лечебной физкультуры и спортивной медицины, клиники "OsteoPolyClinic"

Ссылки по теме:

Форум «Детская психология и развитие»

Читайте нас в Facebook и Instagram

Рассказать друзьям

rambler