Мой ребенок плохо говорит. Что делать?
Какие могут быть проблемы с речью у ребенка
Самая теплая картинка из детства, пожалуй, выглядит так: розовощекий малыш смешно и оживленно что-то рассказывает папе и маме, выбирая забавные слова. Все так: родители с трепетом ждут момента, когда с ребенком можно будет разговаривать на одном языке. Речь — это едва ли не главный инструмент для коммуникации с миром. Определяющим для формирования речи является период от первого года жизни до 3-5 лет. Скажи, что у тебя болит, что ты хочешь на обед, как прошел день в садике, какой комбинезон купим в магазине? Согласитесь, гораздо легче получить ответы на эти вопросы напрямую от малыша, словами, а не разгадывая их по мимике или крику. Но что делать, если ваш ребенок молчит или плохо разговаривает — не выговаривает звуки, смешивает или искажает их, пропускает или переставляет слоги, его речь малопонятна для окружающих? Стоит ли ждать того самого возрастного «прорыва» или лучше брать ситуацию в свои руки и бежать к врачам? Надо ли ориентироваться на болтающих сверстников или всему свое время? Детально и подробно разбираемся в речевом развитии детей вместе со специалистами Центра развития речи «СМ-Клиника» .
Каковы основные причины задержки речевого развития (ЗРР)? Какие типы нарушений выделяют?
Чтобы корректно ответить на эти вопросы, необходимо сразу же разобраться с терминологией. Под задержкой речевого развития понимают более позднее овладение навыками устной речи. То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с сохранным интеллектом, слухом, пониманием речи, эмоционально отзывчивые, с выработанными артикуляционными навыками, но развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы. Мы будем вести речь про детей с такими нарушениями.
Причины задержки речевого развития (специалисты сокращают термин до аббревиатуры ЗРР) делятся на 2 типа: органические и функциональные (социальные).
К органическим причинам можно отнести:
- — перинатальное поражение центральной нервной системы. Как правило, в анамнезе у
таких детей встречается гипоксия, внутриутробные инфекции, родовые травмы,
недоношенность; - — нарушение слуха (тугоухость). Ребенок просто не слышит звуков и не реагирует на них;
- — инфекционные заболевания в раннем возрасте;
- — наследственный фактор.
Социальные причины проблем с речью таковы:
- — отсутствие потребности в речи. Гиперопека, когда родители исполняют самые незначительные прихоти ребенка по щелчку пальца, ведет к тому, что у малыша не возникает потребности говорить.
Помните известный анекдот?
У родителей сын семь лет не разговаривал. Они и свыклись с
мыслью, что ребенок родился немым.
И вот сидят они, обедают. Вдруг сын ни с того ни с сего:
— Суп пересолен.
Родители, пораженные:
— Сынок, ты разговариваешь?! А раньше-то чего молчал?
— А раньше нормально было.
Шутка шуткой, но основана она на вполне реальной ситуации. Развитие речи нуждается в мотивации, иначе действительно — какой смысл говорить, если тебя и так понимают?
- — педагогическая запущенность — ребенком не занимаются, не стимулируют его развитие, не дают образовательной базы;
- — неблагоприятная обстановка в семье. Дети крайне чувствительны к ссорам, конфликтам, пьянству или другим родительским отклонениям. Все это влияет на речь
- — психологическая травма может стать мощным тормозом для речевого развития;
- — билингвизм. Развитие речи ребенка, с рождения слышащего и понимающего несколько языков, на которых говорят в семье, идет иначе, чем у одноязычных сверстников. Зачастую процесс несколько медленнее стандартных возрастных норм.
Когда родителям пора волноваться? Как отличить индивидуальный ритм развития малыша от потенциально серьезных проблем с речью? В каком детском возрасте уже можно говорить об отклонениях и корректировать их?
Диагностика нарушений развития речи предполагает проведение консультаций у целого ряда специалистов: логопеда, педиатра, невролога, оториноларинголога и детского психолога. Это всегда комплексная задача, которую нужно решать не точечно, а нескольким специалистам сообща. Отметим, что до двух лет диагноз «задержка речевого развития» не ставится, так как речь может появиться спонтанно. Тот самый «прорыв», о котором вы наверняка слышали, когда молчащий ребенок, словно по свистку, начинает болтать без умолку. С 2 до 3 лет ребенку могут установить «темповую задержку», в таком случае ему необходимо начать заниматься с логопедом. Если в три года поставлен диагноз «задержка речевого развития», то ребенку обязательно необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация.
Если ребенку нет трех лет, он здоров, активен, развивается по нормам, хорошо понимает обращенную речь, выполняет просьбы, что-то говорит, у него есть «свой язык», он пытается общаться с вами и окружающими, то сильно волноваться не стоит. Вполне возможно, что ребенок просто медленнее зреет, чем его сверстники.
Когда же бить тревогу? Какие сигнальные флажки нужно заметить?
Для начала не накручивайте себя и не придумывайте ужасы. Обретя спокойствие, вспомните, как развивался ребенок в свой первый год. Реагировал ли на ваш голос, гулил ли, был ли у него младенческий лепет? Это этапы речевого развития, которые должен пройти каждый ребенок, прежде чем произнести первые детские слова. Если их не было или что-то пропущено, это повод обратиться к врачу, проверить слух и зрение.
Затем надо обратить внимание на моторное развитие. Возможно, малыш неуклюж, ходит на цыпочках, часто падает или его конечности плохо скоординированы — «руки сами по себе, ноги сами по себе». Речевые мышцы — такие же мышцы, и, возможно, ребенку трудно согласовывать не только работу ног и рук, но и губ, щек и языка. Это может определить невролог.
Переходим к поведению и взгляду. Родителям стоит волноваться, если ребенок нелюдим, не смотрит в глаза и вообще как бы не замечает вас. Он вполне себе «самостоятелен», и создается впечатление, что вы ему и не нужны вовсе. Это не склад характера, не интроверсия — это звоночек о серьезных проблемах в развитии! Если ваше чадо ведет себя так, надо идти на прием к специалистам, которые заметят сложности, и, если опасения не беспочвенны, помогут справиться с проблемами. Чем раньше родители и врачи их заметят, тем проще будет лечение и легче последствия. Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — три года.
Как происходит коррекция проблем?
Как правило, это совместная работа логопеда и невролога. Если задержка речевого развития обусловлена психологическими факторами, то к работе подключается детский психолог. Вместе они определят ключевую причину, которая повлекла задержку развития речи, и от нее уже будут исходить в способах решения проблемы. Специалисты самыми современными методами будут стимулировать речевое развитие, обогащать словарный запас. Логопед проведет специальные уроки по запуску и развитию речи, поможет ребенку правильно строить предложения, исправит постановку звуков, займется артикуляционной гимнастикой, пальчиковыми и подвижными играми.
Если возникнет необходимость, маленькому пациенту назначат медикаментозную или физиотерапию — это компетенция невролога.
Заикание — одна из самых частых речевых проблем. Что делать маме и папе, если они столкнулись с такой особенностью ребенка? Почему у кого-то заикание проходит без следа, а у кого-то остается? Зависит ли это от своевременного обращения к врачу — чем раньше, тем лучше?
Логоневроз, или по-другому заикание, — нарушение темпо-ритмической стороны речи. Это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Заболевание чаще развивается в период от 2 до 6 лет, затрагивая около 3% малышей в мире. Мальчики страдают от заикания в 4 раза чаще девочек.
Причины заикания:
- — наследственная предрасположенность;
- — внутриутробное поражение ЦНС;
- — длительные и хронические заболевания, инфекции;
- — черепно-мозговые травмы;
- — психологические травмы.
Выделяют три формы заикания у детей: невротическую (логоневроз), неврозоподобную и органическую. Невротическое заикание является функциональным расстройством; неврозоподобное заикание чаще связано с общим недоразвитием речи; органическое является следствием поражениемя мозга в различные периоды жизни.
Заикание возникает из-за судорог в мышцах речевого аппарата. По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Степень тяжести может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях:
- Легкая степень заикания характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению;
- При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи;
- При тяжелом заикании у детей речевые судороги частотны и длительны; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными.
В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей: волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает), постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение) и рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).
К кому обращаться, если ребенок заикается?
Обследование проводится логопедом, педиатром, неврологом, детским психологом и детским психиатром. Для специалистов важную роль играет изучение анамнеза — что стало спусковым крючком проблемы, наследственной отягощенности и сведений о раннем психоречевом и моторном развитии ребенка, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.
Для выявления органических поражений ЦНС неврологом назначается ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга. В процессе обследования у детей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых судорог; оцениваются особенности темпа речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение ребенка к своему дефекту. У заикающихся в обязательном порядке проводится обследование всех компонентов речевой системы.
При своевременном обращении к специалистам прогноз по коррекции заикания — благоприятный, и у большинства детей заикание исчезает.
Гаджеты влияют на развитие речи? Ускоряют или тормозят его? Как дома стимулировать речевые навыки, чтобы и детям нравилось, и имело эффект?
Будет неправильно делать вид, что в наше время можно прожить без гаджетов. Они окружают нас, становятся все умнее, упрощают быт, помогают сэкономить время. Нет, совершенно невозможно пройти мимо и отгородить детей от прогресса железной стеной. Но на то мы и взрослые, чтобы понимать, какое влияние могут оказывать технологии на малышей, и как минимум контролировать количество времени и качество контента.
Конечно, накормить супом или прекратить истерику проще простого, сунув в руки магический смартфон с мультфильмами. Но такое времяпрепровождение моментально вызывает привыкание. Истерики в итоге усилятся, а развитие затормозится, потому что быстрая смена картинок не требует фантазии и креативности.
Мама свободна, ребенок занят делом, но делом сомнительным. По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей смотрят гаджеты 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день. Это колоссальная нагрузка для неокрепшей нервной системы. А ведь возраст до трех лет — основа, во время которой закладывается развитие ребенка, в том числе и речевое. В этот период ему как никогда необходимо активное общение с окружающими, а его заменяет бездушный экран. Упустили важный период — приобрели отставание в развитии речи, трудности в чтении и восприятии информации на слух и даже расстройства аутистического спектра.
Родители устают, однако стоит искать компромисс — найти то совместное занятие, которое не изматывает вас и в то же время нравится ребенку. Ну а если смартфона не избежать, давайте его хотя бы дозировать, чтобы избежать детской экранозависимости.
Представим ситуацию: родители не разглядели вовремя речевые проблемы ребенка, не обратились за помощью. Чем это чревато? Какие последствия влечет за собой отставание в речевом развитии?
Речь — одна из важных высших психических функций. Это наш главный инструмент для коммуникации и связи с миром. От уровня развития речи зависит ментальное здоровье, психологическая уверенность в себе и даже социальный статус: богатый лексикон, умение связно говорить, лапидарно выражать свои мысли всегда ценились в обществе. Формирование речи начинается с первых дней жизни, и если не обращать на эту сферу внимания, махнуть на нее рукой, то можно упустить главное — тот момент, когда у ребенка начались речевые нарушения. А они в свою очередь тянут за проблемы в общении со сверстниками, сложности в обучении в школе, неразвитость творческого мышления и воображения. Проблемы нанизываются друг на друга, как снежный ком, и в итоге мы зачастую наблюдаем неуспеваемость, сложности с поступлением в вуз и, безусловно, проблемы с общением. Поэтому так важно, чтобы родители наблюдали за ребенком и могли вовремя заметить тревожные сигналы.
Любовь к ребенку и фокус на его развитие помогут родителям быстро распознать неладное и обратиться за помощью к профессионалам , в арсенале которых сегодня современные методики, помогающие быстрее достичь необходимого результата.