Меню

Новости

Итоги дискуссии «Музеи мира: новая реальность онлайн и офлайн»

Итоги дискуссии «Музеи мира: новая реальность онлайн и офлайн»
9 сентября на площадке мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялась международная онлайн-дискуссия на тему: «Музеи мира: новая реальность онлайн и офлайн», организованная мультимедийным сервисом Okko. В мероприятии приняли участие представители ведущих музеев Европы и России. Модератором дискуссии выступила искусствовед Федерика Росси.
AD
AD
Согласно исследованию ЮНЕСКО и Международного совета музеев (ИКОМ), почти 90% музеев, или более 85 000 учреждений, закрыли свои двери на различные периоды времени во время кризиса. Их возвращение к жизни произошло молниеносно за счет онлайн-форматов.

В прямом эфире участники дискуссии обсудили, как музеи справились с вынужденным закрытием, какие проекты реализовывали во время пандемии, какие нестандартные форматы взаимодействия с аудиторией стали новой реальностью существования высокого искусства и как музеи мира объединяют свои усилия в возвращении посетителей.
Дворцовая площадь
Дворцовая площадь
Алена Владимировна Винокурова, куратор культурных проектов мультимедийного сервиса Okko: «Проект «Искусство онлайн», созданный в партнерстве со Сбербанком, задумывался как временный ответ на окружающую действительность. Глобальный интерес аудитории, продемонстрированный во время закрытия культурных учреждений, стал катализатором начала совершенно новых форматов представления культуры онлайн. Новая реальность сформировала тренд на вдумчивое потребление искусства, в связи с чем мы планируем дальнейшие совместные проекты с музеями и о музеях, наряду с “Третьяковкой со Шнуром”, “Третьяковкой с Хабенским” и проектом “Открытие музеев”, дающим возможность бесплатного просмотра онлайн-экскурсий, созданных кинокомпанией Nexo Digital, по крупнейшим музеям мира в формате Ultra HD 4K».

Модератор встречи, Федерика Росси, искусствовед и историк архитектуры (Флорентийский университет, Институт Макса Планка во Флоренции). начала беседу с экскурса в историю развития музеев: «С момента появления музеев в современном понимании этого слова они никогда не являлись константой, меняясь с течением времени. Ранее тиражирование искусства происходило посредством репродукций, копий, гравюр и позже за счет фотографий. Сегодня онлайн предлагает невиданные возможности для знакомства и изучения предметов искусства, которые мы получаем, находясь у себя дома. Мультимедийные технологии сделали искусство доступным в глобальном масштабе, в связи с чем заново встает вопрос об истинной подлинности и ценности понятия «произведение искусства».
Михаил Пиотровский
Михаил Пиотровский
О том, как пандемия отразилась на новой коммуникационной реальности музеев, высказались представители Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург) и Пинакотеки Брера.

Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Офлайн становится роскошью. Сайты должны готовить людей перед посещением музея, тогда они будут медленно, спокойно читать музей. Благодаря нашей работе в сети все наши посетители должны стать подготовленными. Сочетая онлайн и офлайн, мы можем обеспечить доступность музея в самом лучшем значении этого слова».

Директор ГМИИ им. А. С. Пушкина, Марина Девовна Лошак так оценила новую реальность: «Мир не будет прежним, но мне кажется, это хорошая новость. Мы не могли себе представить, что он изменится так сильно. Те наши чудесные зрители, с которыми мы интеллектуально, глубоко общаемся внутри виртуального пространства, уже привыкли к нам в онлайн-формате. И мы стараемся сделать все, чтобы дома им было комфортно и интересно. Самое важное, что нам это удается».
ГМИИ им. Пушкина
ГМИИ им. Пушкина
Мария Анатольевна Дмитренко, начальник службы информации и коммуникации, Русский музей: «За прошедшее время активной работы на наших интернет-ресурсах мы заметили, что у нас появляются свои, в гораздо большей степени, чем раньше, постоянные посетители, которые ждут продолжения, которые стали нашими друзьями. Степень взаимодействия с пользователями стала еще ярче, глубже и шире, чем она была. Приобщившись к нашим каналам, люди стремятся в музей вживую, подкрепить и пополнить те знания, которые многие из них уже имеют. Отрадно, что в столь непростое время нам удалось реализовать целый ряд масштабных межмузейных онлайн проектов».

Джеймс Брэдберн, генеральный директор Пинакотеки Брера и Национальной библиотеки Брайденсе (Милан): «Кризис стал решающим моментом в жизни музеев, потому что он заставил нас ускориться. Онлайн становится не просто дополнением к визиту в музей и не заменой его реального посещения, но дает некий опыт, который является равным этому. В цифровом формате можно посмотреть на произведения искусства в очень большой детализации, в музее это невозможно. Теперь онлайн становится очень важным, не вторичным, а тождественным офлайну форматом. Это дает нам возможность совершить революцию. Пандемия фактически дала нам ключ от всех музеев».
Русский музей
Русский музей
Павел Сергеевич Пригара, генеральный директор ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург): «Прошедшее время не дало нам никаких новых способов взаимодействия с аудиторией. Оно лишь расширило эту аудиторию, в определенном смысле уравняв жителей всего мира, у которых есть доступ к мультимедиа средствам, дав им равный доступ в музеи. Сейчас возникает ощущение, что музеи в большей степени должны быть сосредоточены на внимательном зрителе, на локальной аудитории, которая способна время от времени возвращаться в музейные залы и вести постоянный диалог».

Брэндон Сиеко, генеральный директор ИТ-стартапа Cuseum (Бостон, США), поделился информацией об изменении спроса на digital-проекты со стороны музеев: «Согласно оценкам covid-19 ускорил цифровизацию фактически на 6 лет. Те, кто ставил в качестве своего приоритета в развитии цифровые технологии оказались чуть впереди, но именно пандемия выступила тем стрессовым фактором, который заставил привлечь все возможные ресурсы. Организованный хаос оказался совершенно необходимым для появления нового контента, способного удовлетворить растущий спрос на культуру, который возник за прошедшее время. Как технологическая компания, мы получили новые вызовы, касающиеся привлечения аудитории и поиска новых источников доходов для музеев».
Пинакотека Брера
Пинакотека Брера
Участники дискуссии высоко оценили важность глобального международного партнерства в современных реалиях, озвучив текущие планы по выставочной деятельности и обмену коллекциями, и роль онлайна как равноправного участника в популяризации высокого искусства.

Трансляция дискуссии была также осуществлена на сайте гуманитарного
просветительского проекта Министерства Культуры Российской Федерации. Полная запись дискуссии доступна онлайн.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325