Меню

Новости

Подкастинг для начинающих. С чего начать, если хочешь записать подкаст, и как на нем заработать

Подкастинг для начинающих. С чего начать, если хочешь записать подкаст, и как на нем заработать
Не иметь в 2021 году подборку любимых подкастов — моветон. Быть подкастером – быть на гребне тренда. Но что делать тем, кто только сейчас планирует оформить свой проект на нише подкастов? Как вывести его в топ и не прогадать с выбором темы? Какие шаги предпринять? Об этом поговорим с контент-директором российской подкаст-платформы SoundStream Сергеем Епихиным.
AD
AD
Истоки подкастов и путь наверх
Появление первого подкаста уже успело обрасти легендами. Достоверно можно сказать, что первые полноценные выпуски появились в 2003-м благодаря совмещению RSS-формата и плеера iPod. Добавление к названию популярного плеера от Apple второй части от английского «broadcasting» и дало название формату. Долгий путь к популярности во всем мире можно связать с тем, что их появление слегка опередило запрос времени. Сначала удалось создать адаптированный к реалиям цифрового века формат: новое радио, с возможностью загружать выпуски на устройство и прослушивать их в любое удобное время. И только потом все поняли, насколько эта идея оказалась крутой. 

Одна из причин популярности подкастов — гаджетизация в планетарном масштабе. Теперь мы с трудом можем представить себя без постоянного доступа ко всей той информации, всему миру, который помещается в одной руке со смартфоном. И подкасты были бы совсем незаметной каплей в этом море, если бы не вторая причина. Кроется она в самой природе подкастов.

Информация в формате аудио — самая доступная к потреблению. Едва ли у вас выйдет вдумчиво читать текст с любого носителя и пылесосить в одно время. Смотреть видео и ехать за рулем автомобиля? Подкасты предполагают параллельное потребление информации. Свежий выпуск полюбившегося подкаста можно включить в машине по дороге с работы, во время утренней пробежки или пока вы заняты рутинными занятиями вроде мытья посуды. Только слух дает нам такую роскошь, как свободные глаза и руки.

Благодаря этому во всем мире и случился подкаст-бум. Если в США, которые являются безоговорочным мировым лидером по популярности этого формата (116 миллионов американцев являются активными слушателями подкастов – это больше 40% жителей), взрыв интереса начался в 2014-15-м годах, то в России это началось чуть позже – примерно с 2018-го года. И речь идет не только о количестве слушателей. Все больше энтузиастов включают микрофон в надежде сделать свой проект популярным. Все больше компаний ищут в аудиоконтенте канал для поддержки своих бренд-медиа. Благодаря новым игрокам постоянно дополняется список тем, затрагиваются новые стороны жизни человека и общества. Интерес продолжает расти.
Аудитория и тренды
Подавляющее большинство слушателей в России — люди со средним и чуть выше среднего уровнем дохода (на основе данных Tiburon Research). Основная возрастная категория — люди от 25 до 44 лет (80% от общего числа слушателей). При этом без малого половина (46%) всех слушателей подкастов — люди от 25 до 34 лет. Что касается пола слушателей, здесь устанавливается относительное равенство: 53% — мужчины, 47% — женщины. Это выглядит логичным, учитывая то разнообразие тематик проектов или разнообразие тем выпусков: каждый найдет что-то на свой вкус.

Из всех категорий подкастов согласно свежей статистике SoundStream уверенным лидером выступают выпуски на тему психологии и секса («Разговор по Фрейду», «Это разве секс?», Хорошо, что вы это сказали», «Психология на Дожде» и другие проекты). Если вы еще не успели выбрать тему для проекта, однозначно стоить рассмотреть этот вариант.

Уверенное второе место по популярности — подкасты на темы, связанные с бизнесом, предпринимательской деятельностью и финансовой грамотностью. Это может стать благодатной почвой не только для личного подкаста, в котором можно поделиться уникальным опытом. Шанс на успех у подкаста компании, который будет иметь прикладной в плане пользы характер, всегда высок. 

Из набирающих популярность отмечу True Crime подкасты: за первое полугодие 2021-го эта категория занимает 5,5% от всех воспроизведений на сервисе (а по итогам 2020-го — чуть больше 3%). Составить здоровую конкуренцию для таких проектов, как «Дневники Лоры Палны», «У Холмов есть глаза» или «Холод» — уже вызов, но в случае, если тема вам близка, интерес к ней гарантирован. 

А вообще я бы сформулировал так: выбирайте ту тему, которой живо интересуетесь, которой горите так, что можете упоенно разговаривать о ней часами. В этом и состоит главная магия, главная притягательность и даже интимность лучших проектов. Только по-настоящему увлеченный человек пробуждает у широкой аудитории интерес к теме, которая ему близка.
Руководство начинающему подкастеру
AD
AD
1. Цели и задачи

Первый, самый банальный и самый важный пункт. Успех или провал любого проекта зависит только от того, соответствует ли достигнутый результат цели. Определите, что запись подкастов значит конкретно для вас, какие задачи нужно решить по пути. Это поможет сохранять концентрацию и не отказаться от реализации вашей идеи в середине пути, на самом интересном месте.

Например, вы решили стать аудиоинтервьюером №1 в России. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо приглашать известных гостей, серьезно изучать их биографию, живо интересоваться уровнем их доходов, не выпадать из инфополя и поднимать резонансные темы. Даже если цели намного более приземленные, будь то развитие собственных коммуникативных навыков, расширение круга знакомств или другое, начать стоит с их осознания.
2. Определение аудитории

От аудитории зависит все. Формат долгой живой беседы с близкими друзьями на тему детской психологии, основой которого будет личный родительский опыт каждого участника, подойдет всем, у кого есть дети. Интервью с детскими психологами — уже более специализированная вещь, круг слушателей сужается. При этом успешными будут оба проекта. А измеряется он живым интересом слушателей. Даже записав несколько выпусков, старайтесь получать от них обратную связь. Это всегда помогает улучшать качество продукта.

3. Технический момент

Подкасты замечательны тем, что их запись не требует больших вложений на старте, равно как и углубленных знаний. Ноутбук, наушники, микрофон, поп-фильтр — можем начинать. Выбор техники зависит от уровня погруженности новичка в тему и личных представлений о качественном звуке. Даже в случае записи на простой динамический микрофон, подключенный к ноутбуку, придется немного разобраться в принципах работы специального софта для записи. Выбор редакторов так же велик, а интерфейс их так же схож. Но техническая сторона прямо влияет на организацию процесса. Записать подкаст можно, находясь в одной комнате с гостями на один микрофон. Лучше — с отдельным микрофоном для каждого.

В случае удаленной записи гостей это может быть запись их голоса, воспроизводимого вашими колонками. Лучше — его запись на микрофон. Старайтесь думать о технической стороне заранее. Иначе придется постоянно подстраиваться под возможности или, скорее, под их отсутствие.
4. Монтаж, звучание, узнаваемость

Сразу за записью следует монтаж выпуска. Начните со смысловой чистки записанного материала. Без нестыковок и провисаний нарратива запись превратится в подготовленный, интересный для прослушивания, полноценный выпуск подкаста. Далее — чистка звука. Выберите в редакторе те настройки, которые позволяют добиться лучшего звучания. Отдельно подумайте про дополнительные звуковые эффекты. Во-первых, они облегчают восприятие устной информации. Во-вторых, со временем они станут уникальным стилем проекта. Для узнаваемости продукта позаботьтесь о джингле, который будет открывать/завершать выпуски. Сюда же — яркая обложка, с которой слушатели будут ассоциировать всю вышеописанную работу.

5. Выбор площадки

Пожалуй, в работе каждого из сервисов есть свои нюансы. Платформа должна соответствовать вашим требованиям и стратегии развития проекта. Подкаст-платформа SoundStream, например, может предложить большой выбор инструментов заработка даже начинающиим подкастерам. Ранний доступ или эксклюзивные материалы могут быть доступны слушателям по подписке. Это помогает сместить фокус в получении прибыли с рекламодателей, совмещать одно с другим.

К сожалению, не все могут позволить себе долгое ожидание первой прибыли. Подкастеры не должны работать на чистом энтузиазме. Это часто приводит к тому, что они вынуждены забросить любимое дело. Еще один из инструментов — наши интерактивные подкасты. Совсем недавно мы запустили систему InterCast, которая подразумевает запись выпусков в прямом эфире с участием слушателей:  любой желающий может быть подключен к эфиру по заявке, которую должны принять подкастеры. Каждый такой выпуск является онлайн-ивентом, потому авторы могут продавать входные билеты на эфиры.
Начать сейчас — самое время
Наверное, любое начинание требует либо определенного уровня навыков и знаний, либо большой смелости и энтузиазма. Да, разобраться в том, какой микрофон подойдет, как лучше настроить звучание или отработать способ подачи материала придется каждому, кто хочет заниматься подкастингом. Тем не менее я бы сказал, что входной порог в эту профессию довольно низкий. А успех, как обычно, зависит только от количества и качества прилагаемых усилий. 

Пик популярности подкастов еще не наступил. Аудитория, количество прослушиваний, бюджеты аудиорекламы ввиду их максимальной нативности — все показатели продолжают идти в рост. А развитие технологий и рынка девайсов в виде все более умных колонок или все более беспроводных наушников продолжает делать потребление аудиоконтента максимально комфортным. Когда еще начинать делать свой подкаст, если не сейчас?
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325