Меню

Отношения и секс

Как родителям пережить встречу своего ребёнка с алкоголем

Как родителям пережить встречу своего ребёнка с алкоголем
Согласно статистике, большинство подростков впервые пробуют алкоголь в возрасте от 10 до 13 лет. Некоторые из них впоследствии спиваются, и тогда история «Как мы в палатке учились чистый спирт пить» или «А потом кто-то принёс бутылку вермута» превращается из ностальгической басни «про юность» в начало истории болезни. Именно с «первого употребления» наркологи отсчитывают старт алкоголизма. Даже если это был вроде бы безобидный бокал шампанского. Так что же, и не пить совсем?
AD
AD
Ведь все же, правда, пробуют. Именно в подростковом возрасте. Любой психолог скажет, что это такое время, когда человек раздвигает границы дозволенного, пробует на прочность мир, самого себя и вообще растёт угрожающе быстро и неравномерно. С одной стороны, он присматривается к взрослым привычкам, и зачастую не самым лучшим. С другой – подчас имеет удивительно наивные представления, о том, как устроен мир.

Да и не только мир – он сам.

О том, как родителям пережить встречу своего ребёнка с алкоголем и не наломать дров, мы поговорили с Виталием Сонькиным, психологом Центра диагностики и консультирования «Рост» Северо-западного окружного управления образования г. Москвы.

— Сейчас родители нередко сами предлагают подростку выпить вина за столом, чтобы не создавать ажиотаж вокруг спиртного и научить относиться к алкоголю культурно. Однако любой нарколог назвал бы такое поведение взрослых «приобщением к употреблению»…

— Есть разница между спаиванием, «приобщением к употреблению», и тем, чтобы показать подростку, в каком именно контексте алкоголь бывает уместен в доме. Ведь так или иначе алкоголь вписан в наш культурный контекст.

Ребёнок видит с малых лет, что в праздник на столе появляется бутылка вина. Если это вино – внутри традиционного контекста, оно неопасно.

А вот если взрослый непонятно с какой целью покупает подростку спиртное и поощряет его выпить где-то на задворках, – это уже спаивание. Тут алкоголь появляется как бы сам по себе, он не связан ни с каким событием, никак не регламентирован...

— Но есть ли тот возраст, когда всё-таки уместно налить подростку полбокала вина? 14, 15 лет?

— Это, по большому счёту, не так важно. В разном возрасте дети пробуют спиртное. И, как правило, если это пара глотков, а не приличная доза – это не производит какого-то колоссального впечатления ни на ребёнка, ни на родителей.

Гораздо важнее опыт, когда подросток впервые перебрал со спиртным и явился домой, что называется, «во всей красе». И тут важен не столько сам факт употребления алкоголя, сколько реакция взрослых на это событие. Именно от неё очень многое зависит в дальнейшем.

— Чаще всего родители пугаются, они в шоке – как это наш мальчик... или девочка… Крики, слёзы или бойкот и домашний арест.

— Реакция бывает разная. И не только у родителей, но и у самих подростков. Дети бывают напуганы, они впервые столкнулись с неуправляемостью своего организма. Опять же – стыд, вина. Или напротив – горделивое гусарство. Надо сказать, что всё-таки настоящее раскаяние испытывают меньшинство юношей и девушек.

И тут, к сожалению, нет единой правильной стратегии – дети разные. Одного нужно уложить спать, успокоить. А другого – отругать. Это очень сложная ситуация, требующая педагогического творчества. Она реально рискованная и «долгоиграющая» – попробую объяснить, почему. Именно в этот момент ребёнок делает выводы – и на достаточно длительный срок, – может ли он доверять своим родителям в тех обстоятельствах, когда всё вышло из-под контроля. Может ли он свободно говорить с взрослыми на любые темы, или тема алкоголя табуирована, и поэтому главная задача подростка – «не нервировать маму с бабушкой».

— То есть в этот момент можно как потерять, так и приобрести доверие ребёнка?

— В общем, да, но опять же, готовых рецептов нет. Тут от взрослых требуется нечто большее – мудрость. Мне вспоминается мой собственный подростковый опыт. Однажды в школьной экспедиции, лет в 16, я вот так же перебрал. И на следующий день меня преподаватели начали стыдить и отчитывать. Вызвали «на ковёр». Я, конечно, слушал их с нескрываемым презрением. Плюс – похмелье. Но один из преподавателей вдруг сказал следующее: «Я не верю во всю эту историю, что ты там напился. Я слишком хорошо тебя знаю и думаю, что то, что ты вчера так странно себя вёл и дебоширил, связано как-то с твоим настроением, что-то на тебя нашло – причины мне неизвестны. Но я убеждён: ты бы никогда меня так не подвёл и не стал показывать младшим такой пример – в смысле спиртного. Иди, отдохни, и больше так не делай».

Надо сказать, на меня это произвело очень сильное впечатление. И я ушёл, что называется, думать.

— То есть главное – показать подростку: что бы ни случилось – ты продолжаешь ему доверять и уважать его?

— Ну, не так просто, конечно. Кому-то важно показать именно это, кого-то можно уважать, несмотря на случившееся, а кто-то может и потерять – по крайней мере, на время – доверие близких людей.

Тут очень много переменных, чтобы вывести одну педагогическую формулу. Например, в каких отношениях взрослый и ребёнок? Какой у подростка характер? Как он сам отреагировал на то, что случилось? Что означает для взрослого эта ситуация? И так далее.

— И всё-таки есть ли какие-нибудь грубые ошибки (и их последствия), которые родители должны учесть, независимо от собственного темперамента и характера ребёнка?

— Главная ошибка – отстранение. В ситуации, когда подросток впервые напился, он, как мы уже говорили, делает вывод, может ли он получить помощь у своих близких не на словах, а на деле, когда в некотором смысле мир перевернулся.

Повторяю, это совершенно новая ситуация, и никто – ни сам ребёнок, ни родители – не умеет в ней себя вести. Если взрослые, находясь в состоянии тревоги, не заблокируют обсуждение этого опыта, то смогут помочь ребёнку понять, что произошло и почему. А значит, уберечь в дальнейшем.

Если откровенный разговор исключён в силу агрессивно-запретительной установки родителей, то у них может просто не оказаться шанса узнать, что это было. Подросток по неопытности смешал разные напитки, или его время от времени «угощает» сосед? Если вы имеете влияние на своего ребёнка, можно объяснить на примерах с цифрами и фактами, что пить нельзя категорически – возможно, это поможет ему избежать экспериментов над своим организмом.

— Наверное, родителей пугает не сам факт пробы алкоголя, а то, что подросток начнёт прикладываться к бутылке регулярно и в результате заболеет алкоголизмом.

— Алкоголизм – это целый комплекс проблем, психологических и социальных. Зачастую причина заболевания не в первом бокале, а в семейных отношениях. Тут тоже нужно рассматривать каждую семью отдельно. Например, если отец пьющий, то сын, начиная пить в подростковом возрасте, как бы – символически – переходит на сторону отца.

— Можно ли выделить общие проблемы семей, в которых у подростков выше риск заработать проблемы с алкоголем?

— Важный фактор риска – пьющие родители, у которых алкоголь – ежедневная норма. Когда неверно расставлены приоритеты: например, «отдохнуть» означает «выпить», а не сходить на выставку, рыбалку, в парк погулять. В результате у подростка формируется установка: бутылка – синоним досуга.

Другой очень существенный фактор риска – созависимые отношения. В результате гиперопеки подросток через алкоголь и наркотики бунтует, отсоединяется от родителей. Риск повышается, если тема алкоголя запретна, взрослые пугаются, ведут себя так, будто в мире, где живёт их ребёнок, алкоголя нет и быть не может. Недостаток внимания – тоже фактор риска. Ребёнок не чувствует себя нужным, ценным. Как правило, в холодных семьях у детей плохо сформировано чувство базовой безопасности. Если алкоголь, а главное – компания, в которой ребёнок его употребляет, будут эти потребности замещать – может сформироваться зависимость.

— Запрещая что-либо подросткам, родители пытаются их уберечь...

— Это невозможно. Единственный способ уберечь – быть в контакте, слышать, принимать то, что дети меняются и взрослеют.

Текст: Соня Лешик
Источник: журнал "Здоровье школьника", март 2014
Журнал "Здоровье школьника" - единственный журнал для родителей, ориентированный на возрастную категорию детей от 6 до 17 лет.

Самая современная и полезная информация по всем вопросам, касающимся развития, питания, обучения детей. Советы и консультации психологов, врачей, педагогов.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325