«Раньше шубы, мотоциклы доставали. А теперь детей доставать начали», - сокрушался когда-то кот Матроскин из мультфильма «Зима в Простоквашино». Эх, знал бы герой советской анимации, что совсем скоро наука дойдет до того, что детей не просто «доставать» можно будет, но и заказывать их внешность. Так что, возможно, в скором времени кто-то родит себе маленького Брэда Питта.

Брэд Питт на заказ: как генетики смогут программировать внешность ребенка еще в утробе матери Фотобанк `

Генетики совершили очередной невероятный прорыв, когда открыли новый вид белка, влияющего на изменение кода ДНК. Проще говоря, ученые сумели обнаружить молекулярная сеть, которая позволяет вырезать гены из семейного кода и модифицировать их самым простым способом.

Впервые исследователи наткнулись на так называемые «генные ножницы» в 2012 году и были поражены. Первым делом ученые провели ряд экспериментов над растениями и животными, которые показали, что их теория не является обыкновенной догадкой мечтателей. Вскоре опыты были проведены и со стволовыми клетками человека. И поскольку эти «ножницы» так легко работали, эксперимент тут же оживил старые фантазии ученых генетиков о «переписывании» кода наследования. Иначе говоря, эмбрионы на заказ.

Только вдумайтесь, это открытие не только позволило бы исключать любые аномалии развития еще в утробе матери, но также влияло бы на внешность еще не рожденного малыша. То есть родители могли бы заранее заказать себе ребенка с определенными чертами.

Конечно, генетики тут же загорелись множеством идей, которые на поверку оказалось не так-то просто воплотить в жизнь. В декабре 2015 года сотни ученых со всего мира собрались в Вашингтоне, чтобы обсудить этическую сторону возможности проведения дальнейших исследований, ведь теперь пришла пора ставить опыты не на животных, а на живых людях. И не просто на ком-то, а на беременных женщинах, любые эксперименты со здоровьем которых строжайшим образом запрещены во всем мире.

Неудивительно, что в результате дискуссии вопрос так и остался открытым. Большинство ученых по-прежнему настаивает, что вмешиваться в развитие человеческого зародыша не просто неэтично, но и опасно.

Во-первых, результаты опытов все еще являются недостаточно убедительными и из-за любой неточности можно нанеси непоправимый вред живому существу. А во-вторых, дизайн ребенка сам по себе кажется многим попросту аморальным. И самое главное это, конечно, безопасность.

Для того чтобы провести эксперименты надлежащим образом, ученым понадобится множество эмбрионов человека. Они должны были бы быть сгенерированы специально для исследований - и затем оказались бы в мусоре. Жизнь, созданная как средство для достижения цели. Это ли не ужасно?

Кроме того, никто не готов дать гарантии, что процедура не продемонстрирует каких-либо неожиданных побочных эффектов, исследователи должны будут создать человеческие эмбрионы, имплантировать их в женщин и вырастить детей. Едва ли мыслимая процедура.

Не стоит забывать и о том, что многие генетические коды, а также такие их характеристики, как интеллект, основаны не на одном гене, а на взаимодействии нескольких участков наследования. Если кто-то объединяет эти сложные информационные сети, он часто путается в другом месте.

Недавно вопрос возможности проведения подобных экспериментов вновь был поднят учеными в ряде стран. Однако в Германии, Австрии и Швейцарии вмешательство в зародышевую линию человека в любом случае назвали категорически запрещенным. В других же странах правила менее строгие - амбициозные исследователи не будут сдерживаться и смутными апелляциями вполне возможно добьются-таки своей цели.