Меню

Ребенок стал постоянно говорить о смерти :-(

AD
28 ноя 2004, 23:36
Девочки, у меня вот какая проблема: моя дочка в последнее время очень часто стала говорить о смерти, уж на что у меня муж спокойный как удав, так, и он забеспокоился. Телевизор ребенок смотрит мало, лишь мультики, да и то не жестокие (я контролирую это). Впервые вопрос о смерти она задала в 1 год и 8 месяцев, когда, на прогулке с няней увидела мертвого голубя. Буквально неделю об этом только и был разговор. Дочка засыпала меня вопросами: Что с гулей?, Кто ее полечит? А где ее мама? и т.д. В общем, вечером когда я вернулась с работы, и мы пошли гулять, ребенок отвел меня (меня просто шокировало то, что она вспомнила это место)туда. Опять посыпались вопросы. Я наврала, что приедет машина скорой помощи и птичку полечат. Через неделю разговоры прекратились. И вот, снова тема смерти. Дочка переживает, что скоро умрут наши домашние животные. Сегодня мне заявила: "Мамочка, ты меня больше не шлепай, а то я могу умереть". Я просто в шоке. А еще один раз на очень возбужденная пришла из сада и рассказала, что они с детишками смотрели в окно и видели, что наш дом качался (сейчас то я выяснила, что дети смотрели на верхнюю часть дома - мы живем в высотке, вокруг плыли облака, ну дети и сделали соответствующие выводы), теперь ее не покидает чувство страха, что наш дом упадет, и мы все умрем:-( Подскажите, как быть в этой ситуации?
29 ноя 2004, 00:11
Здесь как-то уже эта тема обсуждалась. И кто-то из девочек (извините, если автору будет не приятно) предложил свой вариант, как рассказать ребенку о смерти. Мне очень понравилось, но так как моего сына это пока не волнует, то я просто скопировала себе на будущее (если вдруг понадобится). Так что если интересно, то читайте. "Капелька" (терапевтическая сказка) Метафора, объясняющая ребенку, что такое смерть, что такое движение жизни в природе и как нам, взрослым, можно бережно и светло рассказать об этом нашим детям. В конце метафоры вы можете найти план ее составления и интерпретацию. Вступление Наши дети задают нам вопросы. И каждый детский вопрос очень важен для маленького человечка, ведь каждый наш ответ – это новый шаг ребенка в познании мира. Вот только отвечаем на эти вопросы мы по-разному: в зависимости от того, есть ли у нас сейчас время объяснять и что, на наш взгляд, из всего, что мы могли бы рассказать, малыш сможет понять. Поэтому, если нам кажется, что ответ на вопрос чересчур сложен, мы зачастую пытаемся ответить шуткой или коротким примитивным объяснением, а если проблема малыша вызывает у него тревогу – старательно отвлекаем, переводя его внимание на что-то другое. Но вопрос-то остается на бессознательном уровне, ответ не получен и проблема не решена! Все мы пытались рассказать своим детям, откуда берутся горы, почему Земля не падает, почему днем светит солнце и куда под утро девается луна. Почему, почему, почему… И на каждый такой “Почему?” необходимо выдавать малышу полное и понятное “потому что…”. А если вопрос связан с тревогой малыша, то надо не просто ответить, но и успокоить ответом. Не так давно у нас был такой случай. Умерла моя собачка. И мой мальчишка никак не мог понять, почему она лежит недвижима и не дышит. Я, как могла на тот момент, объяснила ему, что произошло. Потом мы вместе закопали ее, соорудив что-то вроде холмика, и посадили цветочки. При этом мы разговаривали о том, что наша Ладушка будет жить в наших сердцах и мы всегда будем о ней помнить. Все это отвлекло его от грустных мыслей. Прошло несколько дней, и малыш не вспоминал о происшедшем. Но по прошествии примерно полугода он вдруг начал разговоры о смерти. Он говорил о том, что боится умереть, спрашивал меня, зачем он родился, если все равно умрет. Я старалась не обсуждать с ним этот вопрос, полагая, что это не та тема, на которую стоит разговаривать с маленьким ребенком. Я отвечала ему, не как полноценному Человеку и Личности, коими каждый из нас является буквально с первых секунд своего рождения. Я просто его успокаивала, рассказывая сказки про молодильные яблочки, живую и мертвую воду и потихоньку переводила разговор на другую тему. Увы, это было моей ошибкой! Сказки, подтвержения правдивости которым он ни разу не встречал за все 4 года его жизни, не могли удовлетворить его потребности понять то, что он видел собственными глазами. Проходило немного времени, и он снова возвращался к этой теме. И его тревога возрастала. Он не получал ОТВЕТА!!! Дорогие мамы и папы! Вспомните свое детство, вспомните свои ощущения приятной внутренней уверенности, когда, будучи маленьким человечком, вы чувствовали себя компетентными в интересующих вас вопросах! И вспомните ощущения неудовлетворенности от полученных от взрослых ответов, когда в душе поселяется растерянность и обида. “ Я хочу не такой ответ!!! Я уже большой и все понимаю!!!” – так однажды с горечью в сердцах выкрикнул мне мой 4-х летний сын, когда я не смогла внятно ответить на его вопрос. Он видел мою растерянность и чувствовал: то, что я ему рассказала – это далеко не все, что я сама знаю на эту тему. Тогда я стала рассказывать ему более подробно и, видимо, совсем непонятно. И тогда мой маленький мудрый человечек просто подсказал мне, как я должна была ему ответить. Он спросил меня: “Мамочка, а на что это похоже?” И тогда у меня родилась эта метафора. В виде сказки, рассказанной на ночь, содержащая в себе большое количество скрытых команд на спокойствие, уверенность, радость и одновременно дающая полный и доступный ответ на вопросы ребенка, эта метафора дала прекрасный терапевтический эффект. Может быть, она поможет и вам в общении с вашим ребенком на эту сложную для объяснения тему? Сказка для Сашеньки на ночь Эта история началась летом. Как-то раз, после жаркого солнечного дня, наступил теплый летний вечер, и все цветочки на полянке сложили вместе свои лепесточки и уснули. И протекавшая рядом речка, казалось, тоже решила вздремнуть - она журчала тихо-тихо, и даже громогласные лягушки и звонкие сверчки - эти ночные певцы - квакали и стрекотали тихо, просто наполняя влажный воздух ровным звуком. На полянку и речушку опустился туман. Спокойствие и умиротворение царило на земле, давая возможность отдохнуть и набраться сил всем, кто лег спать. Луна призрачно просвечивала бледно-желтым светом сквозь влажную пелену тумана. Ее контуры были расплывчаты и обманчивы. Спать…. Спать…. - вдыхала ночь. Затем настало утро. Первые радостные лучики солнца разорвали туманную завесу, и туман начал таять, оседая ни листве, траве и в чашечках цветов капельками росы. Так в одном из цветочков родилась Капелька. Она перекатывалась в серединке цветочка, с любопытством смотрела вниз на землю сквозь лепестки и смеялась, радостно звеня. И цветочек тоже смеялся - ему очень нравилось, что в его серединке блестит Капелька. Солнце поднималось выше и грело все сильнее. Становилось жарко. - Как красиво я сияю в солнечных лучах, - радовалась Капелька. - Спрячься от солнца, а то ты погибнешь, - волновался цветочек - солнышко высушит тебя и ты исчезнешь! Капелька не послушалась. Солнечный лучик попал на Капельку, она становилась все меньше и, наконец, исчезла. - Моя капелька пропала, она умерла! - расстроился цветочек. И все другие капельки, которые были в других цветочках, испуганно зазвенели: “Умерла!.. Умерла!..” А Капелька и не умерла вовсе. Она превратилась в пар. Просто другие капельки не знали этого и не узнают, пока сами не превратятся в пар. И вот наша капелька в виде маленького туманного облачка поднималась на небо. А рядом с ней поднимались другие облачки, которые тоже когда-то были капельками. Чем выше они поднимались, тем становилось холоднее, и туманные облачка теснее прижимались друг к другу, чтобы согреться. В результате из них получилось большое облако. А капелек-облачков становилось все больше и больше. И в конце концов на небе родилась большая грозовая туча. Подул ветерок, и туча загородила собой солнце. “Что происходит, что с нами будет?” - волновалась наша Капелька и другие капельки-облачки вместе с ней. Стало совсем холодно, и Капелька вдруг увидела, что другие туманные облачка опять превращаются в капельки! Те, которые были тяжелей, стали протекать сквозь тучу, отрывались от нее и падали вниз, на землю. Капелька почувствовала, что она тоже становится просто капелькой, становится тяжелей и тяжелей… “Мне страшно! Я погибну!” - испуганно закричала Капелька и тоже оторвалась от тучи. “Они умерли…умерли…”- испуганно шептали оставшиеся капельки, из последних сил держась за тучу. “Я умираю”, - говорила туча, и становились все меньше и меньше, рассыпаясь капельками дождя. А наша Капелька летела по воздуху на землю вместе с другими оторвавшимися капельками и слушала их разговоры. “Кап, кап, кап, - говорили капельки - мы дождинки, мы делаем дождик!” “Это приятно - быть дождинкой, и совсем не страшно!” - радостно подумала Капелька, и в груди ее поднимался вихрь восторга. Но долго радоваться ей не пришлось - она звонко шлепнулась на землю. “Ой!” - вскрикнула она. “Надо говорить кап!” - поправила ее другая капля. Кап-кап-кап… приземлялись рядом другие капельки. Их становилось все больше, больше -и на земле родился ручеек. “Мы сделали свой ручеек!” - радовались капельки. Они бежали наперегонки, толкались и смеялись, и Капелька бежала и смеялась вместе с ними. И ручеек бежал по земле и звонко журчал… Пока не влился в речку. Умер? Нет! Много-много ручейков сливаются вместе в один поток, и так рождается речка. И одной из капелек воды в этой речке была наша Капелька. Она солидно и серьезно текла в общем потоке с другими капельками - ведь в речке не положено бежать и толкаться, как в ручье. И она ощущала собственную важность в этом общем процессе и очень собой гордилась. И солнышко светило на речку своими горячими лучами. И так случилось, что Капелька опять попала под солнечный лучик, испарилась и превратилась в облачко пара. “Умерла…Умерла!…” - испуганно шептали другие капельки в речке. Но мы-то с тобой уже знаем, что она не умерла, а просто перешла в другое состояние. И она с радостью проделала уже знакомый ей путь без тени страха или сомнения. С такими же испарившимися капельками они опять создали тучку и вновь пролились дождиком на землю. Капелька летела вниз с другими дождинками и собиралась вновь бежать ручейком и веселиться, но вдруг почувствовала, что шлепнулась на землю и провалилась под землю. “Ой!” - испугалась капелька, а другие капельки, которые не протекли под землю и образовали ручеек, испуганно зазвенели: “Умерла…Умерла!…” Ведь Капельки уже не было с ними и они не знали, что с ней стало, во что она превратится… Как часто незнание порождает страх! А Капелька протекла глубоко под землю. Там было темно, много корней от растений и деревьев и течь было очень неудобно. Поэтому она остановилась и стала ждать - что будет. И вдруг Капелька почувствовала, что ее кто-то пьет. Она оглянулась - и увидела тоненький корешок, который прикоснулся к ней и тихонько выпивал ее водичку. “Ее пьют, она умирает…”- говорили друг другу другие застрявшие в земле капельки. А корешок выпил капельку до конца, и она побежала по стебельку растения, став его соком. “Вот это да! - удивилась Капелька. - Я теперь цветочек!” Да, Капелька стала теперь жить внутри цветочка. Горделивое спокойствие поселилось в ее сердечке - она стала частью прекрасного создания природы. Так она провела все лето. Настала осень. Цветочек стал увядать, его мочили дожди, трепал холодный осенний ветер. Цветочек лег на землю, и Капелька снова вернулась в землю. Она приготовилась вновь сидеть и скучать в земле, и ждать, когда ее выпьет какой-нибудь цветок или деревце, но дожди размочили землю, в ней собралось очень много капелек. Все вместе они опускались все глубже и глубже, и, в конце концов, родили под землей свой собственный подземный ручеек. Так Капелька узнала, что бывают подземные ручейки и даже подземные речки. Капелька много путешествовала под землей, перетекая из одной подземной речки в другую. Она узнала, что бывают подземные пещеры и даже подземные озера в этих пещерах. Но однажды подземная речка вынесла Капельку на поверхность земли. Последние осенние лучи солнца погладили Капельку и она вновь испарилась и поднялась в тучку. На этот раз Капелька долго путешествовала в тучке по небу. А на земле в это время наступила зима. И вот однажды Капелька вновь почувствовала в своей тучке, что она становится тяжелой. Она сползла на край тучи и бесстрашно спрыгнула вниз. “Да здравствует дождик! Ура!” - закричала она. Но когда она полетела вниз, то почувствовала, как ей холодно. Капелька так замерзла, что сжалась и даже ощетинилась от холода - и стала снежинкой. И другие капельки вокруг тоже стали снежинками. Они стали легкими и кружились и порхали в воздухе, водя хороводы. “Какие мы стали красивые! Мы снежинки!!” - восторженно шептались они, медленно оседая на землю. А те капельки, которые еще остались на тучке и видели, как дождинки превратились в снежинки, со страхом шептали друг другу: “Посмотрите, что с ними стало, они, наверное, умерли!!!” Наша Капелька-снежинка упала на крышу дома, который стоял на берегу реки. Той самой реки, в которой когда-то плавала Капелька. И Капельке захотелось похвалиться речке, какая она теперь красивая снежинка. Поэтому Капелька-снежинка подползла с попутным ветерком к краю крыши и взглянула вниз, туда, где протекала река. Но, о, ужас! Что стало с речкой?! Она не текла, как прежде, медленно и величаво, перетекая миллионами капелек. Она застыла, как стекло, скованная льдом. “ Наша речка умерла!” - шептались капельки-снежинки на крыше. Капелька готова была расплакаться, и остальные снежинки тоже. И когда лучик холодного зимнего солнышка коснулся снежинок, они все-таки заплакали и начали таять, вновь превращаясь в воду и стекая с крыши. Но была зима, было холодно, и они снова замерзли, застыли большой сосулькой, свесившейся с крыши. “Надо же, мы теперь, как наша речка!” - думали капельки-льдинки. Им очень хотелось обсудить между собой такое новое превращение - но ни говорить, ни шевелиться в сосульке они не могли. Им оставалось только молча удивляться и с любопытством наблюдать за тем, что происходит вокруг, вбирая в себя новый опыт. Так и провисела сосулькой наша Капелька вместе с другими до самой весны. А весной солнышко нагрело сосульку и растопило ее. И капельки из сосульки весело закапали на землю, собираясь в ручейки. А ручейки бежали к реке. “Нам придется делать новую речку, ведь наша речка умерла” - говорили капельки в ручейках. Но речка тоже проснулась, ласково согретая весенним солнышком. Лед растаял, и соскучившаяся по движению река бурливо побежала меж берегов, принимая в себя все сбегавшиеся к ней ручейки. Дважды в год менялась речка, вся целиком превращаясь в лед зимой и в воду весной. Ей и не надо было испытывать так много чудесных превращений, которые постоянно происходили с Капелькой - у речки были совсем другие задачи в жизни, скучать ей было некогда. А капелька радостно кувыркалась в бурных весенних водах, умильно подставляя свои бока яркому весеннему солнышку и вспыхивая при этом искристым светом. “Надо же!” - удивлялась наша Капелька. - “Получается, что ничто не умирает! Все только изменяется и продолжает свое существование в новом виде! Это так здорово, и так интересно!” Наступило лето. И снова потянулись ленивые жаркие дни. Вода в реке нагрелась, стала теплой. Было так жарко, что даже ночью, когда солнышко уходило спать и убирало свои горячие лучики, вода не остывала. И однажды ночью Капелька почувствовала, что ей слишком жарко и она не может больше быть в речке, ей хочется вырваться. И она вырвалась, превратившись в маленькое облачко пара. “Умерла…Умерла!…”- испуганно шептали ее юные соседки- капельки в реке. Но Капелька-то уже знала, что меняя свое состояние, она не умирает, а продолжает жить - в виде капли дождя, в виде снежинки, в виде сосульки, в виде облака или тучи. И каждое новое состояние замечательно по-своему, и каждое новое превращение чудесно необыкновенно! А над рекой собирался влажный туман, закрывая от лягушек и стрекочущих цикад бледно-золотистое свечение луны. И Капелька была частью этого тумана. Она висела в воздухе туманным облачком, чтобы на утро проснуться капелькой росы в чашечке цветка. “Я уже была туманом…” - сквозь сон подумала Капелька. Лениво квакали в ночной тиши лягушки и тихо-тихо журчала речка… “Спать… Спать…. Спать….” - вздыхала ночь. Проект психотерапевтической метафоры “Капелька” Тема: страх смерти Цель: не надо бояться того, чего не знаешь. Собирательный образ: капля воды; круговорот воды в природе. Встроенный контекст: Капелька уходит в другое состояние. Те,кто в этом состоянии остается, считают, что для них Капелька умерла. (Снежинка для капель воды). Внушение: Смерти нет, меняется только состояние. Чтобы изменить состояние - надо покинуть тех, кто состояние менять не хочет. Встроенные внушения: спокойствие; уверенность в том, что все, что происходит - должно происходить; смена состояний может приносить радость и удовольствие. Поуровневое построение: 1.Сюжетная линия 2. Внушения 3. Переплетения Волшебное кружево сказки. Терапевтическая метафора в работе с детьми “Чувство будит в нас мысль – с этим все согласны; но вот с тем, что мысль будит чувство, согласятся далеко не все, а ведь это не менее правильно!” Шамфор. Что такое метафора? Очень ярко охарактеризовал это понятие Г. Лорка. Он утверждал, что метафора есть “родная дочь воображения … рожденная порою в быстром всплеске интуиции, освещенная тревожной и медленной мукой предугадания”. Конечно, это не определение в том смысле, как мы привыкли это понимать, но сказано очень точно. Метафора – не новомодное слово. Это понятие “с бородой”, имеет греческое происхождение. Вот как определяет его В.Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка”: “Метафора – иноречие, инословие, иносказанье; обиняк; риторический троп, перенос прямого значения к косвенному…” А вот определение из “Толкового словаря русского языка” С.И. Ожегова: “МЕТАФОРА. Толкование: оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смысле, на основе аналогии, сходства, сравнения”. Мы бессознательно используем метафоры в повседневном общении и зачастую обращаемся к ним, для более образного и яркого описания чего-либо, или чтобы лучше и доступнее что-то объяснить. Как знакомы нам такие выражения, как «Фонтан идей», «Острый язычок», «Мозговой штурм» и т.д. Метафора с одной стороны позволяет более точно и образно охарактеризовать предмет, процесс или явление, а с другой стороны она способствует более продуктивному и эффективному мышлению, давая работу правому полушарию мозга и, таким образом, открывая новые грани в процессе познания. Эту функцию метафоры прекрасно иллюстрирует следующий отрывок: “Гуи Дзы вечно говорит загадками,- как-то пожаловался один из придворных принцу Ляну.- Повелитель, если ты запретишь ему употреблять иносказания, поверь, он ни одной мысли не сможет толково сформулировать.” Принц согласился с просителем. На следующий день он встретил Гуи Дзы. “Отныне оставь, пожалуйста, свои иносказания и высказывайся прямо”, - сказал принц. В ответ он услышал: “Представьте человека, который не знает, что такое катапульта. Он спрашивает, на что она похожа, а вы отвечаете, что похожа на катапульту. Как вы думаете, он вас поймет?” “Конечно нет”,- ответил принц. “А если вы ответите, что катапульта напоминает лук и сделана из бамбука, ему будет понятнее?” “Да, понятнее”,- согласился принц. “Чтобы было понятнее, мы сравниваем то, что человек не знает, с тем, что он знает”,- пояснил Гуи Дзы. Принц признал его правоту.” “Сад историй” (Ксиань и Янг, 1981) /Отрывок взят из книги “Терапевтические истории для детей и их родителей”/ Кажется, что область применения метафор безгранична: в повседневном общении, в терапии, в конфликтологии, в обучении и воспитании… Правильно построенная и рассказанная терапевтическая метафора дает глубокий и стойкий эффект, ибо воздействие идет прямо на глубинные уровни психики, минуя сознательные ограничения и препятствия. И на страницах этого журнала я хочу поделиться своим опытом работы с терапевтическими метафорами с детьми 3-8 лет. Почему именно этот возраст? В НЛП существует огромное количество техник, позволяющих работать практически с любыми проблемами. И для ребятишек постарше их вполне можно модифицировать соответственно их возрасту и интеллектуальному развитию. Но как рассказать маленькому ребенку про линию времени, части личности и пространственные якоря? Никак, потому что это и не нужно. Для работы с малышами существуют другие подходы, и целительная сказка – один из них. Дети всегда открыты сказке. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы. Но бывают моменты, когда обыкновенной сказки становится недостаточно. И тогда на помощь приходит терапевтическая метафора. Чем же отличается терапевтическая метафора от сказки? Сказка – это «повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка, 1997г.). Это сюжетное художественное произведение, цель которого – яркая описательность и богатая событийность. Обратите внимание, как слушают дети искусного рассказчика. Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят на внутреннем экране образы и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные перипетии. Таким образом в искусно рассказываемой сказке задействуются все основные репрезентативные системы – аудиальная, визуальная и кинестетическая. Этот факт надо учитывать при использовании терапевтических метафор в работе с детьми. Терапевтическая метафора также имеет сюжет. Сюжет в метафоре – это как раз та часть, которая предназначена левому полушарию. И пока оно следует за разворачивающимися событиями, правое полушарие занимается поиском и разгадкой скрытого смысла. Это порождает в подсознании процессы, связанные с выстраиванием различных внутренних ассоциаций. В конечном итоге сознательные и подсознательные процессы накладываются друг на друга и порождают новое толкование и новую поведенческую реакцию. Происходят изменения и последующая простройка на логических уровнях ребенка. Таким образом, перефразируя слова Б.Брехта «Мы - это больше, чем я и ты», можно было бы сказать: «Терапевтическая метафора - это больше, чем логика и гипноз». Другими словами, терапевтическая метафора запускает в левом и правом полушариях мозга два параллельно происходящих процесса, в сумме дающих результат, превосходящий по эффективности последовательные воздействия на сознание (логически) и подсознание (посредством трансовых техник и гипноза). Как же строится терапевтическая метафора? Создание метафоры похоже на создание цветного кружева, когда каждая нить играет строго назначенную ей роль в цветовой гамме и в общем рисунке. И функцию одной из таких нитей выполняет сюжет. Сюжет в терапевтической метафоре должен быть созвучен проблеме, заявленной ребенком. Он должен быть близок ему, чтобы вызвать его заинтересованность, но не «зеркалить» настоящую ситуацию, так как в некоторых случаях это может быть воспринято ребенком как нравоучение и вызвать его бессознательное сопротивление. В терапевтической метафоре сюжет выполняет двоякую функцию: с одной стороны он позволяет присоединиться к реальной проблеме маленького пациента, а с другой стороны дает возможность отвлечь его сознание от непосредственно переживаемой им проблемы. Следующая нить в этом метафоричном кружеве – это встроенные внушения и команды. Они искусно вплетаются в канву повествования, и их практически невозможно вычленить на слух. Они воспринимаются как части сюжета и не фиксируются сознанием. Таким образом, они получают прямой доступ в подсознание и гармонично встраиваются на соответствующих логических уровнях. Завуалированные сюжетным рисунком, внушения и команды оказывают мягкое, но сильное воздействие на психологические процессы. Третья нить в волшебном кружеве – задействование репрезентативных систем. Этот аспект уже затрагивался чуть выше, когда речь шла об искусно рассказываемой сказке. В отличие от сказки, где «вхождение» в сюжет происходит самопроизвольно и зависит от «включенности» ребенка в события, в терапевтической метафоре задействование всех репрезентативных систем слушателя и их взаимное переплетение является важным условием эффективного воздействия. С одной стороны это способствует гармоничному и равновесному развитию ВАК-систем, а с другой стороны, через ведущие репрезентативные системы терапевт имеет возможность получить доступ к заблокированным репсистемам и активировать их. И, наконец, последний этап в искусстве создания чудесной исцеляющей сказки – ее рассказывание. Здесь есть моменты, на которые необходимо обратить особое внимание. Во-первых, это подстройка под дыхание слушателя. Рассказывая метафору, терапевт постепенно замедляет темп и понижает голос. Он начинает «вести» слушателя, и у того вслед за снижением темпа речи замедляется дыхание и импульсы мозга, что способствует его погружению в транс. Встроенные внушения и команды в процессе рассказывания интонационно выделяются. Очень способствует «включенности» ребенка в рассказываемую метафору ее ролевое исполнение, когда помимо интонирования встроенных внушений интонационно выделяются ключевые сюжетные моменты. Голос, тембр и интонация являются ведущими моментами, если ребенок слушает метафору с закрытыми глазами. Именно интонационное богатство в этом случае является той основой, которая порождает богатство образов, возникающих на внутреннем экране ребенка, и ощущений. Если ребенок слушает сказку с открытыми глазами, в процесс рассказывания можно включить элементы пантомимы или ввести «героя» повествования в виде небольшой мягкой игрушки. Это будет способствовать тому, чтобы неустойчивое внимание маленького слушателя не отвлекалось на внешние раздражители. Теперь, вооруженные знаниями о значении, построении и рассказывании терапевтической метафоры, попробуйте создать свою собственную метафору. И помните, что этот вариант работы подходит не только маленьким детям – он хорош для любого возраста. У Милтона Эриксона терапевтическая метафора была одним из основных элементов его работы. Еще раз прошу огромное прощение, просто захотелось поделится вариантом предложенным когда-то и кем-то, жаль не записала кем.
29 ноя 2004, 01:20
Спасибо большое за инфу в таком кол-ве!!!
29 ноя 2004, 18:03
Большое спасибо. Очень полезная информация
29 ноя 2004, 05:42
Моя тоже много о смерти разговаривает в последнее время. Стараюсь не сгущать краски, чтобы не пугать, но и не придумываю ничего.
29 ноя 2004, 22:47
Ну надо же, а моя в свои почти 4ре не имеет и понятия что такое смерть (Слава Богу). Год назад у нас собака очень сильно заболела и пришлось ее усыпить. Юленьке сказали что Макс улетел на звездочку. Она верит и до сих пор ночью смотрит на небо и говирит что там Макс. (с транслита)
30 ноя 2004, 01:08
у нас первый раз зашел такой разговор года в три. Началось с военных, потом перешло на тему войны (в кратце ) ну а там и до смерти недалеко. Я не стала откладывать эту волнующую его тему на потом - авось пройдет, а выдвинула такую версию, не вдаваясь в религию, как это может показаться. Я сказала, что когда тело устает, оно уходит отдыхать, а душа человека поднимается на небо, там тоже отдыхает и присматривает себе новое тело на землеФ, вселяется в какого-нибудь только родившегося малышку, и живет в нем. И душе хорошо в новом тельце, которое моложе и удобнее прежнего и новому малышке хорошо, потому что душа, которая уже прожила перед этим жизнь, передает новому человечку все свои знания, и он становится более умненьким и сообразительным. Ему эта идея так понравилась, что он тут же перестал бояться смерти и сказал, что тоже поскорей хочет туда на небо, а потом вселиться в нового малышку - прям не знаю плакать или смеяться от такой сообразительности :) А теперь иногда только всплывает вопрос про то, а в какого малышку вселилась душа его дедушки Юры, которого он не знал, да и я тоже, так давно это было.
30 ноя 2004, 13:30
А как вы войну объясняли? Расскажите, пожалуйста. Меня тоже дочка спрашивала недавно, после посещения рыцарского замка, и я поняла, что трудно объяснять абстрактные понятия, особенно войну, да еще хотелось бы без особых подробностей про убийство. :(
30 ноя 2004, 15:20
Давным-давно жили-были на земле 2 короля. Дружили они до поры до времени, но однажды одному королю понравились драгоценности, которые показал ему второй король, и он попросил их ему подарить или продать. А второй король не захотел, сказал, что ему самому они нравятся и он их себе оставит и отдавать никому не хочет. Тогда первый король решил отобрать эти драгоценности силой, а заодно и дворец королевский , и землю, которые были у второго короля. А поскольку одному ему было не справиться, он пошел к себе в королевство и сказал всему своему народу, чтобы тот собирался и шел с ним завоевывать (захватывать, отбирать) чужое добро. Что ему королю нужен замок, земля и драгоценности, а все остальное его люди могут взять себе. Люди голову от жадности потеряли и пошли завоевывать другое королевство. Так началась завоевательная война. А второй король тоже собрал своих людей и сказал, что жители другого королевства хотят у них все отобрать, и надо защищаться, или обороняться. Так что с их стороны - эта война была оборонительная. Так они дрались за свое добро, пока кто-то не победил, или пока не устали все и не решили разойтись с миром. - А люди умирали? - Ну случалось , конечно, представляешь, когда одна такая толпа на вторую такую толпу станут наступать, кто-нибудь обязательно пострадает, я думаю (вот почему драться плохо, можно кому-нить больно сделать) - а сейчас войны бывают? Бывают к сожалению. Потому что жадные люди еще не перевелись и все им хочется то, что у других есть, а у них нет. (Жадным тоже нехорошо быть, понимаешь?) Тема исчерпана, может благодаря тому, что в самых острых моментах она была немного повернута в русло очевидного, но не слишком приятного вывода (в скобочках выше). Так что ребенок не захотел разузнавать подробности, чтоб не наткнуться на очередную скрытую нотацию :) Только рассказывать надо, как сказку - дружелюбно, чтоб не дать почувствовать ребенку, что война может быть где-то очень близко к нему.
30 ноя 2004, 18:37
Спасибо :)
30 ноя 2004, 00:31
Почитайте еще вот этот топик, в нем полезные статьи по теме http://www.eva.ru/static/forums/66/2004_11/227231.html
30 ноя 2004, 13:27
Спасибо большое за ссылку. А "Капельку" я дочке читала, и потом еще аналогичную сказку про превращение зерно-мука-маффины и т.д. :) сочинила. На некоторое время помогло, т.е. дочка перестала постоянно спрашивать и говорить про смерть. Но через некоторое время вопрос опять возник, она даже сама попросила ей сказку про маффины рассказать. Но мне кажется, что у нас это пока на уровне осмысления, а не страха, хотя не хотелось бы упустить момент.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325