Меню

Мамам партизанов, картавщиков, шипилявщиков и т.п.

AD
29 июн 2004, 12:45
Нашла в своем компе. Давно спечатывала для евы с книги Карташовой "Воспитание правильного произношения у детей дошкольно возраста". Это логопедические гимнастики. Сейчас выложу все 7 комплексов.
29 июн 2004, 12:45
Первый комплекс (для свистящих звуков С, З, Ц) Первый комплекс Загнать мяч в ворота. Цель. Выработать длительную, направленную воздушную струю. Описание. Вытянуть вперед губы трубочкой длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувать щеки, для этого можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская чтобы, воздушная струя была прерывистой. Наказать непослушный язык. Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти. Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаться уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот упражнение делает правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. Сделать язык широким. Цель. Выработать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счет от одного до пяти - десяти. Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 2. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается – вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Кто дальше загонит мяч. Цель. Выработать длительную, направленную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный конец стола. Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук «Ф» а не звук «Х», т.е. что бы струя была узкая, а не рассеянная. Почистим зубы.. Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Методические указания. 1.Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
29 июн 2004, 12:46
Второй комплекс (для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ) Наказать непослушный язык. Цель. Выработать умение расслаблять мышцы языка См. первый комплекс. Приклей конфетку. Цель. Укрепить мышцы языка и укрепить подъем языка вверх. Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и приклеить его к небу за верхними зубами. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами. 4. Выполнять упражнение в медленном темпе. Грибок. Цель. Выработать подъем языка, растягивать подъязычную уздечку. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире. Кто дальше загонит мяч. Цель. Выработать длительную, направленную воздушную струю, идущую посередине языка. См. предыдущий комплекс. Вкусное варенье. Цель. Выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Ш». Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но из стороны в сторону. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, «не подсаживала» язык вверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые его края касаються уголков рта. 3. Если упражнение не получается вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. Гармошка. Цель. Укрепить языка, растягивать подъязычную уздечку. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и приоткрывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания. 1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. Фокус. Цель. Выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти при этом посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Методические указания. 1. Следить, чтобы, нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придерживать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
29 июн 2004, 12:46
Третий комплекс (для звука Л) Наказать непослушный язык. Цель. Выработать умение расслаблять мышцы языка См. первый комплекс. Вкусное варенье. Цель. Выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Ш». См. второй комплекс. Параход гудит. Цель. Выработать подъем спинки языка вверх. Описание. Приоткрыть рот, и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход). Методические указания. 1. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. Индюк. Цель. Выработать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения передним краем языка по верхней губе вперед и назад стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не получиться «бл-бл» (как индюк болбочет). Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. Качели. Цель. Выработать умение быстро менять полдожение языка, необходимое при соединении звука «Л» с гласными звуками «А», «Ы», «О», «У», Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение 4-6 раз. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. Пощелкать кончиком языка. Цель. Укрепить мышцы языка и укрепить подъем языка вверх. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания. 1. Упражнение сначала выполнять в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если упражнение не получается нужно выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался во внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. Беззвучно пощелкивать кончиком языка. Цель. Выработать движение языка верх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «Л». Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в небо.
29 июн 2004, 12:46
Четвертый комплекс (для звука Р) Чьи зубы чище. Цель. Выработать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался во внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Маляр. Цель. Отработать движения языком вверх, его подвижность. Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. Кто дальше загонит мяч. Цель. Выработать длительную, направленную воздушную струю, идущую посередине языка. См. первый комплекс. Пощелкать кончиком языка. Цель. Укрепить мышцы языка и укрепить подъем языка вверх. См. второй комплекс. Вкусное варенье. Цель. Выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Ш». См. второй комплекс. Индюк. Цель. Выработать подъем языка вверх, подвижность его передней части. См. третий комплекс. Барабанщики. Цель. Укрепить мышцы языка, выработать подъем языка вверх и умение делать ончик языка напряженным. Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «Д»: «д-д-д-д-д». Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Методические указания. 1. Рот должен быть все время открыт. 2. Следить чтобы звук «Д» носил характер четкого удара - не был «хлюпающим». 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого нужно поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении она будет отклонятся.
29 июн 2004, 12:47
Пятый комплекс (для дифференциации свистящих и шипящих звуков звуков С-Ш, З-Ж, Ц-Ч) Качели. Цель. Способствовать выработке быстрого перехода кончика языка из нижнего положения, характерного для быстрого произношения свистящих звуков, в верхнее, характерное для произношения свистящих звуков. См. третий комплекс. Насос. Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука «С» (язык находиться за нижними зубами, струя воздуха холодная). Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук «С» (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «С» язык находиться за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная. Шар лопнул. Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука «Ш» (язык находиться за передними зубами, струя воздуха теплая). Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук «Ш» (так, как выходит воздух из проколотый шины). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «Ш» передний край языка находиться за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая. Угадай, что это. Цель. Научить ребенка различать звуки «С» и «Ш» при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестические ощущения. Описание. Взрослый не спеша, произносит поочередно звуки «С» и «Ш», а ребенок соответственно звуку должен показывать на картинку, изображающую велосипедный насос (звук «С») или проколотую камеру (звук «Ш»). Потом взрослый показывает на картинку, а ребенок называет соответственно звук. Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори. Цель. Научить ребенка произносить звуки «С» и «Ш» в слогах. Описание. Предложить ребенку произносить за взрослым (попарно), соблюдая определенную последовательность: «са-ша», «со-шо», «шу-су», «сы-ши» и т.д. При этом надо прикрывать рот листом бумаги, чтобы ребенок не видел артикуляцию этих звуков. Если звук ты угадал, верно слово ты назвал. Цель. Показать ребенку, что с изменением звука может измениться и слово. Описание. Предложить ребенку правильно повторять за взрослым 2 слова, у которых с заменой диффиринцируемых звуков «С» и «Ш» меняется их смысл. «Мишка-миска», «кашка-каска», «крыша-крыса». На картинку посмотри – ее верно назови. Цель. Научить ребенка не смешивать звуки «С» и «Ш», когда они встречаются в одном слове. Описание. Подобрать картинки, в названии которых одновременно встречаются звуки «С» и «Ш», и попросить ребенка правильно их назвать: Саша, шоссе, сушка, старушка, солнышко, машинист, стеклышко, пушистый снег и др. При отсутствии картинок можно предложить ребенку повторять эти слова за взрослым. Кто лучше придумает? Цель. Научить ребенка правильно употреблять звуки «С» и «Ш», во фразах. Описание. По картинкам ребенок должен составить предложения и правильно произнести их. Если нет картинок, взрослый называет слово, а ребенок составляет предложение. Можно соревноваться, кто лучше придумает.
29 июн 2004, 12:47
Шестой комплекс (для дифференциации звуков Р-Л) Завести мотор у самолета. Цель. Уточнение и отработка артикуляции звука «Р» (язык находиться за верхними зубами и там вибрирует) Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук «Р», поражая звуку мотора самолета. Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «Р» широкий кончик языка поднят к небу и дрожит. Пароход гудит Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука «Л» (язык поднят за верхние зубы, и там прижат). Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук «Л», напоминающий гудок парохода. (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса). Обратить его внимание на то, что язык прижат к небу и там не двигается. Угадай, что это. Цель. Научить ребенка различать звуки «Р» и «Л» при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестические ощущения. Описание. Взрослый не спеша, произносит поочередно звуки «Р» и «Л», а ребенок соответственно звуку должен показывать на картинку, изображающую параход (звук «Л») или самолет (звук «Р»). Потом взрослый показывает на картинку, а ребенок называет соответственно звук. Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори. Цель. Научить ребенка произносить звуки «Р» и «Л» в слогах. Описание. Предложить ребенку произносить за взрослым (попарно), соблюдая определенную последовательность: «ла-ра», «ло-ро», «лу-ру», «лы-ры» и т.д. При этом надо прикрывать рот листом бумаги, чтобы ребенок не видел артикуляцию этих звуков. Звуки чередовать, ставя на первое место попеременно «Р» и «Л». Если звук ты угадал, верно слово ты назвал. Цель. Показать ребенку, что с изменением звука может измениться и слово. Описание. Предложить ребенку правильно повторять за взрослым 2 слова, у которых с заменой диффиринцируемых звуков «Р» и «Л» меняется их смысл. «Юра-юла», «малина-Марина», «лак-рак» и др. На картинку посмотри – ее верно назови. Цель. Научить ребенка не смешивать звуки «Р» и «Л», когда они встречаются в одном слове. Описание. Подобрать картинки, в названии которых одновременно встречаются звуки «Р» и «Л», и попросить ребенка правильно их назвать: журнал, рыболов, полотенце, проволока, милиционер, орел, балерина, портфель, рояль и др. При отсутствии картинок можно предложить ребенку повторять эти слова за взрослым. Кто лучше придумает? Цель. Научить ребенка правильно употреблять звуки «Р» и «Л», во фразах. Описание. По картинкам ребенок должен составить предложения и правильно произнести их. Если нет картинок, взрослый называет слово, а ребенок составляет предложение. Можно соревноваться, кто лучше придумает.
29 июн 2004, 12:47
Седьмой комплекс (для дифференциации звонких и глуких звуков Т-Д, П-Б, К-Г, Ф-В, С-З, Ш-Ж) Поехали в вагончике. Цель. Проверить произношение звука «Т» и одновременно обратить внимание ребенка на то, что в образовании звука «Т» голос не участвует. Описание. Предложить ребенку несколько раз не спеша произнести звук «Т», напоминающий звук колес поезда. Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «Т» голос спит и стенки его домика не дрожат. Чтобы ребенок убедился в этом, приложить тыльную сторону его руки спереди к шее. Следить чтобы ребенок произносил звук «Т» тихо и без добавления гласных. Барабанщики. Цель. Проверить произношение звука «Д» и одновременно обратить внимание ребенка на то, что в образовании звука «Т» участвует голос. Описание. Предложить ребенку несколько раз не спеша произнести звук «Д»,. Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «Д» голос «поет» и стенки его домика дрожат. Чтобы ребенок убедился в этом, приложить тыльную сторону его руки спереди к шее. Угадай, что это. Цель. Научить ребенка различать звуки «Д» и «Т» при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестические ощущения. Описание. Взрослый не спеша, произносит поочередно звуки «Д» и «Т», а ребенок соответственно звуку должен показывать на картинку, изображающую вагон (звук «Т») или барабан (звук «Д»). Потом взрослый показывает на картинку, а ребенок называет соответственно звук. Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори. Цель. Научить ребенка произносить звуки «Д» и «Т» в слогах. Описание. Предложить ребенку произносить за взрослым (попарно), соблюдая определенную последовательность: «та-да», «то-до», «ту-ду», «ты-ды» и т.д. При этом надо прикрывать рот листом бумаги, чтобы ребенок не видел артикуляцию этих звуков. Звуки чередовать, ставя на первое место попеременно «Д» и «Т». Если звук ты угадал, верно слово ты назвал. Цель. Показать ребенку, что с изменением звука может измениться и слово. Описание. Предложить ребенку правильно повторять за взрослым 2 слова, у которых с заменой диффиринцируемых звуков «Д» и «Т» меняется их смысл. «туш-душ», «точка-дочка», «ктушка-кадушка», «уточка-удочка» и др. На картинку посмотри – ее верно назови. Цель. Научить ребенка не смешивать звуки «Д» и «Т», когда они встречаются в одном слове. Описание. Подобрать картинки, в названии которых одновременно встречаются звуки «Д» и «Т», и попросить ребенка правильно их назвать: доктор, дети, детсад, дятел, родители, следопыт и др. При отсутствии картинок можно предложить ребенку повторять эти слова за взрослым. Кто лучше придумает? Цель. Научить ребенка правильно употреблять звуки «Д» и «Т», во фразах. Описание. По картинкам ребенок должен составить предложения и правильно произнести их. Если нет картинок, взрослый называет слово, а ребенок составляет предложение. Можно соревноваться, кто лучше придумает.
29 июн 2004, 12:55
Спасибо!
29 июн 2004, 17:01
Ценная вещь! Спасибо большое!!!
29 июн 2004, 20:32
Спасибо,очень интересно.
29 июн 2004, 19:29
Девчата, подскажите, можно этот топ целиком сохранить себе куда нибудь, а? А то я в этих вопросах нулик:)
29 июн 2004, 20:36
Можно распечатать все сообщения.А можно просто открыть все сообщения(для печати всех сообщений)и скопировать себе в папочку.
30 июн 2004, 20:38
СПАСИБО!:)
30 июн 2004, 11:02
я в Ворд все скопировала, сформатировала и сохранила себе. Спасибо Олечке!!!
30 июн 2004, 16:15
нажимайте внизу Для печати, комплекс высветится в отдельном окне, оттуда распечатывайте (нажмите на принтер вверху).
30 июн 2004, 12:04
А мы занимаемся по этому комплексу. Стали немножко лучше говорить свистяшие и оч.хорошо, букву р. Правда, занимаемся не регулярно
30 июн 2004, 12:14
Спасибо, попробуем позаниматься!
01 июл 2004, 06:49
А у нас сказка по этому комплексу про веселый язычок. Маленькой нравится. Но сказка без методических рекомендаций. Мне этот топ прямо по кайфу. Совсем по другому посмотрела на эти упражнения. Автору большое спасибо.
01 июл 2004, 08:41
У Вас сказка скорее всего на русском???)) а можете поделиться?)
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325