Меню

РЕЧЬ----------

AD
18 июл 2004, 07:55
3. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ. Руководство формированием детской речи. Младшему дошкольнику в связи с его возрастными особен-ностями свойственно, как мы видели, косноязычие. Неудиви тельно, если ребёнок в 2 3 года и даже 4 5 лет нечисто произ носит некоторые звуки (шипящие, р и др.). Но родители и воспи татели, естественно, тревожатся, если 6 7-летний ребёнок шепе-1 лявит, картавит или имеет другие недостатки речи. Это физиоло гически уже не оправдано, и тогда обычно перед воспитателями встаёт вопрос, как исправить речь ребёнка, не нужна ли по мощь специалистов логопеда, врача. Наблюдения показывают, что у большинства старших дошколь ников и школьников первых классов, обладающих недочётами речи, нет никаких серьёзных нарушений, у этих детей выработа лась привычка нечистой речи, связанная в известной мере с не правильным воспитанием. Отсюда необходимо сделать вывод, что очень важно во-время пресекать недостатки речи, что труднее их исправлять впоследствии, когда они укоренятся. Особенное внимание воспитанию речи необходимо уделять, когда процесс её развития происходит наиболее интенсивно, когда речь ребёнка наиболее гибка и податлива. Весь дошкольный возраст это время энергичного развития речи и, в частности, овладения пра вильным звукопроизношением. Долго существовал совершенно неправильный взгляд, со гласно которому звуковая сторона речи ребёнка якобы разви вается самостоятельно, без специального воздействия взрослых, ребёнок будто бы постепенно изживает неправильности своей речи и практически овладевает правильным произношением. В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи влечёт за собой отставание в развитии ребёнка. Разумная семья всегда старается воздействовать на форми рование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Свое образным обучением являются речевые игры: игры в подра жание, ку-ку , голоса животных и т. п. Здесь родители не только привлекают слуховое внимание, но побуждают ребёнка к речи, заставляют повторять. В более позднем возрасте ребёнка учат правильно произ носить звуки и слова. Народная педагогика также даёт бле стящие образцы своеобразного обучения ребёнка речи. Потешки, песенки, прибаутки являются ценным материалом для восприятия и усвоения музыки родной речи. Многие прибаутки, прекрасные по содержанию, богаты и нужными для ребёнка звучаниями это та своеобразная игра звуками, игра словами, посредством которой, по словам Горького, ребёнок учится тонкостям родного языка . Чем иным, как не игрой звуками, словами, можно назвать такие песенки и потешки, как, например: Ай ду-ду-ду-ду-ду-ду! Сидит ворон на дубу... Или: Ток, ток, тока-ток, Что ни день, то моток. Или: Ай, качи-качи-качи, ' . Под подушкой калачи, В ручках прянички, В ножках яблочки. Такое многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребёнка. Взрослые учат ребёнка на примере своей речи, активно по буждая его к подражанию. Если' в семье нет этого своеобраз ного обучения, то развитие речи ребёнка может задержаться. ^ Развитие речи не происходит самотёком. Несомненно, между детьми существуют ..большие индивидуальные различия: одним достаточно хорошего примера взрослых, другие нуждаются в более активной помощи. Активное вмешательство приобретает особенно большое значение в учреждениях общественного воспи тания. В семье постоянное общение детей с родителями, со стар шими детьми (при достаточной заботе о ребёнке) способствует правильному развитию речи. Однако при хорошо поставленной воспитательной работе в детском учреждении у ребёнка создаются более благоприятные условия для развития речи: ребёнок находится среди товарищей, он постоянно с ними разговаривает. В детском саду много по собий, игрушек и книг, влияющих на развитие речи. Наконец, и это самое главное, дети постоянно находятся под руководством специально подготовленных воспитателей. В последнем издании Руководства для воспитателя детского сада в программные требования включено обучение детей пра вильному звукопроизношению. Надо стремиться, чтобы дети 3 4 лет уже говорили ясно, чётко, учились правильно произносить все звуки и знакомые им слова. В группе большое место должны занимать общегрупповые игры и занятия по усвоению чёткой дикции и правильного про изношения шипящих, звука л и позже звука р. Особое внима ние надо уделить отдельным детям с общей задержкой в разви тии речи (алаликам). С детьми 4 5 лет проводятся индивидуальные занятия по закреплению всех звуков и главным образом шипящих и звука р. Воспитатель изучает особенности речи каждого ребёнка, так как в этом возрасте своевременная индивидуальная помощь детям имеет сугубо важное значение. В старшей группе основное место занимает работа с отдель ными детьми, имеющими уклонения в развитии речи. Здесь часто приходится прибегать к помощи специалиста-логопеда. Со всей группой воспитатель работает над дикцией: над чётко стью произношения слов, правильностью ударений, умением регу лировать дыхание при чтении стихов, выразительностью интонаций. Как же воспитатель добивается хорошего произношения у детей? Остановимся сначала на общих приёмах, а затем укажем и специальные мероприятия, которые необходимо применять по от ношению к детям со стойкими недостатками речи. А между тем некоторые родители часто разговаривают с ребён ком лепетной речью: Маленький, холёсенький, пойдём тпруа! , Вове бо-бо и т. д. Прав Ушинский, говоря, что детский лепет занимателен для взрослых , и справедливо считает эту подделку под детский язык совершенно неуместной, нередко тормозящей развитие ребёнка. Необходимо объяснять родителям, какое большое значение имеет для ребёнка речь взрослых и как надо разговаривать с маленькими детьми. Сам воспитатель должен говорить с ребёнком правильно, не искажая слов. Тем из воспитателей, которые обладают какими-либо недочётами речи, необходимо серьёзно работать над чисто той произношения, а также над общей культурой своей речи, над дикцией. Воспитатель должен говорить ясно, чётко артикулируя каждое слово, не торопиться, не искажать звуков, не съедать слогов и окончаний слов. Если воспитатели не следят за своей речью или говорят не правильно, нечётко, то до уха ребёнка многие слова доходят искажённо ( грит вместо говорит, окиян вместо океан и т. п.). Ребёнок, особенно маленький, речь воспитателя воспринимает как совершенный образец и всегда подражает ему. Особенно чётко надо произносить незнакомые, новые и длин ные слова. Живость тона, богатство интонаций в речи воспита теля способствуют лучшему произношению ребёнка. К сожале нию, некоторые воспитатели мало разговаривают с детьми, го ворят отрывисто, однообразно, главным образом в связи с орга низацией отдельных процедур: Пойдём гулять , Пойдём мыть руки, засучи рукава , Одевайтесь скорее и т. п. Скучная по содержанию речь не привлекает внимания детей, как бы совер шенна она ни была по произношению и грамматическому по строению. Воспитателю необходимо разговаривать с детьми воз можно чаще и на разнообразные темы. Разговоры с одним ребёнком и с небольшой группой детей создают близкие взаимоотношения. Обращаясь непосредственно к ребёнку, воспитатель побуждает его говорить. Кроме того, он имеет возможность внимательно прислушаться к его речи. Ма ленького ребёнка необходимо приучить прямо смотреть на говоря щего человека, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого. Разговор с ребёнком должен протекать непринуждённо и возникать естественно. Поводов для разговора много. Утром, приходя в детский сад, дети полны впечатлений от виденного по дороге, от^домашних событий. Особенно хочется детям поделиться впечатлениями после выходного дня. Во время прогулок можно найти много тем для бесед с детьми, с отдельным ребёнком. Очень благотворно влияет на развитие речи младших пример старших детей. Поэтому надо всячески -поощрять совместнее игры младших детей со старшими; на прогулке обычно так е объединение происходит вполне естественно. 16 Воспитание умения внимательно слушать. Развитию правильной и чистой речи у детей дошкольного возраста часто мешает пониженный слух. Воспитателю необхо димо проверять состояние слуха у каждого ребёнка и направлять к врачу-специалисту. Для проверки слуха воспитатель может про вести игры: В поручения , Кто лучше слышит и т. п. Воспитатель становится от детей на расстоянии 5 6 м и шё потом произносит несложные поручения, например: Маня, по ложи мячик на полку! , Толя, открой дверь! и т. п. Можно предложить детям закрыть глаза или отвернуться. Подобные игры требуют от детей большой сосредоточенности, поэтому они должны длиться не более 3 5 минут. Такие игры имеют значение не только для проверки слуха детей, но и для воспитания умения слушать. Развитие слухового восприятия способствует воспиганию чистой речи. Искажения звуков и слов (сокращение слов, перестановка звуков и слогов, уподобление одного звука другому) часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым восприятием. Для развития слухового восприятия можно использовать разнообразные занятия и игсы. Большое значение имеф слушание музыки, а для старших детей слушание детских радиопередач. Полезны такие игры, как Узнай по голосу, кто позвал , Эхо , поиски спрятанного пред мета под тихую и громкую музыку. Полезно также внимательно прислушиваться к звукам, доносящимся со стороны. Можно предложить детям помолчать, даже закрыть глаза и послушать, ' о чём говорит комната, улица . Дети услышат тикание часов, доносящиеся с улицы гудки автомобиля, топот лошадиных копыт, голоса людей, звонок трамвая, чирикание воробьев, жужжание мух и т. п. Ещё большее богатство звуков в лесу, поле, в саду: шелест листвы, пение птиц, журчание ручья, стрекотание кузне чиков, жужжание пчёл, гудение мотора работающего трактора или стук топора дровосека и много, много других. В процессе игры можно предложить некоторым детям изо бразить звуками то, что они слышали, остальные должны угады вать. Дети поразительно тонко передают различные звуки и их оттенки, например жужжание мухи, пчелы и шмеля. Подобные игры обостряют внимание детей и делают их более восприимчи выми к звучанию речи. 6. РАБОТА С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ (АЛАЛИКАМИ). В младшей и средней группах детского сада встречаются не говорящие дети. Эти дети нормально слышат, но почти совсем не говорят или произносят только отдельные звуки, слоги, слова. Это случаи так называемой алалии. Причины алалии разнообразны. Алалия возникает вслед ствие органических повреждений мозга (ушибы, мозговые за болевания, внутричерепные кровоизлияния во время тяжёлых родов и т. п.). Дети с подобными случаями алалии большей частью подлежат специальному лечению в клиниках и учреждениях для алаликов. Алалия иногда является следствием нервного потрясения, испуга, которые имели место в раннем возрасте. Тяжело протекающие детские болезни иногда вызывают общую задержку в развитии речи. Наблюдается позднее появление речи и при нормальном ходе физического и психического развития ребёнка. Наиболее частая причина лёгких форм алалии это неправильное речевое воспитание, педагогическая недоработан-ность: с ребёнком в ясельном возрасте мало разговаривали и не развивали его речь. В тех случаях, когда нет серьёзных органических недостатков, ребёнок-алалик может быть принят в обычный детский сад. Пребывание в коллективе говорящих детей влияет положительно на формирование речи алалика (при условии применения неко торых специальных приёмов со стороны воспитателя). Имея в группе алалика, воспитатель должен прежде всего внимательно проследить за его поведением убедиться, что ре бёнок слышит и не является умственпоотсталым. Воспитателю необходимо также точно учесть, какими отд&ль-ными звуками, слогами и словами пользуется ребёнок, и, нако нец, подробно выяснить у родителей ход предшествующего раз вития ребёнка и причины, которые, возможно, повлияли на задержку в развитии речи. Алалик должен быть тщательно освидетельствован врачом, который назначает индивидуальные лечебные мероприятия. Кроме того, воспитатель должен установить близкий контакт с ребёнком, завоевать его доверие, проявить к нему чуткое, тёп лое отношение. Очень важно выработать у такого ребёнка чувство уверенности в себе, в своих силах. Это может быть достигнуто весьма простыми приёмами. Так, в практике работы воспитатели применяют метод несложных поручений. Например, мальчику, который не говорил слово дай , поручают попросить у уборщицы какую-либо вещь. Он говорит дай и показывает на нужную ему вещь. Няня, с которой ранее договорились, даёт требуемое, ре бёнок с удовлетворением выполняет поручение, видя, что его по нимают. Очень хорош метод включения ребёнка в коллективную игру, где алалик выполняет посильную роль. Например, даёт сигнал ту!, по которому дети выполняют какое-либо действие (начинают работу , по гудку отправляется поезд и т. п.). Такое включение в игру способствует выработке уверенности в своих силах, ребёнок видит, что его понимают, он не чувствует себя отчуждённым от коллектива, преодолевает нерешительность. Обычно это даёт резкий скачок в дальнейшем усвоении речи. Обучение речи маленьких алаликов надо начинать с очень простого несложных звукосочетаний: му, ма-ма, ба-ба, да, дай, ту и т. п. Если ребёнок владеет отдельными звуками и словами, то на чинать надо именно с них. Например: дать картинку, изобража ющую корову, и сказать: Корова мычит му-му! Давай скажем му . Или: Паровоз гудит ту! ту! Воспитатель садится напро тив ребёнка и предлагает ему внимательно слушать и смотреть себе в лицо. Сначала воспитатель говорит вместе с ребёнком (сопряжён ная речь), затем предлагает говорить путём повторения (отра жённая речь): Корова мычит му! Скажи му-му! , а позже за даёт вопрос: Как мычит корова? Эти простые звукосочетания надо повторять часто и много кратно. Ежедневно надо заниматься с ребёнком отдельно в тече ние нескольких минут и, кроме того, включать ребёнка в обще групповые игры, доступные ему по звуковому материалу. (Игры: Гуси-гуси , В поезд и т. п.) В этих играх алалик повторяет за детьми лишь то, что он в состоянии сказать. Чтобы ребёнку не надоели одни и те же звукосочетания, их можно преподнести в разных вариантах. Ту фабричный гудок; ту гудит автомобиль. Т у-ту-ту стучит молоточек. На основе имеющегося у ребёнка речевого запаса словесный материал можно постепенно усложнять. Ту-ту, тук-тук, Тата (имя куклы, де вочки), тётя; или: вау-вау, ав-ав, Вова; или: га-га, гав-гав. Га-ля и т. п. При переходе к двухслоговым словам ребёнок часто-испыты вает затруднения, поэтому надо их давать сопряжённо (ребёнок. говорит вместе с воспитателем) или даже путём повтора каждого отдельного слога и затем уже слова в целом: Скажи: Вова. Ну, давай скажем Во (ребёнок повторяет Во), скажи ва (ребёнок повторяет). Теперь скажем: Во-ва . Чем твёрже ребёнок овладевает простыми звукосочетаниями и словами, тем в большей мере воспитательница побуждает ре бёнка к самостоятельной речи: назвать изображаемые предметы на картинке, подражать голосам животных, выполнить простое поручение воспитателя, сказать: Вова, дай! Галя, на! и т. п. От отдельных слов воспитатель переходит к несложным соче таниям {Мама, иди; Гуси га-га; Тётя. дай и т. п.), причём воспи татель не требует, чтобы ребёнок сразу точно воспроизводил более трудные слова, этого ребёнок достигает постепенно. Ребёнок, на пример, говорит: Ляля пит , пропуская звук с (спит). Если по требовать от ребёнка сразу чёткого словопроизношения более труд но произносимых слов, это его может смутить и вызвать задержку в дальнейшем развитии. Осторожность, постепенность, неторопли вость, систематичность это основные требования в работе с ала-ликами, особенно в первое время занятий с ними. Очень важно умело использовать детский коллектив для подражания речи хорошо говорящих. Во время рисования посадить алалика с хорошо говорящими детьми. Те, рисуя, обычно говорят о своём рисунке: Вот дом , Вот дядя, ёлка, небо , тётя и т. п. Слушая разговор товари щей, алалик тоже начинает приговаривать, часто ещё искажая слова, но произнося их приближённо к образцу: Тут дум (дом), лёка (ёлка) и т. д. Полезен такой метод и в играх. Например, в мяч играют трое детей: Раз-два, три лови! говорит ре бёнок, хорошо владеющий речью. То же повторяет второй; и ала лик, когда подходит его очередь, тоже произносит: А, да, ти ви! и постепенно начинает всё лучше и лучше воспроизводить слышанное. Позже алалик усваивает маленькие ритмичные строки. Жили-были дед да баба , Ай ду-ду-ду-ду , Дон-дон, тили-дон и т. п., а затем и маленькие стишки, и народные потешки. Содействуя постепенному расширению запаса слов ребёнка и совершенствованию его фонетики, воспитатель должен следить и за тем, чтобы ребёнок овладевал грамматическими формами, учился правильно строить предложеия, так как это имеет огромное значение для общего развития его речи и мышления. При систематической работе ребёнок-алалик (если у него нет каких-либо серьёзных уклонений в общем развитии) овладевает речью и обычно после 6 8 месяцев догоняет своих сверстников. В занятиях с алаликами очень полезное действие оказывают упражнения по упорядочению движений: подвижные игры, гим- н-астика, ручной труд. Необходимо поддерживать тесную связь с семьёй, объяснять Катя на горку. А теперь сядь. Ну, сядь, сядь. Ребята, скажите ей: сядь. Поехали. У-у-ух, как Катя поехала с горки. Ну, беги на место. Топ-топ-топ, побежала, побежа ла Катя и села. А теперь собачка пойдет, топ-топ-топ-топ, на горку влезла. Поехали! У-у-у-ух, как покатилась с горки. Залаяла собачка: ав-ав-ав. Еще хочет кататься: ав-ав: Покатать ее еще, ребята? Покатать? Скажи, Надя: покатать. Опять собака на горку поднимается . Таким же образом скатываются и другие животные. Само собой разумеется, что не только возможны, но и желательны всякие отступления от данного образца, особенно создание поводов к высказыванию самих детей. Так, например, каждый раз они могут подражать крику того или другого животного, сами называть, кого пока тать, кричать у-у-у-ух при скатывании, приводить к лестнице, отводить животных на место. Возглас поеха ли... ух! надо повторять каждый раз, потому что этим словам дети сами начнут подражать. Если в группе есть дети постарше, к двум годам, этой игре они начинают подражать, играя самостоятельно; надо только дать им какую-то неразрушающуюся горку ' и соответствующие игрушки для скатывания. Для детей от 1 года 10 месяцев до 2 лет можно при проведении этого занятия использовать стихотворный текст, сопровождая его соответствующими действиями. Горка, горка, горка! Вот какая горка! Ну-ка, Мишка, не ленись, Покатись-ка с горки вниз. Встал медведь на четвереньки И влезает на ступеньки. Влез, улегся на живот И скатился с горки вот! Кукла Таня, не ленись, Ты скатись-ка с горки вниз. По ступенькам лезет Таня, Лезет, лезет, не устанет, И скатилась с горки вот! Ну-ка, Мишенька, дружок, Прокатись еще разок. Встал медведь на четвереньки И влезает на ступеньки. 36 Влез, улегся на живот И скатился с горки вот! А за Мишкой встанет Снова кукла Таня. Ну-ка, Танечка, дружок, Прокатись еще разок. По ступенькам лезет Таня, Лезет, лезет, не устанет. И скатилась с горки вот! (Н. К. Драницына) Карусель Карусель можно сделать так: надо вырезать из фа-веры круг и прикрепить его к подставке таким образом, чтобы он свободно вращался вокруг гвоздя или винта, которым он прикреплен. Для красоты следует круг окле ить цветной бумагой или окрасить масляной или эмалс-' вой краской. Все занятие проводится точно таким же образом, как и катание с горки, с той лишь разницей, что участвующие лица садятся на карусель и некоторое время кружатся на ней. Можно катать их поочередно, а можно добавлять по одному, так что в конце концов на карусели окажутся все игрушки. При использовании второго вари анта в промежутках между катанием нужно учить детей называть каждую находящуюся на карусели игрушку и перечислять, кто на карусели катался (см. ранее описан ное занятие Выставка игрушек ). Чтобы детям было интересно, круг надо вертеть то быстро, то медленно, разговаривать с детьми и игрушка ми, вводить добавочные эпизоды. Сережа, позови Миш ку кататься на карусели, скажи: иди, иди кататься. Побежал Мишка бегом. Смотрите, ребята, бежит, пере валивается, ох, упал! Ну, вставай, что же лежишь? По моги ему, Сережа, подняться, скажи: вставай, вставай, Мишка, иди кататься. Пошел, топ-топ-топ, на кару сель лезет, лезет. Что, места нет? Ребята, места нет Мишке. Попросите собаку подвинуться. Скажите: под- ' винься, пусти Мишку, пусти. Ав-ав-ав! Не хочет? Еще попросить? Дети, попросите ее еще: пусти Мишку, под винься, пожалуйста. Вот и подвинулась, садись, Мишка. Аллочка, посади его, скажи: сядь, сядь . Можно вместо горки и карусели для такого же за нятия применить обыкновенный игрушечный грузовик, в котором катать животных и кукол, сохраняя при этом все остальные подробности описанных выше занятий, так как они-то и составляют методическую ценность за нятий и поддерживают у детей интерес к ним. Это занятие, сохраняя все методические приемы, мо жно провести не только с горкой, каруселями, качеля ми и грузовиками, но и с любым коротким и интересным для детей бытовым действием, например всех по очере ди умывать, кормить, укладывать. Многократное повто рение одного и того же действия, одних и тех же фраз взрослого дает положительный результат для развития ' речи детой, а появление все новых и новых, хотя бы уже и знакомых по прежнему их опыту, персонажей^ живая речь сестры, ее умение находить новые подроб ности и вставлять их в основной план показа, умение привлекать детей к активным действиям по ходу показа, к активному речевому участию в показе обеспечивают постоянный, длительный интерес к занятию. Приводимое нами стихотворение и показ, сопровож дающий его, можно использовать в работе с хорошо раз витыми в отношении речи детьми от 1 года 10 месяцев до 2 лет и старше. М и ш к а К нам пришел медведь из леса, И на стульчик быстро влез он. Ну-ка, Мишка, оглянись, Ребятишкам поклонись. Надевай-ка, Мишка, Новые штанишки. Натянул? Ну, можешь сесть. А у вас штанишки есть? (к детям), Какой ты грязный, Мишка! Так, друг мой, не годится: Давай-ка мыться! Ты воды не бойся, Начисто умойся. На штанишки не накапай. Полотенцем вытри лапы. Вот гребенка, причешись. Причесался? Покажись! Иди, я бантик подвяжу, Я Мишку детям покажу. Вот какой нарядный Мишка, Нарядился, шалунишка: Красный бантик и штаны. С Мишкой все плясать должны. Тра-ля-ля-ля Мишка пляшет. Мишка лапкой детям машет. Выйди, Валя, поспеши! Вместе с Мишкой попляши, (II. К. Драницына) Само содержание стихотворения подсказывает сест ре, что показывать детям. Во время умывания Мишка опускает в воду с опаской лапу, потом фыркает и отска кивает. При слове покажись сестра поворачивает его к себе и осматривает. Иногда на несколько секунд текст прерывается, и сестра просто говорит детям о том, что в это время с Мишкой происходит. Названный ребенок встает с места, берет Мишку за лапы и пляшет с ним под пение сестры без слов. Мотив может быть с ним под пение сестры без слов. Мотив может быть заимствован у любой плясовой песни ( Барыня , Ах вы, сени , Во саду ли, в огороде ),
18 июл 2004, 20:07
Да! Вот это трактат!!! Мой сын (5 лет) - картавит, мы занимаеися с логопедом; а приемная дочь 5 лет - произносит все звуки прекрасно. если берет на себя труд - поговорить.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325