Меню

ПЭП - давайте обсудим

AD
14 фев 2005, 15:14
Нам вчера у невропатолога поставили этот диагноз (ПЭП). Плз, кто сталкивался, опишите, что и как вам советовали делать и что помогало, а что нет. Спасибо.
14 фев 2005, 15:33
Во-первых, убедитесь, что это на самом деле ПЭП, а не невропатолог перестраховывается, как это бывает в 99% случаев. Вам НСГ делали?
14 фев 2005, 15:47
НСГ - это узи гол мозга? нет, но дали направление. Только при пальпации родничка врач сказала, что внутричерепного давления нет и все в порядке...
14 фев 2005, 21:39
Оксана ДУЛЬСКАЯ. Здоровье АИФ #13 (242) 02/1999

Возбудимые дети
Для всякой нормальной семьи счастье, когда в ней появляется ребенок. Счастье вдвойне, если малыш - тихоня. А если вся жизнь состоит из сумасшедших дней, бессонных ночей и ежеминутный детский крик не дает расслабиться ни на минуту? В таких случаях родители обращаются к врачу и нередко слышат в ответ: у ребенка повышенная возбудимость. Но что это - проявление болезни, дурного характера, а может, плохая наследственность? Оказывается, чаще всего ни то, ни другое, ни третье. В большинстве случаев родителям стоит просто повнимательней отнестись к своему малышу - так считает заведующий Детским городским неврологическим центром Морозовской больницы Евгений Владиславович КЕССЕЛЬ.

- Евгений Владиславович, вам как детскому невропатологу, наверное, нередко приходится слышать сетования родителей на то, что у них нервные, возбудимые дети?

- Сегодня это одна из самых частых жалоб. Причем если к психиатрам в таких случаях обращаются мамы и папы с детьми старше трех лет, то к нам приносят детей начиная с грудного возраста.

Что беспокоит родителей? Малыш много и "беспричинно" плачет, часто просыпается по ночам. Но, проведя клинический осмотр, чаще всего убеждаешься: ребенок неврологически здоров, и единственное, чего ему недостает -внимательного, чуткого и умелого обращения взрослых. Причины возбудимости у грудных детей, как правило, не неврологические, а педиатрические: до 4-5 месяцев это прежде всего погрешности в питании. Ребенок голоден или, наоборот, переедает; начинаются срыгивания, рвота, боли в животике. Нередко родители незнакомы с простейшими навыками и особенностями детской гигиены. Поэтому беспокойство у малыша могут вызывать потница, опрелости, заложенность носа. Мало кто обращает внимание и на то, как ребенок мочится. Между тем в каждом третьем случае у мальчиков проблемы с мочеиспусканием, и плач возникает именно в эти моменты. Наконец, наряду с физиологическими причинами следует отметить недостатки в воспитании детей.

В таком раннем возрасте?

- Да, а первые три месяца уже закладывается характер Если с самого рождения вокруг ребенка ходят на цыпочках, то он начинает вздрагивать от любого звука. Важно с первых дней создать малышу спокойную, но вполне естественную атмосферу жизни, наполненную всеми слуховыми, зрительными ощущениями. Собственно, задача воспитания в том и заключается, чтобы помочь ребенку максимально адаптироваться к окружающему миру.

Другая тема - режим. Родители часто склонны к крайностям: или вообще не придерживаются никаких ограничений, или загоняют ребенка в жесткие рамки - сколько спать, в какие часы принимать пищу. Он, естественно. противится этим установкам, прежде всего плачем. Приходится объяснять мамам и папам, что не стоит так скрупулезно следовать советам из книг - каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода.

Кстати, весьма распространенный сегодня "книжный" совет - если ребенок много плачет, не следует к нему подходить, а лучше дать ему выкричаться. Это крайне ошибочно. Плач - защитная реакция ребенка на какой-либо раздражитель. Поэтому нужно обязательно разобраться, что беспокоит малыша, принять меры для устранения причин беспокойства. В противном случае формируется доминантное поведение, при котором плач становится основной ответной реакцией по любому, даже самому незначительному поводу. Так что, когда меня спрашивают: надо ли идти у ребенка на поводу, отвечаю - надо. А чтобы "не перегнуть палку", следует быть внимательным и уметь анализировать ситуации, возникающие при общении с малышом.

Типичный случай во время врачебного приема. Мать никак не может успокоить лежащего на пеленальнике ребенка. По ее мнению, он плачет, потому что ему плохо. Приходится объяснять, что малыш просто возмущается тем, что его положили, распеленали. Надо попытаться с ним договориться, переключить внимание, и протест исчезнет, отойдет на второй план. А что вместо этого? Ребенка хватают на руки, трясут, бегают с ним по комнате - вот весь арсенал родительских средств.

Между тем с ребенком вообще нужно разговаривать как можно больше. Трехмесячная кроха уже многое понимает и крайне нуждается в общении. И если, едва родившись, малыш становится помехой в семье, если мать невротизированна, отвлечена от процесса воспитания денежными, бытовыми неурядицами или просто не интересуется ребенком, это не может не сказаться на его поведении. Иногда об этом приходится говорить с бабушкой, объясняя, что молодые родители оказались просто психологически не готовы к появлению на свет потомства и что именно в этом корень всех проблем.

- В специальной литературе для родителей нередко пишут, что ребенок может быть возбудим от природы...

- Не существует методик, с помощью которых можно определить, возбудима у ребенка нервная система или не возбудима, и установить, что является нормой, а что - отклонением. Можно, к примеру, проверить проходимость нервного волокна при диагностике мышечной патологии. Но уровень эмоциональности ребенка и что-либо подобное измерить нельзя. Нервная система - это сигнализатор, который дает понять: где-то в организме произошел сбой, нарушено привычное равновесие. Не утруждаясь поисками причин, очень удобно все свалить на нервы. "Что вы беспокоитесь, он просто возбудимый", - сказать так о ребенке - значит, махнуть на него рукой, оставить наедине со своими проблемами.

- Но ведь бывают и глубинные причины детской нервности? Может ли она быть, к примеру, врожденной?

- Есть диагноз - "врожденная детская нервность". Его ставят, когда не могут найти объяснения повышенной возбудимости. Редкий случай, я в своей практике с этим не сталкивался. Потому что причины всегда находятся, и мы уже о них говорили.

Конечно, существует ряд серьезных заболеваний, вызывающих патологическую повышенную возбудимость, которая требует лечения. К ним относятся как пора ж е ни я нервной системы, так и соматические заболевания. Наиболее частой виновницей этих поражений становится гипоксия плода - нехватка кислорода в период беременности. Причин такого дефицита множество: инфекции, перенесенные матерью, ее хронические заболевания, наконец, стрессы. Ведь стресс обычно вызывает спазм сосудов, на который очень чутко реагирует формирующийся мозг ребенка.

Но вот что интересно: на этой стадии развития мозг ребенка в состоянии справиться почти со всеми неблагоприятными факторами. Его компенсаторные возможности удивительны и не раз демонстрировали медикам чудеса.

Вот почему до 80% детей, перенесших внутриутробную гипоксию, имеют хорошие показатели психомоторного развития. Этого не учитывает наше здравоохранение, в котором, на мой взгляд, существует гипердиагностика патологических состояний детей раннего возраста, иными словами, завышенное представление об их болезненности.

- Вы можете привести пример?

- Сегодня, например, каждому второму ребенку ставят диагноз внутричерепной гипер-тензии - повышенного внутричерепного давления. На него часто списывают и детскую возбудимость, начинают закармливать малыша лекарствами, скажем диуретиками, вымывающими из организма столь необходимые ему микроэлементы.

Между тем до трех месяцев допустима так называемая функциональная внутричерепная гипертензия. Грубо говоря, идет как бы притирка мозга ребенка к черепу. В результате тщательного клинического обследования ребенка невропатологом, нейроокулистом, проверки состояния глазного дна, дающего информацию обо всех внутричерепных процессах, проведения ультразвукового исследования мозга, мы подтверждаем диагноз внутричерепной гипертензии (гипертензионного синдрома) лишь у одного из двухсот направленных в нашу клинику детей - то есть всего в 0,5% случаев! Подчеркну, это серьезнейшее нейрохирургическое заболевание, требующее обязательной госпитализации, встречается, как правило, только в двух случаях - при объемных процессах головного мозга и при тяжелых нейроинфекциях. У нас же - самый расхожий термин. Болит голова? Значит, внутричерепная гипертензия.

Слава Богу, повторюсь, компенсаторные возможности ребенка велики, и это позволяет ему выбраться из множества ситуаций, созданных неверной диагностикой и необдуманно назначенным лечением. Иногда дети принимают такие препараты, как диакарб, триампур, по нескольку лет, и ничего, организм выдерживает. Хуже, если ошибочно вынесенный диагноз сопровождает ребенка и в школе. Тут включаются в действие разного рода запреты на участие в спортивных соревнованиях и походах, на посещение уроков физкультуры, в результате чего человек становится социально дезадаптированным, если хотите, даже социально больным.

Между тем при хорошем, грамотном враче многие проблемы для пациентов отпадают сами собой. Скажем, если у ребенка крупная голова, не следует спешно расценивать это как гидроцефалию. Перво-наперво стоит вспомнить о таком банальном заболевании, как рахит, или хотя бы поинтересоваться у матери, какой размер шапки носит отец ребенка.

Значит, главное - не торопиться списывать повышенную возбудимость на болезнь, не спешить к ребенку с успокаивающими лекарствами?

Любое медикаментозное лечение требует обоснования. Если есть текущий неврологический процесс, органическое поражение мозга у ребенка, то, безусловно, требуется всеобъемлющее лечение. Но чаще можно обойтись без лекарств. Я всегда спрашиваю в таких случаях родителей: что будем делать - заниматься ребенком или лечить? Лечить удобней - и врачу, и родителям. Создается видимость внимательного отношения к больному, а родители в итоге получают более спокойную жизнь. Мама дала таблетку диакарба или аспаркама и после этого убеждена, что ребенку лучше.

Между тем на спокойную жизнь родители просто не имеют права - родив ребенка, они взяли перед ним определенные обязательства. И должны сознавать, что, нагружая детский организм успокаивающими средствами, они тормозят развитие ребенка. Кроме того, лечение снимает симптомы возбудимости, но не устраняет причин. Убери или хотя бы снизь эти причины - ребенок будет спокойнее.

Кроме того, родители даже не подозревают, как много для ребенка они могут сделать сами. Например, освоить элементы лечебной физкультуры, заняться массажем. Дети, особенно до года, - очень динамичная и податливая материя, и главное в этот период - просто помочь процессу их нормального становления и развития. Массаж, лечебная физкультура помогают организму приобрести навыки и умения, которыми ребенок не владеет из-за тех или иных нарушений, кроме того, способствуют расслаблению или, наоборот, тонизированию отдельных групп мышц.

Для всех видов неврологических больных очень полезны упражнения на больших мячах. Найдите инструктора, который поможет вам их освоить, и пусть занятия дома станут такими же обязательными, как ежедневное умывание. А ко всему этому можно присоединить и иглотерапию, и гомеопатию. При таком подходе можно значительно сократить объем медикаментозного лечения или даже вовсе отказаться от него.

Хочу предупредить лишь об одном. Заниматься самолечением - самое неблагодарное занятие, оно может закончиться печально, если речь идет о серьезном неврологическом заболевании. Обязательно покажите ребенка врачу, которому вы доверяете, и пусть он определит, насколько необходимо в данном случае лечение и какое именно.
15 фев 2005, 11:57
Спасибо за статью. Полезная инфо. :)
15 фев 2005, 16:48
Да не за что :-). Если будут сомнения у этого доктора, лучше в ДКНП съездите или на дом оттуда вызовите. Там врачи вполне адекватные.
14 фев 2005, 17:39
Врачи сами часто объяснить не могут что это такое. Я это воспринимаю как врачу что-то не нравится в ребенке, но сам с трудом понимает что. А диагнозов понаставить и залечить (так, для профилактики/подстраховки) - любимое врачебное дело, особенно у неврологов.
14 фев 2005, 19:29
Пэп, постгипоксическая энцефалопатия. Во первых должна быть эта гипоксия, часто проблемы в родах. В выписке из рд пишут что было. Затем должно быть какой-то синдром - это то что не нравится врачу и от чего он и будет залечивать. См мыш дистонии, гипотонии и т.д., вегето- висцеральная дисфункция, гипентензионно - гидроцефальным см и т.д. НСГ - могут быть или минимальные изменения, небольшие кисты, могут быть признаки ГГС, если НСГ вобщем нормальное то диагноз можно поставить под сомнение. Иногда пишут ПЭП "под вопросом" или "в анамнезе" это если совсем уж что-то не нравится. А вообще это такой диагноз который всегда можно снять, в любой момент. И причину можно найти всегда чтобы поставить. я бы вообще этими дагнозами особо не заморачивалась. Мне масяньке тоже поставили хотя я после год только пришла. А через неделю написАли "здоровый ребенок".
Не берите особо в голову.
14 фев 2005, 20:04
Хм, а я всегда считала что это перинатальная энцефалопатия... А уж в результате чего она возникает - гипоксии или нет, это науке неизвестно. Можно только делать предположения.
15 фев 2005, 08:28
Тогда уж
Перинатальное ПОРАЖЕНИЕ головного мозга. ПЭП (в той рашифровке что я написала). Синдром....Сопутствующая патология.....
у нас классификация нервных болезней по этиологическому принципу.
15 фев 2005, 11:44
Тогда еще вопросец - как расшифровывается в этом случае буква "Э"???? ;) ПЭП - это перинатальная энцефалопатия, расшифровывается она именно так! Может кинете хоть одну ссылку, где расшифровывается по другому? Хотя, в принципе, от того как она называтся - суть ее не меняется:)
15 фев 2005, 14:45
Ну если же Вы все знаете - зачем спрашиваете тогда?
Пишите тогда диагноз полностью :-)
Потому и каша такая с этими ПЭПами, никто не может в них разобраться
Повторяю еще раз, диагноз ставится по этиологическому принципу.
17 фев 2005, 00:20
Ставится то он ставится, а название почему меняется? ;)
Ну, ПЭП - это по идее совокупность всяких диагнозов, а сейчас этот диагноз принял другое название - перинатальное гипоксически-ишемическое поражение ЦНС. Этот же диагноз ставят за границей. Но суть не меняется - каждый ребенок индивидуален, и для кого-то расширенные боковые желудочки(в частности) - наследственная норма, а для кого-то повод для серьезного лечения. Я когда стою в очереди к неврологу, частенько общаюсь с мамами пэпников - есть абсолютно здоровые дети, им ничего не назначили, окромя массажа, а есть и откровенно больные дети - один малыш совсем голову не держит и ручками двигать не может нормально(4,5 мес) - а тот же ПЭП, ГГС. И Ванька по сравнению с ним - здоров как коров.А тем не менее, как мы не опирались на ножки, так и не опираемся.Даже на цыпки.Это еще и наш парагрипп добавил. Но если у Ваньки в целом динамика положительная и при соответствующем лечении он еще и побежит и перегонит сверстников, то тот малыш еще неизвестно.
Надо смотреть не только на мм,НСГ и т.д., но и на внешние проявления болезни.
17 фев 2005, 08:37
Потому что название дурацкое :-)
Наверняка у кого-то была такая ситуация, когда НСГ нормальное вроде БЫ, а нарушение есть. Даже могу точно сказать что эти нарушения были со стороны мыш тонуса, патология рефлексов, двигательные нарушения. Это откуда? От энцефалопатии? Нет, потому что это нарушение общее ЦНС, нарушение взаимодействие выше и ниже лежащих отделов, поэтому в целом это не ПЭП в понятии энцефалопатия, а перинатальное поражение цнс.А вот дальше можно уже смотеть что это и какие причины. On the Net вобщем неплохой текст привела, но там тоже общий диагноз ПЭП сам себе противоречит и с лечением там напряженка, но в целом представление написано. (звиняюсь у меня в посте выше ошибка - не гол мозга а цнс конечно же. сейчас исправлю.)
этот диагноз уже многое объясняет. нарушение взаимодействия между отделами ЦНС уже с помощью НСГ не обнаружишь, это именно неврологический осмотр в первую очередь и как раз объясняет то почему врачу что-то не нравится и он назначает лечение. но тут опять же - что он назначает? вот это диагноз ПЭП уже и начинает сбивать с толку. Назначаются препараты для лечения мозга, а из как может раз и не нужно! Может действительно нужен только массаж, витамины а не лекарства, но нет же - у нас оит в диагнозе что у ребенка ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ, как же ему мозги не полечить? Вот мне кажется что тут собака и зарыта в этих ПЭПах. я лично сама несколько раз наступала на эти грабли в т.ч. оин раз со своим ребенком.
В результате у меня вот такой свой взгляд не пэпы сложился. И он между прочим у каждого врача есть. Выяснить бы только какой :-)
17 фев 2005, 08:40
Нет, не умею я посты править. Перинатальное поражение ЦНС.
15 фев 2005, 00:20
ПЭП ставят оч многим детям! Так же как и рахит, например. Сделайте НСГ.
15 фев 2005, 17:22
Массаж делали, лекарств не пили никаких.
15 фев 2005, 18:20
и мы так же, я забила на всех, мы сделали нейросонографию в 3 месяца, сказали, что есть незначительные признаки повышенного давления и как закатили нам список всяких разных препаратов - мама не горюй, а девочка моя спит нормально, по 2 часа, особо не рыдает просто так, активный ребенок. Мы делали массаж, гуляли, плавали в большой ванне, закаливанием занимались, ну и ГВ,сделали нейросоногр. через 3,5 месяца - все ок, никаких признаков повышенного ВДЧ,:)))
15 фев 2005, 18:34
У нас нейроносография в порядке была.
AD
AD
16 фев 2005, 00:48
Ну и что? ПЭП и ВД часто не связаны друг с другом. Мозг поражен, но давление не повышено. Не понимаю, почему все делают такую ставку на НСГ. Многие врачи говорят, что НСГ вообще не эффективна до 6 месяцев.
16 фев 2005, 09:50
автор "Ну и что? ПЭП и ВД часто не связаны друг с другом. Мозг поражен, но давление не повышено"

"Нейросонография (НСГ)

Современный, безопасный метод визуализации головного мозга, позволяющий через открытый большой родничок, швы, наружный слуховой проход или глазницу оценить состояние ткани головного мозга, образований передней, средней, задней черепных ямок и ликворных пространств, может применяться как скрининг-метод при подозрении на интракраниальное (внутричерепное) ПОВРЕЖДЕНИЕ головного мозга.

С помощью нейросонографии описывается структура и эхогенность (эхоплотность) мозгового вещества, размеры и форма ликворных пространств мозга и оцениваются их изменения.

Наиболее важными особенностями метода является его способность ыявить наличие родовых и ранних послеродовых повреждений головного мозга (церебральные кровоизлияния и инфаркты мозга) и оценить характер последствий таких повреждений, выявить атрофические изменения головного мозга и изменения мозговой ткани и ликворных путей при гидроцефалии.

Метод позволяет определить наличие отека мозговой ткани, сдавления и дислокации структур головного мозга, пороков развития и опухолей центральной нервной системы, повреждения мозга при черепно-мозговых травмах.

При повторном (динамическом) проведении нейросонографического исследования возможна оценка динамики ранее выявленных структурных изменений ткани мозга и ликворных путей.

"
может я ошибаюсь, но НСГ вроде бы дает представление не только о повышенном ВЧД, и мы его делали второй раз в 7,5 месяцев :)))
17 фев 2005, 14:44
Ой, простите девочки, у нас тут всех детей гонят на М-Эхо, и я зациклилась. Конечно, НСГ - метод диагностики
16 фев 2005, 10:47
ну уж не эффективна! Как раз очень эффективна.
Еще скажите когда родничок зарастет тогда и эффективна :-)
то то и оно, ставят диагноз ПЭП (перинатальная ЭП)а подтверждения на НСГ не получают. Вот и выкручиваются.
17 фев 2005, 13:34
У нас ПЭП поставили на основании наличия ликворной кисты головного мозга, к 5-ти месяцам она почти рассосалась, а к году ее не видно будет вообще, так что насчет неэффективности до 6 мес. - это они горячатся конечно...
17 фев 2005, 14:35
на наша педиаторша поставила 2 мес такой диагноз (хотя это только невропатолог может делать) и мне НИЧЕГО не сказала!!! Я это обнаружила, пока читала карту в очереди на прививку. Мало того, что не сказала, так и к неврапотологу не отправила. Я домой пришла, прочла в инете что нашла про ПЭП, перепугалась жутко (хотя умом понимала, что это к нас слабо относится (например, почти везде было написано, что детки с ПЭП рождаются 5/6 по Апгар, а у нас было 9/9)). Помчались к неврапотолгу, та сказала, что все в норме. Чего и вам желаем!
14 фев 2005, 21:40
Перинатальные поражения центральной нервной системы
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период.

К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды.

Антенатальный период начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта.

Интранатальный период включает в себя непосредственно сам акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка.

Ранний неонатальный период соответствует первой неделе жизни ребенка и характеризуется процессами адаптации новорожденного к условиям внешней среды.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ
В современной международной классификации болезней (МКБ-10) диагноз "перинатальная энцефалопатия" не применяется. Но учитывая установившуюся в нашей стране традицию, а, также имеющиеся трудности в ранней и точной диагностике характера перинатальных поражений головного мозга этот "диагноз" еще продолжает применяться у детей в возрасте до 1 года жизни с различными нарушениями двигательной, речевой и психической функций.
В последние годы произошло значительное улучшение диагностических возможностей детских медицинских учреждений. С учетом этого диагноз перинатального поражения головного мозга может ставиться только до конца периода новорожденности, после 1 месяца жизни ребенка невролог должен определить точный характер и степень поражения центральной нервной системы, спрогнозировать дальнейшее течение заболевания, обнаруженного у ребенка и определить тактику лечения, либо снять подозрение на заболевание мозга.

КЛАССИФИКАЦИЯ
По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода, асфиксия), травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов и смешанные, гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы.

В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в течение беременности и родов и новорожденного в первые дни его жизни, обуславливающие возможность развития различных заболеваний как на 1 году жизни ребенка, так и в более старшем возрасте.

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ
Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы:

Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.
Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.
Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.
Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.
Антенатальный период
К повреждающим факторам антенатального периода относят

внутриутробные инфекции
обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма
интоксикации
действие различных видов излучения
генетическая обусловленность
Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еше не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.

Необходимо обратить внимание на то, что в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз. хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.

В то же время есть факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации).

Интранатальный период
К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке:

длительный безводный период
отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция
родовой деятельности
недостаточное раскрытие родовых путей
стремительные роды
применение ручных родовспомогательных приемов
кесарево сечение
обвитие плода пуповиной
большая масса тела и размеры плода
Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.

Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

Постнатальный период

Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений центральной нервной системы наибольшую роль играют

нейроинфекции
травмы
ПРОГНОЗ И ИСХОДЫ
У ребенка с диагнозом перинатального поражения головного мозга после 1 месяца жизни врач в состоянии определить прогноз дальнейшего развития ребенка, который может характеризоваться как полным выздоровлением или развитием минимальных нарушений центральной нервной системы, так и тяжелыми заболеваниями, требующими обязательного лечения и наблюдения у невропатолога.
Основные варианты последствий перинатального поражения центральной нервной системы и детей раннего возраста.

Полное выздоровление
Задержка психического, моторного или речевого развития ребенка
Минимальная мозговая дисфункция (синдром гиперактивности или дефицита внимания)
Невротические реакции
Церебрастенический (посттравматический) синдром
Синдром вегетативно-висцеральной дисфункции
Эпилепсия
Гидроцефалия
Детский церебральный паралич
У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и т.д.

Учитывая недостаточно высокую медицинскую грамотность населения и дефицит детских неврологов в течение особенно первого года жизни такие дети не получают полноценной реабилитации.

Практика работы воспитателей и педагогов дошкольных учреждений и начальных классов школ свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации, дефекты осанки, аллергодерматозы, различные дисфункции желудочно-кишечного тракта и дисграфии. Спектр указанных нарушений довольно широк, разнообразен, а "набор" дефектов у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален.

Необходимо сразу же заметить, что при своевременной диагностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения, в первую очередь нервной системы, в подавляющем большинстве случаев могут быть практически полностью устранены коррекционными мероприятиями, а дети в дальнейшем жить полноценной жизнью.

С началом же занятий в школе процесс дезадаптации с проявлениями нарушений высших функций головного мозга, соматических и вегетативных симптомов, сопровождающих минимальную мозговую дисфункцию, нарастает лавинообразно.

ДИАГНОСТИКА
Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен только на основании клинических данных, данные различных методов исследования носят лишь вспомогательный характер и бывают необходимы не для постановки самого диагноза, а для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения.

Дополнительные методы исследования в диагностике перинатальных поражений центральной нервной системы

Ультразвуковая диагностика
ЭХО-ЭГ
Метод ультразвуковой диагностики, основанный на свойстве ультразвука отклоняться на границе раздела сред с различной плотностью. Метод позволяет оценить величину третьего желудочка мозга, вентрикулярного индекса и амплитуды пульсаций.

Одномерная эхоэнцефалография широко применяется в различных медицинских учреждениях, в том числе и детских, для определения смещения срединных структур головного мозга, при подозрении на внутричерепное кровоизлияние и расширение соответствующих отделов ликворных путей мозга.

Нейросонография (НСГ)

Современный, безопасный метод визуализации головного мозга, позволяющий через открытый большой родничок, швы, наружный слуховой проход или глазницу оценить состояние ткани головного мозга, образований передней, средней, задней черепных ямок и ликворных пространств, может применяться как скрининг-метод при подозрении на интракраниальное (внутричерепное) повреждение головного мозга.

С помощью нейросонографии описывается структура и эхогенность (эхоплотность) мозгового вещества, размеры и форма ликворных пространств мозга и оцениваются их изменения.

Наиболее важными особенностями метода является его способность ыявить наличие родовых и ранних послеродовых повреждений головного мозга (церебральные кровоизлияния и инфаркты мозга) и оценить характер последствий таких повреждений, выявить атрофические изменения головного мозга и изменения мозговой ткани и ликворных путей при гидроцефалии.

Метод позволяет определить наличие отека мозговой ткани, сдавления и дислокации структур головного мозга, пороков развития и опухолей центральной нервной системы, повреждения мозга при черепно-мозговых травмах.

При повторном (динамическом) проведении нейросонографического исследования возможна оценка динамики ранее выявленных структурных изменений ткани мозга и ликворных путей.

Допплерография
Метод основан на способности ультразвукового сигнала при прохождении через движущуюся среду изменять свою частоту и отражаться от этой среды и позволяет оценить величину кровотока в интрацеребральных сосудах (сосудах головного мозга) и экстрацеребральных сосудах и отличается высокой точностью при окклюзионных процессах.

Электроэнцефалография
Электроэнцефалография - это метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. Методика позволяет правильно оценить состояние функциональной активности мозга, этапы созревания биоэлектрической активности головного мозга у детей первых лет жизни и дает информацию о наличии патологических изменений биоэлектрической активности при различных заболеваниях центральной нервной системы.

Электроэнцефалографическое исследование во сне является наиболее адекватным методом оценки функционального состояния мозга детей в младенческом возрасте, поскольку дети грудного и раннего детского возраста большую часть времени проводят во сне, и, к тому же, при записи ЭЭГ во сне исключены артефакты мышечного напряжения (электрической активности мышц), которые в состоянии бодрствования накладываются на биоэлектрическую активность мозга, искажая последнюю.

Необходимо добавить, что ЭЭГ бодрствования у новорожденных и детей раннего возраста недостаточно информативна, так как у них не сформирован основной корковый ритм.

Однако на ЭЭГ сна уже в первые месяцы жизни ребенка наблюдаются все основные ритмы биоэлектрической активности, присущие ЭЭГ сна взрослого человека. Нейрофизиологическое исследование сна с использованием ЭЭГ и комплекса различных физиологических показателей позволяет дифференцировать фазы и стадии сна и тестировать функциональные состояния мозга.

Вызванные потенциалы
Вызванные потенциалы головного мозга представляют собой электрическую активность нейронов мозга, возникающую в ответ на раздражение соответствующего анализатора. По способу получения вызванные потенциалы подразделяются на слуховые, зрительные и сомато-сенсорные.
Вызванные потенциалы выделяются из фоновой спонтанной биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ) и нередко используются в определении наличия изменений проводящих путей центральной нервной системы и их динамики при перинатальном поражении ЦНС.

Зрительные вызванные потенциалы демонстрируют путь нервного импульса от зрительного нерва до зрительных зон затылочных областей коры головного мозга и используются чаще у недоношенных детей для определения состояния проводниковых путей в области задних рогов боковых желудочков, наиболее часто страдающих при перивентрикулярной лейкомаляции.

Слуховые вызванные потенциалы отражают прохождение нервного импульса от слухового нерва до проекционных зон коры головного мозга и используются чаще у доношенных детей.

Сомато-сенсорные вызванные потенциалы отражают путь, проходимый электрическим сигналом при раздражении периферических нервов до соответствующей проекционной зоны коры головного мозга и используются как у доношенных, так и у недоношенных детей.

Видеомониторинг
Представляет собой простой и относительно недорогой метод диагностики, позволяющий оценить этапы формирования спонтанной двигательной активности ребенка с момента рождения с помощью анализа видеозаписей. Оценивается спонтанная двигательная активности ребенка, своевременность и характер смены типов двигательной активности.
Сочетание проведения ЭЭГ- мониторинга в состоянии бодрствования и естественного сна со снятием других физиологических показателей жизнедеятельности ребенка (ЭНМГ, ЭОГ и пр.) и видеомониторинга позволяет более точно дифференцировать характер пароксизмальных состояний различного происхождения у детей раннего возраста.

Электронейромиография
ЭМГ (электромиография) и ЭНМГ (электронейромиография) нередко исользуются в диагностике перинатальных поражений нервной системы, в том числе и гипоксического характера (у здоровых новорожденных и детей, родившихся в гипоксии выявляется различная электрическая активность мышц, отличающаяся по амплитуде и частоте клонических сокращений мышечных волокон при различных вариантах проявлений перинатального поражения центральной нервной системы).

РентгенографическиеE8утробного развития. Незрелпметоды исследования (КТ, МРТ, ПЭТ)
Компьютерная томография (КТ)
Компьютерная томография - метод исследования, основанный на последовательном сканировании органов и частей тела человека рентгеновским лучом и последующим восстановлением изображения получаемых срезов.

Широко используемый у детей старшего возраста и во взрослой практике метод визуализации макроструктурных изменений центральной нервной системы (кровоизлияния, кисты, опухоли и т.п.) достаточно проблематично использовать у детей раннего возраста в связи с необходимостью проведения наркоза (для достижения обездвиженности ребенка).

Магнитно-резонанснаятомография (МРТ)
Магнитно-резонанснаятомография - метод исследования, позволяющий оценить не только нарушение макроструктуры исследуемого органа, но и состояние и дифференцировку ткани мозга, выявить очаги повышенной и пониженной плотности и признаки отека головного мозга.
Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ)
Позитронно-эмиссионная томография - позволяет определить интенсивность метаболизма в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.
ЛЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Поражения головного мозга в перинатальный период являются основной причиной инвалидизации и дезадаптации детей.
Лечение острого периода перинатальных поражений ЦНС проводится в стационаре, под постоянным контролем врача.

Лечение последствий поражений центральной нервной системы перинатального периода, с которыми достаточно часто приходится сталкиватю0я в этих случаях стимуляция
родовой деятельности
недостаточное раскрытие родовых путей
стремительные роды
применение ручных родовспомогательных приемов
кесарево сечение
обвитие плода пуповиной
большая масса тела и размеры плода
Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.

Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

Постнатальный период

Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений центральной нервной системы наибольшую роль играют

нейроинфекции
травмы
ПРОГНОЗ И ИСХОДЫ
У ребенка с диагнозом перинатального поражения головного мозга после 1 месяца жизни врач в состоянии определить прогноз дальнейшего развития ребенка, который может характеризоваться как полным выздоровлением или развитием минимальных нарушений центральной нервной системы, так и тяжелыми заболеваниями, требующими обязательного лечения и наблюдения у невропатолога.
Основные варианты последствий перинатального поражения центральной нервной системы и детей раннего возраста.

Полное выздоровление
Задержка психического, моторного мся педиатрам и неврологам, включает в себя медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры, довольно часто применяют иглорефлексотерапию и элементы педагогической коррекции.

Требования к лечению должны быть достаточно высокими и, надо добавить, что основной акцент в лечении последствий поражения ЦНС перинатального периода делается именно на физические методы воздействия (ЛФК, массаж, ФТЛ и пр.), в то время как медикаментозное лечение применяется лишь в ряде случаев (судороги, гидроцефалия и т.п.).

Тактика лечения основных синдромов, встречающихся у новорожденных, грудных детей и детей раннего возраста при поражениях головного мозга различного происхождения

Синдром внутричерепной гипертензии
Существенное значение в лечении повышенного внутричерепного давления имеет контроль объема жидкости в ликворных путях. Препаратом выбора в этом случае является диакарб (ингибитор карбоангидразы), уменьшающий продукцию ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности лечения повышенного внутричерепного давления диакарбом, прогрессирующем увеличении желудочков по данным методов нейровизуализации и нарастании атрофии мозгового вещества целесообразно применение нейрохирургических методов лечения (вентрикуло-перитонеальное или вентрикуло-перикардиальное шунтирвание).
Синдром двигательных расстройств
Лечение двигательных расстройств проводится в соответствии с характером двигательных нарушений.
При синдроме мышечной гипотонии (снижении тонуса мышц) применяют дибазол или, иногда, галантамин. Преимущество данных препаратов заключается в их непосредственном действии на центральную нервную систему, в то время как другие препараты действуют на периферический отдел нервной системы. Однако назначение этих препаратов должно быть очень осторожным во избежании смены мышечной гипотонии спастическими состояниями.

При синдроме мышечной гипертонии (повышении тонуса мышц) применяют мидокалм и баклофен.

Однако ведущую роль в лечении синдрома двигательных расстройств у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС играют физические методы воздействия, перечисленные выше.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости
Четкой общепринятой тактики ведения детей с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости до настоящего времени не существует, многие специалисты относятся к данному состоянию как к пограничному состоянию и советуют только наблюдать за такими детьми, воздерживаясь от лечения.
В отечественной практике некоторые врачи продолжают применять детям с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости достаточно серьезные препараты (фенобарбитал, диазепам, сонапакс и т.п.), назначение которых в большинстве случаев мало оправдано. Широко распространено назначение ноотропных препаратов с тормозным действием, таких как патногам, фенибут. Достаточно эффективно применяется фитотерапия (седативные чаи, сборы и отвары).

При наличии задержки речевого, психического или моторного развития базовыми препаратами отечественной медицины в лечении этих состояний являются ноотропные средства (ноотропил, аминалон, энцефабол). Наряду с ноотропами применяются всевозможные занятия, направленные на развитие нарушенной функции (занятия с логопедом, психологом и пр.).

Эпилепсия
Эпилепсия, или, как часто называют это заболевание в России - эпилептический синдром нередко являетп
15 фев 2005, 18:10
Нам пэп поставили после НСГ в 3 месяца, после лечения симптомы прошли
15 фев 2005, 18:31
Нам в месяц тоже поставили ПЭП в поликлинике, мы перепугались, вызвали невропатолога из Семашко, пришел, посмотрел, сказал - здоровый ребенок
16 фев 2005, 00:51
а на что он посмотрел, когда говорил, что ребенок здоров? На рефлексы? на кожу? В глаза заглянул? Ну не ставятся такие диагнозы на основе внешнего осмотра, нужно сделать УЗИ мозга, ренген шейных позвонков (на предмет родовой травмы), НСГ наконец. А в поликлинике на основании чего поставили диагноз?
17 фев 2005, 12:19
Ну нам в 1,5 мес поставила ПЭП врач из Гор невролог дет п-ки (на Кропоткинской) - слабые рефлексы, беспокойный был... А у нас просто животик болел, нам не до врача было :))УЗИ мозга показало, что мозг не все полож ему место занимает... отклонение на грани нормы, но отклонение - назначили кучу всего, лекарства и т.д. В 6 мес нас смотрел Елисеев из Семашко, сказал, что диагноз сокрее всего натянули, что деть даже опережает сверстников.
17 фев 2005, 14:52
И нас Елисеев смотрел! А диагноз в поликлинике поставили ПЭП на основе внешнего 5-ти минутного осмотра. Причем, на словах сказали, чтоо ребенок здоров, потом в карте прочитала и обалдела.
17 фев 2005, 12:23
Гипоксия в родах (истинный узел пуповины), острое многоводие наконуне родов - поставили диагноз ПЭП. В месяц на НСГ отклонений не выявили, была мышечная дистония, месяцев до 7-8 тонус ножек.
Что делали: водные процедуры,динамическая гимнастика с 3-х недель, массажи почти постоянно.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325