Меню

горшок!когда и как?

AD
18 июл 2005, 17:31
нам уже почти 9 мес. ,а я ещё и не покупала горшок своей дочке,мне всё кажется что малышка ещё не доросла.....я и не понимаю ,когда ей в туалет хочется...уже прошедшие стадию обучения,подскажите,что да как???
18 июл 2005, 17:52
в 8 Дась с удовольствием делал свои дела в горшок / так продолжалось...с неделю где-то ;-) сейчас 11 - в горшок только если подловлю - после сна писяет / каку делать категорически отказывается!!! а если просто пописять - токо стоя - сидя - ни в какую!!! :-)
19 июл 2005, 11:46
У нас вот первое время горшок был как игрушка, а купила я его месяцев в 7, чтоб бабушкам нервы сберечь ;)..самый простой ообычный круглой формы с небольшой спинкой, стоял всегда в одном и том же месте. Иногда мес.с 9 пробывала садить, когда мне казалось, что время пришло сделать дела, если отказывалась, то не настаивала...попозже где-то с годика сажали на горшок игрушки, резиновые демонстрировали процесс, вот как то само собой, может и поздно, но моя доча сама без проколов начала садиться на горшок в 1.7 мес...:)
почитайте:-)
19 июл 2005, 16:55
ПСИХОТЕХНИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА
""...Разрешение, которое дает родитель, должно быть интериоризовано, чтобы стать элементом структуры собственной воли. Повторим еще раз: у цивилизованного человека в той мере, в какой он цивилизован, ничего не может происходить "само" (а если происходит, то это осознается им как невроз, с которым он обращается – или не обращается – к психотерапевту).

Возьмем пример уринации, хорошо соответствующий метафоре водопроводного крана. После того как ребенок твердо усвоил, что нельзя писать в штанишки, а можно писать только на горшок (позже -в туалете), "это" не происходит "с ним" само собой, как только он сел на горшок или на сиденье унитаза, по закону условного рефлекса. Ребенок сам [23] должен дать себе команду, что теперь можно, и расслабить мышцы сфинктера. И, как хорошо известно, дети довольно скоро осваивают (и превращают в игру) возможность расслаблять их частично, продолжая контролировать уринацию [24].

С точки зрения интересующей нас темы интеграции спонтанности и произвольности важно заметить, что разрешение может быть реализовано двумя способами: (1) путем расслабления мышц, препятствующих спонтанному действию, или (2) путем приведения в действие мышц, осуществляющих аналогичное действие произвольно. Мы уже говорили об этом применительно к дыханию; приведем еще несколько значимых примеров.

Один врач-натуропат рассказывал мне, сколько вреда приносит организму приучение ребенка к искусственному напряжению мышц, произвольным образом обеспечивающих дефекацию ("туженье"). Во многих семьях принято требовать от ребенка "сходить по-большому" в определенное время (например, перед дальней дорогой, или просто "по расписанию"). Между тем сохранившийся (или восстановленный) механизм спонтанной дефекации, как уверял меня этот врач, обеспечивает, кроме своей непосредственной функции, ряд других, столь же важных для организма (не помню, к сожалению, каких именно).

То же различие применительно к сексуальному акту лежит в основе одной из фундаментальных психоаналитических и биоэнергетических концепций – оргастической теории Вильгельма Райха [25], влияние которого на Ф.Перлза до сих пор недостаточно осознается его гештальт-последователями.
..."
http://psy-tech.iphosting.ru/tech/individ/papush/3-1-5.shtml


К вопросу о выработке у ребенка навыка пользования горшком
""Проблема обучения детей первых лет жизни пользованию горшком привлекает внимание врачей-педиатров и родителей. До последних лет остаются спорными вопросы о сроках начала выработки туалетных навыков у ребенка и ее методике. Особое внимание к этому вопросу было привлечено в связи с увеличением срока пользования подгузниками у детей раннего возраста после широкого внедрения детских одноразовых подгузников в практику ухода за ними. Высказывались предположения о том, что эта тенденция обусловлена значительно большей сухостью кожи ребенка в одноразовом подгузнике по сравнению с марлевым.

В условиях, когда пеленки и подгузники стирали вручную, родители стремились приучить ребенка к горшку с как можно более раннего возраста. Это было нечто похожее на соревнование: чей ребенок раньше начнет проситься на горшок. Некоторые матери испытывали особенную гордость, приучив своих детей к туалету в 5 или 6 месяцев. Однако, выработанные рефлексы часто оказывались нестойкими и дети снова начинали мочиться в пеленки. После внедрения одноразовых подгузников туалетные навыки у детей стали формировать позже.

Изучение срока, в течение которого ребенок нуждается в пеленках или подгузниках было проведено в 1985 году профессором Такахаши в Японии. В одной группе дети пользовались обычными марлевыми подгузниками, а в другой - одноразовыми. Кроме того, в исследовании участвовали идентичные близнецы, при уходе за одними из которых использовались марлевые подгузниками, а за другими - одноразовые. Результаты исследования показали, что обе группы детей перестали носить подгузники в одно и то же время: в возрасте в среднем 27 месяцев, что на 6 месяцев больше чем средний показатель 20 лет назад. Не было разницы и у близнецов. Таким образом в ходе исследования не было получено данных, свидетельствующих об удлинении периода пользования одноразовыми подгузниками из-за ощущения сухости.

Это же исследование показало, что на возраст выработки туалетных навыков влияет пол ребенка. Помимо этого дети, живущие в семьях с бабушками (дедушками), приучались пользоваться горшком раньше. Так, 68% таких детей не использовали одноразовые подгузники в возрасте 30 месяцев, тогда как у детей, не проживающих с бабушками (дедушками), этот показатель составил 58%. Эти данные показывают, что ведущую роль в выработке туалетных навыков у ребенка наряду с его готовностью к обучению играет не тип используемых подгузников, а время и внимание, уделяемое ребенку взрослыми членами семьи.

Обучение и выработку навыков пользования горшком нельзя рассматривать в отрыве от общего психосоматического развития ребенка, приобретения таких навыков, как двигательные, языковые, социальные и др. Известно, что созревание нервной системы и социальные факторы играют важную роль в контроле физиологических отправлений (мочеиспускание, акт дефекации), как и вообще в приобретении всех гигиенических навыков у ребенка. Перед началом обучения ребенок должен уметь ходить, нагибаться и поднимать небольшие предметы. Легче начинать обучение, когда ребенок не только хорошо понимает слова, но и сам начинает их произносить и может объяснить родителям, что он хочет.

Готовность ребенка к обучению можно определить по наличию одного или нескольких признаков.
Ребенок:


Остается сухим в течение не менее 2 часов, или просыпается сухим после дневного сна;
Придерживается регулярного "графика" испражнений;
Словами, жестами, мимикой дает понять, что настало время мочеиспускания или дефекации;
Испытывает дискомфорт от загрязненных подгузников и выражает желание их сменить;
Ребенок умеет снять и надеть штанишки и войти и выйти из туалета;
Ребенок хочет носить штанишки для взрослых.
Психиатры и физиологи считают возраст 12-18 месяцев оптимальным периодом для начала целенаправленной выработки туалетных навыков у ребенка, потому что большинство детей не готовы к обучению в более раннем возрасте. Однако, не все дети развиваются одинаково. Некоторые не готовы к обучению до возраста 36 месяцев. Для этих детей 3 года - "самое время" для начала обучения. Главную роль играет не возраст ребенка, а уровень его развития.

Не менее важным является готовность родителей и их отношение к приучению ребенка своевременно проситься на горшок. При этом следует помнить о необходимости установления взаимопонимания между родителями и ребенком, а также активного освоения новых навыков со стороны самого ребенка. Детям нужно предоставить право принимать участие в выработке навыков пользования туалетом. У детей в возрасте от 1,5 до 2 лет проявляется сильное стремление к самостоятельности. У них развиваются определенные ощущения, что они могут управлять собственным телом и окружающей их средой. Дети испытывают сильное удовлетворение, научившись ходить в туалет. Однако, особенно важно, чтобы ребенок мог научиться этому сам. Вот что сказал по этому поводу Доктор Майкл Йеллинек, доцент кафедры психиатрии Гарвардского медицинского колледжа: "Когда ответственность за все мероприятие перекладывается на ребенка, то навыки приобретает он сам, в отличие от ситуации, когда родители или воспитатели заставляют его пользоваться туалетом, и ребенок ощущает насилие над собой".

Оценивая готовность ребенка к освоению туалетных навыков, родители также должны помнить, что от них потребуется более высокая терпеливость и внимательность к ребенку, чем на протяжении периода, когда он находился в подгузниках. Пока ребенок носит подгузник, родители имеют некоторую свободу в выборе времени для его смены. Ребенок во время обучения не имеет такого выбора времени и требует внимания тогда, когда он сидит на горшке или унитазе. Поэтому, возможно, родителям нужно будет пересмотреть графики своей занятости и выбрать время для обучения ребенка тогда, когда они смогут уделить ему больше внимания.

Что касается длительности выработки стабильных туалетных навыков, то сроки обучения могут колебаться в очень широких пределах. У одних детей процесс обучения занимает несколько месяцев, в то время как другие могут освоить навык пользования горшком значительно быстрее. Все зависит от степени готовности ребенка к освоению этого навыка и адекватности методики обучения. Рекомендуется высаживать ребенка на горшок на 3-5 минут вскоре после кормления, до и после сна, перед и после прогулки. Важно поощрять ребенка проситься на горшок, распознавать желание отправить естественные надобности, сдерживать себя до тех пор, пока он не сядет на горшок или унитаз, спокойно и положительно относиться к неудачам.

При правильном обучении навыкам туалета с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, использование одноразовых подгузников не приводит к увеличению возраста, в котором дети обучаются пользоваться горшком.""
Середа Е.В. - профессор, главный научный сотрудник отдела пульмонологии Научного Центра здоровья детей
http://www.mamka.spb.ru/art13.html


Горшок и контроль сфинктеров


Грудной ребенок, в особенности в течение первых 8-ми месяцев жизни, опорожняет свой мочевой пузырь и кишечник обычно сразу после кормления. Его можно приучить сидеть на горшке начиная с 6-8 месяцев. Этот рефлекс может исчезнуть в период прорезывания зубов, при изменении некоторых привычек и в особенности, когда ребенок начинает ходить без поддержки (12-16 месяцев). Контроль сфинктеров у грудного ребенка не может быть осознанным; ребенок начинает «сознательно» пользоваться горшком не раньше 15 или 18 месяцев.

Первый признак сознательного контроля наблюдается тогда, когда ребенок, который хочет помочиться, показывает пальцем горшок. Он извещает мать, но не дает ей времени прийти ему на помощь. Лишь между 18 и 24 месяцами ребенок предупреждает своевременно окружающих и может подождать, пока его посадят на горшок. В 2,5 года некоторые дети сами спускают штанишки и садятся на горшок без посторонней помощи, гордясь своим «достижением». Контроль выведения фекалий устанавливается обычно раньше контроля мочевого пузыря. К 2,5 годам большинство детей лишь случайно мочатся в штаны. Девочки становятся чистоплотными раньше, чем мальчики.

1. В приобретении навыка чистоплотности участвуют следующие факторы:

а) Созревание.

Механизм контроля сфинктеров является весьма сложным и зависит от созревания нервной системы. Вообще, существует некий семейный компонент: некоторые дети привыкают быстрее или медленнее к чистоте, как это наблюдается и в случае сидения, ходьбы или речи. Энурез существовал обычно и у других членов семьи. Любой ребенок проходит последовательно через следующие стадии: автоматическая эвакуация мочи (в младшем грудном возрасте); осознание наполненности мочевого пузыря (ребенок в возрасте 18 месяцев извещает мать); противодействие сокращению мышц мочевого пузыря и удерживание мочи благодаря подъемной мышце заднего прохода; стадия, при которой ребенок может контролировать внутрибрюшное давление при помощи диафрагмы и брюшных мышц; последняя стадия - во время которой ребенок может выпускать мочу или прерывать струю, независимо от наполненности мочевого пузыря. Емкость мочевого пузыря ребенка в возрасте 2,5 лет вдвое больше, чем у ребенка в возрасте 2-х лет.

б) Воспитание.

Ребенок учится контролировать свой мочевой пузырь отчасти из подражания, отчасти благодаря воспитанию. Последнее состоит главным образом в помощи, оказываемой ребенку по мере его развития; если мать не дает ему возможность помочиться в горшок в первый же раз, когда он изъявил это желание, ребенок труднее приучится пользоваться горшком.

в) Обусловленность.

Грудного ребенка можно обусловить (побудить) мочиться путем контакта ягодиц с краями горшка. Если ребенка наказывают за то, что он не использовал горшок или заставляют сесть на горшок в то время, когда ему хочется бегать, он будет настроен противиться горшку, ассоциируя образование навыка с понятием наказания.

г) Формирование личности («я») и характера ребенка.

Начиная с возраста 1 года ребенок находится в разгаре периода отрицания и любая попытка заставить его выполнить то или иное задание против его воли (в особенности «ходить» на горшок) оканчивается неудачей. Некоторые дети более своенравны, чем другие, и похожи на своих родителей. Ребенку доставляет удовольствие видеть, как весь дом заботится о том, чтобы он сходил на горшок. Мать садится около него и лаской, лестью пытается убедить его испражняться, в то время как он наслаждается, отвечая ей отказом; горшок служит ему средством передвижения, игрушкой или шляпой. Ребенок может удовлетворять свое «я» и потребность привлекать к себе внимание и другими средствами, не только отказом от горшка. К несчастью, момент приобретения навыка чистоплотности точно совпадает с моментом отрицания. Наибольшая часть сфинктерных расстройств происходит благодаря тому, что ребенка принуждают, а ребенок отказывается от принуждения. Проситься на горшок без нужды - еще одно средство привлекать к себе внимание. Ребенок вскоре обнаруживает, что стоит ему попроситься на горшок, и мать оставляет все, чтобы заняться только им, так что он снова начинает проситься на горшок через каждые пять минут. Мать не смеет ему отказывать, думая, что ребенку действительно нужен горшок и что он не приучится к горшку, если она не принесет его немедленно. Правда, в этом возрасте мочеиспускание - дело срочное и ребенок будет чистым, если окружающие заботятся об этом, но нелегко выяснить, является ли нужда реальной или только маневром, чтобы привлечь к себе внимание. В последнем случае мать не должна удовлетворять желание ребенка; нужно приносить горшок только через определенные промежутки времени, которые она считает подходящими. Если ребенок мочится слишком часто, надо обратиться к врачу.

д) Личность матери и отсутствие знаний.

Мать, которая решает «дрессировать» ребенка слишком рано, по всей вероятности, может столкнуться с отказом ребенка садиться на горшок.

Мать не отдает себе отчета в нормальных вариациях усвоения чистоплотности и к своему отчаянию констатирует, что в этом отношении ее ребенок отстал от других. Она наказывает ребенка, а он реагирует, отказываясь от горшка или мочась в штаны. Некоторые матери ошибочно полагают, что условный рефлекс грудного ребенка (соприкосновение с Ночью ребенок еще не в состоянии контролировать себя; он может мочиться в постель даже во время короткого сна. Ему можно помочь, усаживая его на горшок перед тем, как, уложить спать. Пока он еще мочится ночью, следует ему подкладывать в постель чистые пеленки. Лучше пользоваться пеленками или памперсами, чем ругать его, когда он мочит простыни. Не надо будить ребенка ночью, чтобы сажать его на горшок. Он не может оставаться чистым всю ночь, пока у него еще не выработался полный контроль сфинктеров в течение дня. Обычно ребенок в 2,5-3 года остается чистым и ночью (некоторые дети сами встают ночью и мочатся без посторонней помощи).

http://my-famaly.narod.ru/gor.htmll

Дорога к горшку

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.

Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит – уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?

Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.

Как только, на каком нибудь дне рождения, вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.

Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа, ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя, из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!

Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...

И это предмет отдельного разговора.

Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.


* * *
Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание, поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.

Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!

С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?

Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.

И, прежде всего, вот о чем.

Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?

Ответ однозначен – не много, а если точнее не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.

Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.

Но что, в данном контексте, означает словосочетание «рано или поздно»?

Рано, это когда – в полгода или в год? Поздно, это когда – в три года или в четыре?

И ответа однозначного здесь нет и быть не может.

Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю – лично вашими!

Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;

Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах, сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;

Не категорическими утверждениями крупных «специалистов» о том, что подгузники вредны и «вам должно быть стыдно и вообще уже пора».

Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.

Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но, упомянутое исключение, лишь подтверждает общее правило.

Итак, вы решили, что действительно пора.

Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком – успех придет к вам пренепременно. Да возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.

Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.

Этим мы и займемся, пожалуй.


* * *
С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т.е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума.

Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1. Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него);

2. Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.

3. Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развитияребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пипи», а ходит по большому исключительно после «аа». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пипи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пипи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. Т.е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пипи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пипи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается родители, пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

2. Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.

3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале – от 1-го до 3-х лет.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

- установление более-менее стабильного режима дефекации;

- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

- знание частей тела и названий предметов одежды;

- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

- демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».


* * *
Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка, должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как в прочем и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время – лето. Легче освободится от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.

5. В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок – обращаем внимание на то, какие мы молодцы и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, – это горшок, на нем писают и какают. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж, как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочится – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…


* * *
Итоговое наблюдение из практики.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны – явление довольно типичное. При этом, главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.

- А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

- Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»… Надеюсь, аналогия понятна.

ЕОК
http://www.komarovskiy.vostok.net/statti/st4-10.htmll

Эта пед.минутка написана в 1966 году, но она остается актуальной и теперь, когда писание доморощенных программ стало модным способом самовыражения.
Вировляиский М.А. (Автореферат диссертации)
КАК ПРАВИЛЬHО САЖАТЬ РЕБЕHКА HА ГОРШОК
Правильная посадка ребенка на горшок имеет громадное значение в деле его физического и психического развития. Трудно переоценить роль этого мероприятия, когда речь идет о становлении личности ребенка, о формировании его индивидуальности. Горшок органически входит в жизнь ребенка и тем самым создает возможность для успешного решения сложных педагогических задач. Правильная организация отношения ребенка к своему горшку может стать отличным средством воспитания у ребенка собранности, а также быстрой реакции и способности к решительным и точным действиям в критическую
20 июл 2005, 12:10
Мы не насиловали, сам сел в 1.10 примерно и сразу, за один день стал туда ходить и сам выливать! Проколы, конечно, есть НО немного!))
19 июл 2005, 11:00
Горшок - лишний этап. Главное, чтобы ребенок был без подгузников как можно с раньшего возраста и понимал эти дела. Сначала будет на пол писять-какать, потом на унитаз, горшок только как походный вариант.
Как я рада Вас видеть!!! ;) Где Вы пропадали все это время?
19 июл 2005, 13:37
Находился в отпуске по уходу за малолетней хулигановной, 50 дней. (мероприятие называлось всей семьей на сессию мамы)
Бумс! Вы - героический отец! =D> =D> =D> (воздвигает нерукотворный памятник)
Как сессия, сдалась успешно?
19 июл 2005, 15:21
Ужасно успешно - НИ ОДНОЙ двойки !!!
Спасибо !
19 июл 2005, 13:04
С 8 месяцев я стала высаживать дочку на горшок после сна и после каждой еды. В промежутках - надевала памперсы или (по настроению) подлавливала и высаживала каждые 10-15 минут. Дочка какала только после сна и еды, так что к 10 месяцам она уже сама терпела до горшка и какала только туда.

С года и восьми начала сама проситься на горшок. А до тех пор - эти самые высаживания. Никогда никаких протестов против горшка не было, как игрушку его не воспринимала.
19 июл 2005, 18:12
Пока Машка сама не захотела ( в 2 и 2 мес), ничего не помогало. ИМХО, дите должно дозреть!
20 июл 2005, 00:48
пока само дите не захочет, бесполезно... моему 2 года, в туалет (взрослый) - без проблем... а какать... исключительно в трусы.. редко когда в горшок... тож проблема!
20 июл 2005, 13:08
у меня дочка сама села на него в 2 и 2,до этого никак.
20 июл 2005, 23:19
купите к году пусть стоит. А там видно будет. Моя стала сама садится на горшок в 2,2 примерно. до этого с 9-10 месяцев я ее высаживала, после 1,3-1,4 она стала категорически отказываться даже садиться на горшок, а потом вдруг сама стала.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325